Классификация документов
При классификации по назначению выделяют следующие виды бухгалтерских документов. 1) организационно-распорядительные; 2) оправдательные; 3) комбинированные; 4) бухгалтерские документы, заменяющие оправдательные. В ООО «Крона» существуют Организационно-распорядительные документы — это приказы, доверенности, распоряжения и т. д. Эти документы содержат распоряжение, предоставляющее право на осуществление хозяйственных операций. Например, платежное поручение, учетная политика предприятия устанавливается приказом, который относится к организационно-распорядительной документации. К организационно-распорядительной документации на этом предприятии относятся и приказы по подотчетным суммам (устанавливает круг подотчетных лиц, срок на который выдаются денежные средства), приказы о приеме на работу, по увольнению с работы, приказы о направлении работников в командировки, приказы о назначении инвентаризационной комиссии, в этих приказах устанавливается перечень лиц, входящих в комиссию, порядок проведения инвентаризации. Отличительной особенностью организационно-распорядительной документации является то, что информация из нее не переносится непосредственно в учетные регистры. К оправдательным документам относятся акты приемки-сдачи, накладные, приходные ордера, инвентаризационная опись и т. п. Такие документы составляются в момент совершения хозяйственной операции и являются первичным источником информации об ее выполнении. Coдержащиеся в них данные заносятся в учетные регистры. Существуют также в ООО «Крона» комбинированные документы, которые сочетают в себе одновременно распоряжение и исполнение. К ним относятся, например, расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости, которые содержат распоряжение: «Уплатить в срок до___(указывается дата)», исполнительную составляющую — расчет заработной платы, причитающейся к выплате, и подписи о получении зарплаты, авансовые отчеты подотчетных лиц по командировке. По содержанию хозяйственных операций выделяют: - документы по учету материальных ценностей (накладные, акты и др.); -документы по движению денежных средств (чек, платежные поручения, объявления на взнос наличными и т. д.); - документы по учету расчетов, например, с контрагентами (счета – фак- туры, договора и т. д.). Документы также различаются по срокам хранения. Существуют различные сроки хранения документации. Предприятие должно обеспечить сохранность документации в соответствии с предписанными им сроками. Для бухгалтерского учета особенно актуально подразделение документов на три основных группы: 1) . Первичные учетные документы. 2) . Регистры бухгалтерского учета. 3). Отчетность. Первичные учетные документы — это документы, которые фиксируют факты хозяйственной деятельности. Регистры бухгалтерского учета создаются на основе первичных учетных документов и служат для накопления информации и се систематизации с целью отражения на счетах бухгалтерского учета. На основе первичных документов составляются сводные учетные документы (регистры): карточки, ведомости, журналы. Так на основе банковских выписок и платежных документов составляется журнал – книга доходов и расходов, на основе приходно-расходных документов составляется кассовая книга. Эти регистры бухгалтерского учета ведутся в хронологической последовательности.
Бухгалтерская отчетность представляет собой документы, отражающие систему данных об имущественном и финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности. Такие документы составляются на основе данных бухучета по установленным формам.
На каждой стадии документирования документы не однородны. Они отличаются объемом учетных работ и зависят от размера предприятия и количества хозяйственных операций. Хранение документов Ведение бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятия завершается обеспечением сохранности документов, которые подлежат хранению, в соответствии с правилами хранения управленческой и бухгалтерской документации. Существуют нормативные акты, регламентирующие порядок и сроки хранения — Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утвержденное Минфином СССР от 29 июля 1983 г. № 105), Закон о бухгалтерском учете, Налоговый кодекс РФ, Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержденный Росархивом от б октября 2000 г.).
В соответствии со статьей 17 Закона о бухгалтерском учете предприятия и организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры учета и отчетность в течение сроков, устанавливаемых по правилам организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет. В связи с этим на предприятии выделено помещение под хранение документов и назначен сотрудник предприятия, отвечающий за сохранность архива. Ответственность за организацию архива на предприятии несет руководитель. Положением о документах и документообороте установлен порядок подготовки документов для хранения и сдачи в архив. До сдачи в архив документы хранятся в бухгалтерии в специальных закрывающихся металлических шкафах, где обеспечена их сохранность. За сохранность первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, их подготовку к сдаче в архив и сдачу в архив несет ответственность главный бухгалтер. Документы обычно переплетаются, подшиваются в папки в хронологическом порядке во избежание утери. В папках документы подшиваются по предметному признаку, например, папка по кассовым документам, авансовые отчеты, переписка, земельный налог, транспортный и т.д. Подготовка документов для сдачи в архив завершается составлением справки (описи) для архива. Выдача документов из архива производится по распоряжению главного бухгалтера. Сроки хранения управленческой и бухгалтерской документации установлены в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков их хранения. Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения документов, которые были закончены делопроизводством в 2009 году, начинается с 1 января 2010 года. Особое внимание следует уделять хранению документов, связанных с начислением заработной платы на предприятии. Срок хранения лицевых счетов сотрудников определяется по формуле;
75-Л(лет), где Л — возраст лиц на момент прекращения ведения лицевого счета. Расчстно-платежныс ведомости на выдачу заработной платы хранятся в течение 5 лет. Если на предприятии не ведутся лицевые счета сотрудников — 75 лет. Лицевые счета лиц, получавших пенсии или государственные пособия, хранятся в течение 5 лет с момента прекращения выплат. В случае прекращения деятельности предприятия документы, связанные с заработной платой сотрудников, подлежат сдаче в государственный архив. Налоговый кодекс содержит указания по хранению данных бухгалтерского учета. Так, согласно статье 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан в течение 5 лет обеспечить сохранность данных бухгалтерского учета в других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги. Согласно п.98 Положения по ведению бухгалтерского учета предприятие обязано хранить бухгалтерскую документацию не мене пяти лет. Налоговый кодекс не устанавливает срока хранения для документов, не относящихся к первичным. Вместе с тем налоговики настаивают, чтобы журнал кассира-операциониста, контрольные ленты, Z-отчеты, как и первичные документы, хранились пять лет (письмо УФНС России от 12.01.2007 №22-12/1144).
Документы, срок которых определен «Постоянно», подлежат государственному хранению в соответствии с Положением о Государственном архивном фонде. Документы, срок которых определен «До истечения срока надобности», хранятся в течение периода, установленного по усмотрению организации. Это связано с тем, что указанные документы имеют практическое значение лишь для деятельности предприятия. Организации, документы которых не подлежат приему в государственный архив, уничтожают те документы, по которым истек срок хранения или отпала необходимость. Уничтожение документов оформляется актом за подписью руководителя предприятия. Нарушение сроков хранения, а также порядка уничтожения документов влечет за собой уголовную и административную ответственность, установленную законодательством Российской федерации, в том числе за нарушение законодательства об архивном фонде РФ. И так, характерная особенность бухгалтерского учета состоит в том, что он основан на строгом документировании хозяйственных операций. Это требование закреплено в Федеральном законе « О Бухгалтерском учете» основанием для любой записи в регистрах бухгалтерского учета являются надлежаще оформленные первичные учетные документы. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны быть подтверждены соответствующими оправдательными документами.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |