Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Особенности автотранспортных преступлений.



2019-12-29 367 Обсуждений (0)
Глава 3. Особенности автотранспортных преступлений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Как уже отмечалось, среди неосторожных преступлений около 75 % составляют автотранспортные преступления.

Автотранспортные преступления - собирательное криминологическое понятие, охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.[10]

Научно-технический прогресс в области автомобилестроения, постоянное увеличение парка автомашин привели к резкому увеличению числа происшествий, тяжесть последствий которых постоянно возрастает. В нашей стране ежегодно регистрируется 150—180 тыс. различных дорожно-транспортных происшествий (преступлений и правонарушений), от автотранспортных происшествий ежегодно погибают свыше 30 тыс., получают травмы свыше 200 тыс. человек.

Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в России многократно выше, чем в других странах. Так, ежегодно у нас на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий приходится до 14 погибших, что в три-четыре раза больше, чем в Европе, Америке, Японии.

Структура автотранспортных преступлений включает несколько видов нарушений таких правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, как превышение скорости движения (18,9%), нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения (15,9%), проезд перекрестков (свыше 23% их общего числа), управление транспортом без прав или несоответствие права на вождение его категории (39,7%), управление транспортным средством в состоянии опьянения (12%), управление транспортным средством при наличии неисправностей автомобиля (2%). Кроме того, свыше 26% от их числа связано с плохим состоянием автомобильных дорог. Эти нарушения вызывают последствия в виде столкновений с другим автотранспортным средством, с животными; наездов на людей; опрокидывания транспортных средств и выпадения людей из них. Две трети автотранспортных преступлений (и три четверти аварий) связаны с нарушением только со стороны водителей; треть - со "смешанной с другими участниками движения виной". Каждый третий водитель находился в момент преступления в состоянии опьянения.[11]

Наибольший удельный вес среди жертв дорожно-транспортных происшествий составляют водители - 34% и пешеходы -38%, а получивших ранения - соответственно 32 и 35%.

Основными видами нарушений ПДД пешеходами, послужившими причинами ДТП являются:

1. Переход через пр. часть в не установленном месте, вне пешеходного перехода - 69,4%

2. Пешеходы в состоянии опьянения - 17,7%

3. Неожиданный выход из-за ТС, сооружений - 13,0% [12]

Преобладающая часть автотранспортных преступлений приходится на окончание рабочего времени (17 - 19 ч.) и вечерние часы (22 - 24 ч.), причем в вечернее время большинство виновных - водители личного транспорта. "Пик" аварийности у последних - апрель (выезд после длительной зимней стоянки транспортного средства).

53,6 % от общего количества ДТП происходят в сельской местности. При этом показатель тяжести последствий ДТП в сельской местности почти в два раза выше, чем в городах (70% - со смертельным исходом). Наиболее криминогенной группой среди водителей, управляющих транспортными средствами в сельской местности, являются трактористы. Ежегодно по их вине совершается около семи тысяч ДТП, каждое третье из которых – в результате управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.[13]

Следует также выделить некоторые особенности механизма совершения автотранспортных преступлений:

Во-первых, эти преступления являются результатом создания аварийной ситуации, которая возникает в процессе сложного взаимодействия нескольких участников дорожного движения между собой и с обстоятельствами, определяющими объективную обстановку движения. В данном случае как бы пересекаются несколько линий развития причинно-следственных связей и условий.

Во-вторых, в процессе совершения автотранспортных преступлений взаимодействуют процессы и явления социального, технического и природного характера (хотя последние лишь опосредованно влияют на действия участников движения, приводящие к созданию аварийной обстановки).

Говоря о личности правонарушителей этого вида преступности, необходимо отметить следующее.

Среди правонарушителей преобладают мужчины. Женщины составляют менее 2%. Связано это главным образом с устойчивым, неравным соотношением мужчин и женщин среди водителей транспортных средств. Однако дело не только в этом. Судебная, следственная и административная практика свидетельствует, что женщинам-водителям свойственна большая дисциплинированность, аккуратность, редкие случаи управления автомобилями в нетрезвом состоянии. Смертность от дорожно-транспортных происшествий по вине мужчин в 5-6 раз выше, чем по вине женщин[14]. Однако в последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди водителей, совершающих неосторожные преступления, за счет, главным образом, увеличения парка личных автомобилей индивидуального пользования, которыми нередко управляют женщины.

Что касается возрастной характеристики, то наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют лица в возрасте 18 - 24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения машин в сочетании с завышенной оценкой своих психофизиологических возможностей, склонностью к лихачеству, частым употреблением спиртных напитков. Так, виновниками половины аварий, где погиб­ло и было травмировано три и более человек, оказа­лись водители 18-24 лет. На их долю приходится боль­шая половина дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети (57,1%). Кроме того, леталь­ным исходом завершалась 1/3 аварий, допущенных этой категорией лиц.

При этом следует отметить, что большинство дорожно-транспортных происшествий лежит на совести водителей индивидуальных транспортных средств. По их вине ежегодно совершается 100 - 120 тыс. таких происшествий (65 - 70% их общего количества), в которых погибают 25 - 30 тыс. и получают ранения 150 - 200 тыс. человек (70 - 75% всех погибших и раненых). За малым исключением (в 9 из 10 случаев) подобные происшествия как следствие виновного нарушения установленных правил и неосторожного причинения вреда личности или крупного ущерба являются преступлениями

Анализ уровня образования и профессиональной подготовки преступников-водителей показывает преобладание среди них лиц с неполным средним образованием и низкой профессиональной квалификацией. Этим особенно отличаются автолюбители, на долю которых приходится большинство дорожно-транспортных происшествий.

Хотя водители, совершающие автотранспортные преступления, отличаются низким профессиональным и образовательно-культурным уровнем, его повышением они, как правило, не занимаются. Значительная их часть злоупотребляет спиртными напитками. Так, вопреки строгому запрету управлять автомобилем в нетрезвом виде, от 15 до 30% лиц, совершивших рассматриваемые преступления, находились за рулем в состоянии опьянения.

Социальная характеристика участников автотранспортных преступлений не имеет существенных отличий от аналогичной характеристики законопослушных участников движения. Среди водителей-профессионалов отмечается лишь значительно более высокая доля лиц, неоднократно менявших место работы. Доля неработающих лиц среди водителей невелика - 3%.

Общий рецидив у преступников-водителей в три раза ниже, чем у всех преступников.[15]

Каждый третий из числа привлекавшихся к уголовной ответственности за автотранспортные преступления ранее привлекался и к административной, дисциплинарной, общественной ответственности за различные нарушения правил дорожного движения (чаще всего за управление транспортом в нетрезвом виде и превышение скорости).

Каждый десятый из совершивших наезд водителей скрывался с места происшествия (независимо от степени вины в содеянном). Подобные действия в настоящее время квалифицируются как административное правонарушение (оставление места дорожно-транспортного происшествия) либо как преступление (заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению). Статистика судебно-медицинских экспертиз по делам об автотранспортных происшествиях свидетельствует, что во многих случаях оказание потерпевшему своевременной помощи спасло бы его от смерти либо значительно уменьшило вред здоровью.

Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что в своем большинстве они относятся к категориям ситуативных и неустойчивых преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, по своим личностным качествам, систематичности и злостности нарушений соответствует типу злостных преступников.

Исследования опровергают бытующее мнение, будто лица, совершающие преступления рассматриваемого вида, по нравственно-психологическим свойствам не отличаются от законопослушных граждан, что в автотранспортных преступлениях ведущей при взаимодействии личности и ситуации обычно оказывается последняя. Сама по себе дорожная ситуация, даже при ярко выраженной сложности, никогда, минуя личность, не способна стать причиной преступлений (в отличие от аварий непреступного характера). В данном случае всегда проявляется пренебрежение правилами безопасности, предосторожности как особый вид антиобщественной установки, негативное личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени.

Причины дорожно-транспортных происшествий и условия, им способствующие, можно определить как совокупность объективных и субъективных факторов (обстоятельств), противоречащих общественной безопасности и связанных с возникновением опасной ситуации, социально-психологическими дефектами личности правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техническими недостатками.[16]

В отношении дорожно-транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек - транспортное средство - дорога. От того, насколько совершенны эти основные компоненты (включая, безусловно, и такой элемент, как управление, регулирование движением), зависит качественный уровень обеспечения безопасности дорожного движения.

Главным компонентом процесса дорожного движения является человек - водитель транспортного средства. Судебная практика показывает, что подавляющее большинство всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Соответственно основной причиной происшествий на дорогах являются грубейшие нарушения правил безопасности в силу лихачества (73%), стремления проявить неоправданную удаль, смелость, силу (65%). Значительному числу правонарушителей свойственно пренебрежительное отношение к правилам безопасности и другим правовым нормам (42%). Нельзя не отметить легкомысленного стремления любыми способами быстрее окончить работу, получив за нее премию, и т. п. (35-40%).

Опрос значительной группы осужденных за дорожно-транспортное преступление выявил следующие их нравственно-психологические свойства: беспечность, легкомыслие (64%); излишняя самоуверенность (90%); неумение правильно оценить ситуацию (43%); явная неосторожность (44%).

 Слабое знание участниками движения правил безопасности, неудовлетворительная организация их изучения и контроля образуют круг условий организационно-правового характера. К ним следует отнести и недостатки нормативных документов, регламентирующих безопасность дорожно-транспортного движения.

К недостаткам организационно-управленческого характера относятся: неудовлетворительное техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Низкий уровень обслуживания вынуждает многих водителей эксплуатировать транспортные средства с серьезными дефектами. Несовершенна система профотбора и обучения водителей.

К условиям, способствующим нарушениям правил безопасности, следует отнести:

1. недостатки в осуществлении надзора за движением. Далеко не все факты безопасности выявляются

2. ненадлежащее содержание дорог, нарушение безопасных нормативов ширины проезжей части, разметки развязок, переходов (по выборочным данным, этот фактор присутствует не менее чем в 10 - 15% случаев автотранспортных преступлений);

3. недостатки конструкции автотранспортных средств, затрудняющие управление, ограничивающие возможности наблюдения, вызывающие повышенную усталость водителя;

4. неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;

5. ошибки в выборе режима регулирования движения и технических средств для этого (количество и характер дорожных знаков, светофоров);

6. нарушения нормативов рабочего времени водителей;

7. низкий уровень контроля за состоянием автотранспортных средств, дорог и технических средств регулирования движения;

8. упущения в дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-правовой борьбе с нарушениями правил безопасности движения, в результате чего не обеспечиваются неотвратимость ответственности нарушителей, ее гласность, дифференциация и индивидуализация (в частности, согласно результатам изучения уголовных дел, при расследовании двух пятых соответствующих преступлений не был выяснен весь комплекс обстоятельств, влияющих на форму вины и степень ответственности);

9. неправильное поведение пешеходов, которые в каждой четвертой, а в крупных городах - в каждой второй аварии наряду с водителями допускали нарушения правил дорожного движения.

В формировании и реализации аварийной ситуации при автотранспортных преступлениях определенную роль могут играть особенности состояния здоровья водителя, пешехода, природные условия, от которых зависят видимость, величина сцепления с дорогой. Обстоятельствами, способствующими совершению автотранспортного преступления, однако, будут не они сами по себе, а игнорирование или неправильная их оценка участниками движения. Иными словами, такие обстоятельства взаимодействуют с другими элементами аварийной обстановки через личность участников движения.

 


Заключение

 

К сожалению, проблемы неосторожной преступности, на фоне роста общеуголовной, как бы отодвигаются на второй план, что чревато самыми негативными последствиями.

А ведь актуальность проблемы борьбы с неосторожными преступлениями обусловлена не только неблагоприятными тенденциями их динамики и непосредственно ущербом, причиняемым жизни, здоровью, имуществу людей, но и тем, что указанные преступления принадлежат к числу наиболее острых и опасных форм проявления социальной безответственности, недисциплинированности, эгоизма, равнодушия преступников к обществу и его благам.

Кроме того тяжесть последствий неосторожных преступлений постоянно возрастает. В нашей стране ежегодно регистрируется 150—180 тыс. различных дорожно-транспортных происшествий (преступлений и правонарушений), от автотранспортных происшествий ежегодно погибают свыше 30 тыс., получают травмы свыше 200 тыс. человек.

Неосторожные преступления характеризуются большим многообразием. Данные преступления совершаются в самых разных сферах общественных отношений и обусловливаются различными обстоятельствами.

§ в быту (без использования технических средств);

§ в сфере взаимодействия человека с техникой;

§ в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств. Здесь имеются в виду преступления, связанные с ненадлежащим исполнением человеком своих профессиональных обязанностей, причиняющих вред обществу;

§ в сфере осуществления должностных (управленческих) функций.

В свою очередь, механизм преступления, совершаемого по неосторожности, составляет такое взаимодействие субъективного и объективного, при котором неосторожное причинение вреда является результатом противоречий между объективными требованиями ситуации, предъявляемыми к личности, и неадекватным субъективным восприятием личностью этой ситуации. Личность чаще всего оказывается несостоятельной по отношению к требованиям ситуации. Все это является следствием: атмосферы семейно-бытовой и производственной среды; негативного примера и "разъяснений" (советов) со стороны лиц, осуществляющих аналогичные профессиональные и бытовые функции, а также озабоченных получением любой ценой "благополучных" результатов производственной деятельности; неправильного, искаженного освещения некоторыми средствами массовой информации проблем целесообразности, риска, смелости. Технический прогресс, понижение культурного уровня населения, потребительское отношение к обществу отнюдь не способствуют понижению уровня неосторожной преступности.

Таким образом, проблема неосторожной преступности в наши дни актуальна и болезненна как никогда.

 


Список литературы.

 

1. Алауханов Есберген. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008. - 429 с.

2. Бурлаков В. Н. Криминология. – СПб.: Санкт-Петербургский Государственный Университет МВД России. 1999. С. 398. 

3. Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. - М., 1977. - С.6

4. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989. С. 132.

5. Квашис В.Е. Преступная неосторожность //Социально-правовые и криминологические проблемы. - Владивосток, 1986. -С.10

6. Кудрявцев В.Н. Криминология. – М.: «Юристь» 1997 г., с. 253

7. Куринов Б.А. Криминология: Учебник. М., 1979. С. 286

8. Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980.

9. Малков В. Д. Криминология. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 459

10. gibdd.chita.ru/?page=crash&t=1 аналитическая справка.

 


[1] Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. - М., 1977. - С.6

 

[2] Квашис В.Е. Преступная неосторожность //Социально-правовые и криминологические проблемы. - Владивосток, 1986. -С.10

[3] Малков В. Д. Криминология. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 459.

[4] Кудрявцев В.Н. Криминология. – М.: «Юристь» 1997 г., с. 253

[5] Малков В. Д. Криминология. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 459

[6] Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М., 1980.

[7] Куринов Б.А. Криминология: Учебник. М., 1979. С. 286.

[8] Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. - М., 1977. - С.6

[9] В. Н. Бурлаков. Криминология. – СПб.: Санкт-Петербургский Государственный Университет МВД России. 1999. С. 398. 

[10] Малков В. Д. Криминология. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 459

[11] Малков В. Д. Криминология. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 459

[12] gibdd.chita.ru/?page=crash&t=1 аналитическая справка.

[13]  Алауханов Есберген. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008. - 429 с.

[14] Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989. С. 132.

[15] Кудрявцев В.Н. Криминология. – М.: «Юристь» 1997 г., с. 253

[16] Кудрявцев В.Н. Криминология. – М.: «Юристь» 1997 г., с. 253



2019-12-29 367 Обсуждений (0)
Глава 3. Особенности автотранспортных преступлений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Особенности автотранспортных преступлений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)