Рассмотрение стратегических альтернатив организации и выбор стратегии.
12
Основная задача стратегического менеджмента – выбор стратегии предприятия. Этот процесс поделен на этапы: Ø разработка и создание стратегий. На этом этапе создается возможно большее число альтернативных стратегий с участием управленцев всех уровней; Ø доводка стратегии до уровня соответствия целям развития организации, формирование общей стратегии; Ø анализ и оценка. На выбор стратегии влияют многочисленные факторы. Важнейшие из них: Ø вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация; Ø состояние внешнего окружения, его предсказуемость; Ø характер целей, которые ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджера; Ø уровень риска; Ø внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны; Ø опыт реализации прошлых стратегий. Позволяет избежать повторения прошлых ошибок, но ограничивает выбор; Ø фактор времени.
Многофактурность выбора стратегии предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых осуществляется окончательный выбор. Стратегические альтернативы –набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегических целей организации в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование ресурсов. Организации образуют огромное количество комбинаций стратегий, которые основаны на нескольких базовых стратегиях: Ø ограниченный рост. Стратегия целесообразна в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируется в соответствии с изменением внешней среды. Самый легкий, наиболее удобный наименее рискованный способ действия; Ø рост – оптимальная стратегия для динамично развивающихся отраслей с быстро меняющейся технологией; уровень развития текущего года должен превышать уровень предыдущего. Этой стратегии придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации с тем, чтобы покинуть рынки, находящиеся в стагнации. Может иметь место внешний рост (например, приобретение другой фирмы), внутренний рост (расширение ассортимента выпускаемой продукции); Ø сокращение (стратегия последнего средства), например, ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация. При этой стратегии уровень целей текущего периода ниже предыдущего. Ее используют, если никакие средства не помогают наладить все ухудшающееся положение предприятия; Ø комбинированная стратегия, то есть любое сочетание рассмотренных выше базовых стратегий.
7. Реализация стратегического плана: тактика, политика, процедуры, правила.
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и проведения. Основными компонентами формального планирования являются тактика, политика, процедуры и правила. Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена. Вот некоторые характеристики тактических планов: Ø тактику разрабатывают в развитие стратегии; Ø тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия; Ø в то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. После составления долгосрочных и тактических планов необходимо приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики. Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижений целей. Для руководства управленческим действиями одной политики часто недостаточно. В этом случае разрабатываются процедуры. Процедуры – предписание относительно того, какие действия предпринимать в конкретной ситуации. Чтобы решить небольшие, но важные проблемы, когда для достижения целей требуется высокая степень подчинения, используются правила. Правила – точное определение того, что следует делать в каждой конкретной ситуации.
Планирование действий.
Стратегический планирование – это процесс формулирования миссии и целей; выбора стратегии для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение для обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, его задача – обеспечивать нововведения и изменения в достаточном объеме, для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием; обычно заканчивается установлением общих направлений, кот обеспечивают рост и укрепление позиций организации. Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации, чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи всех подразделений организации, видов ее деятельности и всю сложную систему планов, процесс стратегического планирования нужно организовать и формализовать. Очень важно создать систему стимулирования за предложение включения в систему планирования современных вычислительных технологий, экономико-математических методов и моделей, что позволяет значительно поднять средний уровень плановой работы в организацию и обоснованность принимаемых решений. Таким образом, формализация процесса планирования позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена. Версия процесса стратегического планирования представлена на рис.1.
9. Оценка стратегического плана.
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни – сверху вниз. Существует ряд критериев, как количественных, так и качественных, которые используют в процессе оценки.
10. Формирование бизнес-плана как важный этап в реализации стратегии фирмы.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства, и конечные финансовые показатели работы. Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год. Показатели бизнес-плана основываются на технологических и технико-экономических расчетах, проработке инженерных решений и показателей эффективности, ликвидности и финансовой устойчивости по данному объекту инвестирования. Бизнес-планом пользуется несколько категорий юридических и физических лиц: Ø разработчики, которые в процессе разработки уясняют наиболее важные проблемы производства, разрабатывают вопросы маркетинга, организации управления и контроля, поиска партнеров; Ø сотрудники предприятия, которые, принимая участие в подготовке, получают четкое представление о стратегических направлениях развития своего предприятия и тактике роста; Ø потенциальные инвесторы, кредиторы, организаторы инвестиционных конкурсов, которых необходимо убедить в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.
Заключение
Программно-целевое управление невозможно без четкой стратегической ориентации на всех уровнях организации. Выработка стратегии должна осуществляться в каждый конкретный период времени с учетом требований внешней среды, т.е. рынков сбыта продукции, а также требований к качеству продукции, услуг. Выработанная стратегия проверяется на соответствие выбранным целям организации и окончательно доводится до реализации с обязательным учетом стадий жизненного цикла продукта. Стратегия в менеджменте представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем, стратегию можно рассматривать как общий комплексный план, чтобы обеспечить осуществление миссий и достижения хозяйственных целей организации. Суть стратегического управления заключается в том, что фирма с одной стороны существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой стороны структура управления ей построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создания управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему плана. Стратегическое управление родилось из стратегического планирования, который составляет его сущность.
Список литературы
1. Васильченко Н.Г. Современная система управления предприятием (учебно-практическое пособие). – М.:ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез" совместно с ООО "Журнал "Управление персоналом", 2003. – 320с. 2. Менеджмент (конспект лекций). – М.: "Издательство ПРИОР", 2002. – 192с. 3. Менеджмент: Учебник для вузов / М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998. – 343с. 4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: "Дело", 1992. – 702с.
12
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |