Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Декоративно-прикладное искусство энцев и нганасан



2020-02-03 771 Обсуждений (0)
Декоративно-прикладное искусство энцев и нганасан 0.00 из 5.00 0 оценок




Декоративное искусство энцев, в частности их орнамент весьма разнообразен. Наиболее распространенным видом орнамента являются узоры, составленные из кусочков темного и светлого меха оленя или из цветных сукон, частично заменив­ших мех. Изготовляли солнцезащитные очки, вышитые бисером (см. Приложение 1, рис. 10).

Раскраска использовалась для одежды, обуви, головных уборов, части оленьей упряжи, шаманских атрибутов. Все эти предметы орнаментировались полосками меха или сукна или полосками, нанесенными черной или красной краской. Первая приготавливалась из графита, вторая - из охры, отвара ольховой коры или покуп­ного сурика. Краску разводили на воде, вместо кисти употребляли комок оленьей шерсти.

Декоративное искусство нганасан включало в себя гравировку по мамонтовой кости, инкрустацию и штамповку по металлу, окраску кожи и узорное шитье под­шейным волосом оленя. Нганасаны богато орнаментировали и орудия труда, и оде­жду, и утварь, и средства передвижения, и атрибуты шамана, т.е. почти весь комп­лекс материальной и духовной культуры. В поселковых пошивочных мастерских или у себя дома женщины-нганасанки до сих пор занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной (орнаментированной меховой мозаикой, сукном и бисером) обуви, сувенирных ковриков и поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды.

Будучи охотниками и оленеводами, нганасаны используют в быту все, что дает им природа, что добыто промыслами, сырье от домашнего оленеводства, отдельные виды промышленных изделий. Они широко используют темный и светлый мех оле­ня, ровдугу, олений волос, сухожильные нитки и разноцветный бисер, оленьи рога, кость мамонта, дерево, легкоплавкие металлы. Их технология сочетает различные материалы при изготовлении предметов быта. Они виртуозно владеют приемами обработки меха и кожи, дерева и кости, отделки изделий бисером, меховой мозаи­ки, шитьем оленьим волосом, цветными нитками. Подбор материала влияет на ко­лористическое решение украшения [2. С.596-611].

Вывод о декоративно-прикладном искусстве народов самодийской группы:

Для изготовления различных изделий, поделок использовались в основном природные средства – это дерево и береста; шкуры и кости различных животных, в основном оленя, зайца, лисы, белки и других; травы. Меховые вещи украшены костью, металлом, ровдужными кистями и кантами, вставками и каймой из красного, синего и желтого сукна, бисером, меховой мозаикой.

      

      

 

Характеристика костюмов одежды народов Сибири

Самодийской группы

 

     Культура народов Сибири представляет собой чрезвычайно сложное явление. Одни ее особенности могут быть объяснены уровнем исторического развития, другие – связаны с естественными условиями существования. Но, кроме того, каждая культура имеет еще и этнические черты. Сюда относятся своеобразные типы жилища, одежды и украшений, специфика культа и погребальных обрядов и т.д. [9. С. 3].

Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Мате­риал, покрой, орнаментация, украше­ния выделяют костюмы народов Сибири. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природ­ных условиях Крайнего Севера, и яр­ко характеризует национальную культуру.

Ненцы: Современную традиционную одежду ненцев можно охарактеризовать следующим образом. Комплекс мужской одежды состоит: из малицы (малъця), сшитой из оленьих шкур ворсом внутрь, с капюшоном и без него; совика с капюшоном, без разреза, сшитого мехом наружу; обуви – меховых пимов (пива), изготовленных из шкур с ног оленя (камуса); головного убора – шапки и штанов [2. С.439].  Еще в начале 20 века малица была единственной по­вседневной одеждой: ее надевали прямо на голое тело; белье, рубашки, пиджаки появились в широком употреблении только в 1930-е годы. Делали малицу из двух шкур мехом внутрь; она пред­ставляла собой длинную и широкую рубаху, суживаю­щуюся к плечам и расширяющуюся к низу, перед и спинка одежды состояла из двух одинаково кроеных шкур (цельнокроеная). Двойной ка­пюшон и широкую полосу, пришитую по подолу (панда), делали мехом наружу. К рукавам малицы при­шивали камусные рукавицы с разрезами для вынимания из них рук. Надевали малицу через голову. Снаружи ма­лицу покрывали рубахой-чехлом из сукна или бумажных тканей. Длиной малица была ниже колен, но подпоясы­вали ее с большим напуском, так что длина ее достигала только колен. Изношенная малица служила летней одеждой (см. Приложение 2, рис. 12-рис.14).

Также была распростра­нена малица без капюшона, с высоким, стоячим, двойным воротником мехом наружу. Капюшон заменяла шапка. Канинские ненцы шили малицу из двух кроеных шкур, в бока вставляли дополнительные полотнища, перегну­тые вдоль (см. Приложение 2, рис. 15).

Малицу, как правило, носят с поясом (ни). Традиционный мужской пояс с мед­ной пряжкой-застежкой (сейчас чаще покупной или от солдатских ремней), изго­тавливаемый из сыромятной кожи, украшается нашивками-пластинками (медны­ми или костяными) в виде ромбов, уголков-сердечек, треугольников с отверстия­ми.

В сильные морозы, в пургу поверх малицы надевают совик. Это тоже глухая (без разреза) одежда, но мехом наружу, с капюшоном. Ее носят без пояса. Совик является одеждой для улицы, в чум его обычно не вносят, а оставляют на нарте. В случае непредвиденных остановок в пути, совик заменяет спальный мешок: в нем ложатся прямо в снег.     

Зимой у всех групп ненцев мужским головным убором служил капюшон, пришитый к глухой верхней одежде (малице). Исключение составляла группа ненцев Канинской и Тиманской тундр, где малицу шили без капюшона, и на голову надевали шапки, сшитые из оленьего меха, на подкладе из того же меха, с корот­кими «ушами», украшенную по швам полосками цветного сукна, (см. приложение 2, рис. 17) [3. С.227].

Нательной поясной одеждой ненцев были натазники - (пи'мя). Натазники представляли собой короткие штаны, шили их из ровдуги (носили их летом) и оленьей шкуры (носили зимой). Кроили их из одного прямого куска, сложенного вдвое, с добавочными клиньями, вшитыми на месте живота и на коленях. В поясной части натазников делали продержку, спереди несколько ниже пояса пришивали два медных колечка, к которым привязывали ремешки от верхних концов голенищ обуви.

В отношении мужской нательной плечевой одежды ненцев она отсутствовала полностью, и верхняя одежда являлась единственной одеждой. Однако позднее к группам ненцев, ближе соприкасавшихся с русским населением, проникла и нательная одежда, то есть рубаха.

Комплекс женской одежды состоит: из шубы – паны; штанов (пи'мя) из коротко шерстяной оленьей шкуры мехом внутрь, иногда из ровдуги пришивали нагрудники, головного убора - капора и обуви – пимов. Женская верхняя одежда (паны) у ненцев представляла собою распашную двойную шубу из оленьего меха, с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами (см.Приложение 2, рис.12 – рис.13). Верхняя часть шубы до пояса — широкая, мешкообразная — состояла из двух рядов шкурок. Первый ряд шкурок перегибали через плечо и по наружной части руки, второй ряд шкурок располагали ниже, и они покрывали грудь и спину; в бока шубы вшивали большие клинья-ластовицы, пере­ходящие в нижнюю часть рукава и доходящие до обшлага.

Поясная часть шубы представляла собой широкую по­лосу меха. Нижнюю часть шубы сшивали из полос цветного сукна и нашитых на него полос белого длинношерстного меха, преимущественно собачьего. Вдоль пол пришивали полосу из белого оленьего меха, проходящую и по вороту, где к ней пришивали опушку из оленьего или песцового меха. Полы завязывали с помощью ровдужных завязок. К рукавам шубы пришивали камусные рукавицы. Верхнюю часть шубы орнаментировали параллельно чередующимися полосками темного и светлого меха и полосками цветного сукна. Шубу шили ниже колен и обычно подпоясывали плетеным шерстяным поясом.

Летней женской одеждой повсюду служила изношен­ная зимняя одежда; иногда употреблялся один верх шубы без подклада. Нательную плечевую одежду женщины надевали поверх своеобразного комбинезона – ne pi ' ma (см. Приложение 2, рис. 16).

Женская обувь, как и мужская, состоит из пимов, сшитых из камуса мехом на­ружу и меховых чулок, сшитых мехом внутрь. Женские пимы по покрою отлича­ются от мужских: их голенище обычно ниже, а передняя полоска камуса уже по всей длине в том числе, в носовой части (см. Приложение 2, рис. 18) [11. С.89]. Их, как и мужские пимы, шьют равносторонними для обеих ног. Разли­чия между женской и мужской обувью проявляются в орнаментации и в применении мужчинами подколенных подвязок.

Селькупы: Традиционной зимней верхней одеждой северных селькупов была парка (порг) - распашная шуба из оленьих шкур, сшитых мехом наружу (енисейский I тип кроя: стан одежды состоит из одной целой шкуры со швами на плечах), (см. Приложение 2, рис. 19). В сильные морозы поверх парки надевали сокуй – глухую одежду из оленьих шкур, мехом наружу с пришитым капюшоном. Сокуй бытовал только у мужчин, парку носили как мужчины, так и женщины.

 У южных селькупов в качестве верхней одежды были известны шубы из «сборного меха» - понджел-порг. Такие шубы носили мужчины и женщины. Характерной особенностью этих шуб являлось наличие мехового подклада, собранного из камусов мелких пушных зверьков – лапок соболя, белки, колонка, рыси. Сборный мех сшивали вертикальными полосками. Цветовой подбор делали таким образом, чтобы цветовые оттенки переходили один в другой. Сверху шубу обшивали тканью – сукном или плюшем. Женские шубы были длинней мужских. Длинная женская шуба из сборного меха представляла собой значительную семейную ценность. Покрой такой шубы прямой (в женском варианте чуть приталенный), распашной; наличие боковых швов, запах правой полы на левую, прямые вшитые рукава из ткани, наличие меховой отделки вокруг горловины, по подолу, обшлагам и правой поле (у женщин), длина шубы для взрослых мужчин – ниже колен, у женщин – до щиколотки, детская шуба – до колен.

Как основной вид промысловой одежды в XIX – начале XX века у южных и северных селькупов бытовала легкая короткая шуба (кырня) мехом наружу – из меха оленя или заячьих шкур. В середине XIX века Кастрен М.А. отмечал, что томские самоеды заменили «свои меховые одежды из оленьей шкуры на русское платье. Русские называют его зипуном, самоеды – kundsch kundje » [5. С.308]. Изготавливали зипун из шерстяной покупной ткани разного качества. Покрой был прямой, правая пола запахивалась на левую. Носили зипун и мужчины, и женщины. Мужчины подпоясывали зипун опояской. Суконный зипун наравне с меховой кырняжкой стал промысловой одеждой селькупов. Во второй половине XX века и кырняжку, и зипун вытеснила стеганая ватная телогрейка-фуфайка – куфайка.

Еще один вид верхней плечевой одежды из ткани, отмеченный только у южных селькупов в XIX – начале XX века, известен под названием кваймы. Он представлял собой легкий суконный халат – «верхницу» с боковыми швами, сходящимися полами, без застежек и завязок, длиной ниже колен (см. Приложение 2, рис. 20). Халат носили и мужчины и женщины при передвижении по лесу. Обшлага и полы иногда обшивали контрастной тканью [9. С.40-41].

Нижняя плечевая одежда селькупов исторически фиксируется очень слабо. К концу XIX века широкое распространение у селькупов получила русская рубаха. Мужчины носили «несколько ситцевых рубах, обязательно расстегивая ворот, так как несколько рубашек – показатель состоятельности и богатства. Нередко рубахи носили, не снимая до того момента, пока нижние из них не начинали изнашиваться до последней степени». Называли рубаху, как и верхнюю плечевую одежду, словом ( porg ), или соединяли с термином ткань ( gam ). В первой четверти XX века мужская рубаха у селькупов была с прямым разрезом до середины груди и широким отложным воротником. Обшлага рукавов, воротников, разрез на груди и ластовиц «делаются из материи другого цвета, отличного от основного тона рубахи».

У южных селькупов в первой четверти XX века платье было вытеснено юбкой и кофтой. Возникнув под влиянием русской моды, юбка l 'upka тоже имела волан по подолу, иногда многорядный (2-3 ряда). До 1930-х годов нашивали на подол, отступив от его края «два пальца», 1-2 полосы из контрастной ткани, над рядами волана. Кофта имела самый разнообразный покрой – от прямого покроя до приталенных с рядом пуговиц на спине. В 1920-1930-е годы селькупские женщины начинают носить фартуки. Декоративной отделкой служил накладной карман, пришитый с правой стороны или по центру, в котором носили табакерку с нюхательным табаком и пришитый по нижнему краю волан. Замужним женщинам полагалось носить фартук постоянно, а у девушек был фартук туникообразного покроя, из полотнища, перегнутого на плечах, или они вообще обходились без него [1. С.142].

Основным видом обуви у селькупов были кожаные чирки (чарки) и пимы. Чирки состояли из подошвы, головок и отдельно пришитых голенищ из ткани или замши. Северные селькупы на русском языке эту обувь называли бокари. К головкам чирков пришивали голенища из кожи, лосиных камусов или из сукна высотой до колен, которые подвязывали под коленом ремешком. В Нарымском крае подвязки на чирках служили этническим показателем при различении местных русских и остяцких чирков [1.С.168].

Женские чулки, в отличие от мужских одноигольных, вязались на пяти спицах, для зимы – из шерсти, для лета – из льняных ниток. Обычно они были одноцветными, но некоторые вывязывали полоски по всей длине или «пилки» - полоски с уступами. Кроме вязаных, у женщин были чулки, сшитые из холста в виде мешка, без ступни – паголенки. Их надевали на покос, жатву, чтобы не исколоть ноги, а пожилые женщины носили постоянно, что свидетельствует об их более древнем происхождении по сравнению с вязаными. Старушечьей обувью также были стеганки, сшитые из ткани с прокладкой на кудели или вате, с подошвой из войлока или кожи [1. С.174]. Летом носили равдужную обувь (см. Приложение 1, рис. 5) и русские сапоги.

Наиболее распространенным головным убором селькупов летом был платок, зимой — теплые шали. У баишинских селькупов мужчины зимой носили меховой капор. Шили его из широкой меховой полосы, которая перекидывалась поперек головы, и от­дельно скроенной части полукруглой формы, покрывающей затылок. Материал, из которого шили капоры, был весьма разнообразен: шкурки оленят, мех с песцовых и беличьих лапок и шкурки, снятые с шеек гагар. Вместо завязок пришивали длинные суконные полосы, на ко­торые снаружи нашивали чередующиеся полоски из темного и белого меха (см. Приложение 2, рис. 21).  

У южных селькупов в начале XX века рукавицы были обычно двойные: исподки и верхонки. Исподки вязали из овечьей шерсти на одной игле. Верхонки делали из оленьего камуса, собачьей шкуры, позднее – из брезента. Северные селькупы делали рукавицы из оленьих камусов и наглухо пришивали их к рукавам, оставляя незашитым место над ладонью для вынимания руки. К концу рукава, прикрывая это отверстие, пришивали кусок ткани.

Верхнюю одежду селькупы подпоясывали, когда отправлялись в тайгу на промысел.

Энцы и нганасаны: У энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды, который складывался под влиянием основного занятия этих народов - охоты на дикого оленя. Исходным материалом для ее изготовления были оленьи шкуры. Верхнюю и нижнюю одежду шили из шкур телят с очень густой и плотной шер­стью.

Одежду почти всю ее шьют из оленьих шкур сухожильными нитками. Завозные материалы используются очень редко, бисер – только в оформлении солнцезащитных очков. Ткани, главным образом сукно, идут исключительно для окантовки и для ритуальной одежды. Ее шьют человеку, достигшему совершеннолетия, и надевают только на свадьбу, традиционные праздники и когда отправляют в последний путь [7. С. 65].

Мужская одежда энцев и нганасанов состояла из верхней и нательной плечевой одежды, натазников и обуви. Верхняя плечевая одежда носила название у тундровых энцев - fagge ; у лесных энцев - pagge; у нганасанов – lu (см. Приложение 2, рис. 22).  Это была глухая одежда с капюшоном, сшитая из шкурок короткошерстных пыжиков, большей частью двух тонов; делали ее мехом наружу, длиной выше колен. Стан одежды состоял как бы из двух частей: одна – до пояса, другая – от пояса до подола. Характерной особенностью покроя этой одежды являлось отсутствие продольных боковых швов. Части переда и спинки представляют собой целую шкурку с разрезом для проймы рукавов, в который вшивали ластовицу, один конец которой в основание рукава; в центре переда вшивали самостоятельно выкроенный кусок в форме нагрудника. Спинка на кокетке кроилась из одного куска вместе с затылочной и боковыми частями капюшона, в центре она представляла собой четырехугольный кусок меха другого цвета. Лицевые части капюшона кроили отдельно и пришивали непосредственно к верхнему краю переда. Капюшон не имел опушки, он плотно облегал голову и стягивался вокруг лица с помощью вздержки из ровдушного ремешка.

Лу украшали аппликацией из черного и красного сукна и орнаментировали нашивками из сафьяна на груди, спине и подолу. Над двойной обшивкой из песцового или белого собачьего меха проводили черные и белые линии. Четко обозначенные на спине верхней одежды темные или светлые прямоугольники и две-три орнаментированные подшивки ниже них – характерная особенность нганасан [2. С.584]. В праздничной одежде украшения занимали большее место.

Плечевая часть верхней плечевой одежды нганасан и энцев совпадала с плечевой частью одежды у канинских ненцев: одинаковое расположение цветных кантиков и полосок меха, вшитых на плечах и внешне, образующих как бы наплечники-лямки, наличие вверху, на спинке, лобной шкурки с ушами, оформленными в виде кисточек.

Нижняя плечевая одежда у энцев носила название joddu. Ее шили из осенней шкуры дикого оленя, и она имела свой самостоятельный покрой. Стан ее состоял из одной целой шкуры, повернутой хвостовой частью вверх; свернутую вдоль шкуру от шеи до пояса наглухо зашивали, в верхней ее части с боков делали надрезы – проймы для вшивания рукавов; спереди от пояса до подола вшивали клин полукруглой формы, причем его делали также ворсом кверху. Ворот одежды был круглый, ничем не обшитый, также как и рукава, собранные из кусков меха. К нижним концам рукавов пришивали камусные рукавицы с оставленным незашитым местом над большим пальцем.

Верхнюю и нижнюю плечевую одежду скрепляли кое-где по подолу. Нижняя одежда часто служила в качестве летней одежды, верхнюю же использовали для ношения летом или после полного ее износа в качестве рабочей одежды. Верхняя и нижняя одежда сохраняла черты распашной одежды (шов спереди).

Поверх одежды одевали сокуй. Зимний сокуй шили из пушистых белых шкур, так как в основном эта одежда применялась при охоте. Для того чтобы не хрустел снег и не было шума при подползании к добыче, переднюю, часть сокуя часто делали из мягких собачьих шкур. Летний сокуй, который в основном являлся защитной одеждой от дождя, шили из оленьих шкур со стриженым мехом. Характерным отличием сокуя был султан на капюшоне, который энцы называли nokaha, нганасаны – sunguku . Султан делали из оленьего хвоста, иногда чтобы он стоял, внутрь его зашивали гусиное перо [10. С.77].

По этому «султану» (сонгуку) надо лбом соседи безошибочно узнают нганасан и энцев. С султаном связано немало поверий. Одно из них заключается в том, что потеря его для мужчины может вылиться в потерю жизни или, как минимум, мужской силы. Характерной особенностью мужской одежды энцев и нганасанов являлось отсутствие наружных поясов для опоясывания верхней одежды. Имелся лишь внутренний пояс, одевавшийся поверх мехового натазника.

Головные уборы энцев и нганаса­нов были одинаковы (см. Приложение 2, рис. 23). Мужчины летом ходили с непокры­той головой, зимой головным убором им служил капю­шон, пришитый к глухой верхней одежде. Характерной особенностью является полное отсутствие опушки.

Форма нганасанских и энецких сапог или бокарей не имеет аналогов, она очень своеобразна и встречается только у них (см. Приложение 2, рис. 24). Но некоторое сходство обнаруживается в обуви селькупов и курийских кетов, оно заключается в вытянутой к носку полосе камуса, составляющей переднюю часть обуви.

Летнюю обувь, сшитую из ровдуги, энцы называли tori , нганасаны - tanada . Покрой ее состоял из цельного прямого голенища и подошвы, причем подошву также делали из оленьих лбов или камусов.

Женская верхняя одежда – распашная парка, у энцев - te ' itifagge, у нганасан - лыхара с небольшим воротником из белого меха собаки, без капюшона (см. Приложение 2, рис. 25). Их шили из шкур белых и черных выпоротков, украшали черным и красным сукном с нашивками из сафьяна и окрашивали в черный и желтый цвета. Подол обшивали песцовым или белым собачьим мехом. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляли длинные раскрашенные ремешки или кисти. Оформление мозаичным орнаментом и ровдужной бахромой показывало половозрастное и семейное положение ее владелицы.

 Нательной одеждой женщин был комбинезон – верхний и нижний. Зимний комбинезон делали из оленьей шкуры с подстриженным ворсом мехом внутрь (ниды); летний шили из ровдуги (таро - тундр., ими - лесн. – у энцев; хоние, фоние – у нганасан). Зимой во вре­мя поездок женщины надевали меховой комбинезон поверх ровдужного, который представлял собой нижнюю одежду. Украшение его состояло из прямой вертикаль­ной полосы шириной 5 см, нанесенной красной краской в центре нагрудной части, и мелких полосок, выполненных также краской на передних частях штанин; поверх окрашенных частей с помощью ровдужных ремешков прикрепляли 5-7 серповид­ных медных пластин с гравировкой. На центральную часть пояса нашивали кусочек ровду­ги с бахромой, окрашенный в красный цвет, аналогичный украшению, выполняемо­му на мужских натазниках.

На лобковой части комбинезона нашивали петли, через которые продевали ре­мень с бахромой (дятюо). Появляться без дятюо считалось крайне неприличным и опасным. Дятюо имели такую же магическую раскраску черными и красными по­лосами, как лодки фетишей (койка-нгондуй), люльки (лапса) и различные сакраль­ные предметы. Отсутствие дятюо, по нганасанским и энецким воззрениям, вызывало болезни, и даже бесплодие у женщин.

У женщин бытовали и головные повязки (нгойбуо), состоящие из полоски ко­жи раскрашенной красными и черными полосами или расшитые бисером тех же цветов. Возле висков эти головные уборы имели связки бус и различных металли­ческих подвесок. На шее женщины носили священный мешочек (сими), который иг­рал роль оберега.

Вывод об одежде народов самодийской группы: Народы самодийской группы это народы, проживающие в северных условиях, поэтому их одежда шилась из материалов природного происхождения – меха различных животных. Меховая одежда изготавливалась в основном из оленьих шкур и сшивалась сухожильными нитками. Праздничную одежду изготовляли из сукна. Одежду раньше носили на голое тело – до начала XX века, поэтому ее шили двойную, так она лучше сохраняла свои теплоизоляционные свойства. С наружи использовали более качественный мех, цельный, а с внутренней стороны – мех из остатков шкур. Процесс изготовления шуб занимал очень много времени от 15 до 20 лет. Поэтому к ношению шуб самоеды относились бережно.

    Каждый народ самодийской группы индивидуален, у него своя одежда, которую отличает друг от друга тип кроя, орнамент, цветовое решение при её пошиве. У ненцев одежда украшена различным орнаментом, который присущ именно им, металлическими бляхами, поясами, вышитыми бисером или сплетенные из жгута. Характерной ненецкой женской прической и одновременно накосным украшением были так называемые ложные косы (та'не(н)), это отличало женщину ненку от женщин других национальностей. У нганасан и энцев отличительной чертой в одежде были следующие элементы: на спине под кокеткой с лицевой стороны были пришиты ленты длиной 40-45 см или металлические бляхи; по низу изделия пришита опушка из собачьего меха; зимняя обувь бокари не похожи на обувь других народов; на производственной одежде – сокуй располагался султан, пришитый на капюшоне, по которому нганасаны и энцы выделялись из толпы. У селькупов зимняя одежда была аналогична ненецкой, но орнаментировалась значительно меньше. Летняя одежда шилась из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, украшалась вышивкой гладью и крестиком, полосками из ткани. Одежда украшалась полосками из цветного сукна. Мне кажется, одежда украшенная цветными полосками визуально становилась ярче, красочнее. Из далека легче заметить человека идущего в «яркой» шубе, нежели в светлой, среди белого снега и при ветреной погоде.

 

Заключение

 

В соответствии с целью реферата мною были изучены исторические сведения народов самодийской группы, познакомилась с декоративно-прикладным искусством народов самодийской группы, выявила общее в одежде этих народов.  

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучить литературные источники по проблеме исследования историко-этнографических аспектов народов самодийской группы;

2. Выявить общее и особенное в предметах «Декоративно-прикладного искусства народов самодийской группы»;

В рамках данного реферата мною было проведено занятие, в ходе которого я ознакомила своих одноклассниц с декоративно-прикладным искусством селькупов, ненцев, нганасан и энцев.

 При работе над рефератом я многое узнала о народах самодийской группы, их творчестве и традиций. Считаю, что каждый народ должен сохранять свои традиции, в том числе и мы русские, передавать их из поколения в поколения – ведь это история народов Сибири, наших предков.

 

Список литературы

 

1. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. – Томск: Изд-во ТГУ. 1995. С.224. С.142, 168, 174;

2. Гемуев И.Н. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. Изд-во: Наука. – М.: 2005. С.805. С. 439, 450, 483, 584, 596-611;

3. Историко-этнографический атлас Сибири. Под ред. Левина М.Г, Потапова Л.П. Изд-во: «Академии наук СССР». – М. Ленинград: 1961. С.498. С.227;

4. Каплан Н.И. Тропою Северных оленей. Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. Изд-во «Аврора» - Ленинград. 1974. С.356. С.12-16, 18;

5. Кастрен М.А. путешествие Александра Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири (1835-1844, 1845-1849) // Собрание старых и новых путешествий. - М. 1860. Т 6. ч. 2. С.308;

6. Клюева Н.И., Михайлова Е.А. Накосные украшения у сибирских народов // Материальная и духовная культура народов Сибири. Сборник музея антропологии и этнографии XLII. Ленинград. Изд. «Наука». 1988. С.107;

7. Лидия Митрюкова-Фишер.На нас Ваша одежда. // Северные просторы. – М.: 1996. С. 65;

8. Людмила Чубарова. Медвежий след и локоть лисицы. //Северные просторы. 2004/2005. № 3-4. С.82;

9. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Изд. томского университета. Томск. 1972. С.424. С.3, 40-41;

10. Попов А.А. Нганасаны: Материальная культура. – М.: 1948. С. 232. С.77;

11. Хомич Л.В. Ненцы. Изд-во: «Просвещение». – СПб. 1994. С.88, 89;

12. www.narodru.ru.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Декоративно-прикладное искусство народов самодийской группы

 

СЕЛЬКУПЫ

 

               

 

 

Рис. 1. Берестяные изделия

 

 

                                               

            Рис. 2. Берестяная посуда      Рис. 3. Резные и расписные прялки

 

 

                                            

Рис. 4. Домотканые полотенца            Рис. 5. Носки и варежки

 

 

НЕНЦЫ

     

 

 

Рис.6. Сумки. Слева — для домашних                 Рис. 7. Ненецкие куклы

     вещей и одежды, справа — для

     швейных принадлежностей и рукоделия

 

 

 

а

 

             в

                  

 

 

 

 

б

 

                 

Рис. 8. а – орнамент «оленьи рога»; б – головной убор; в – ложные косы

 

 

                                                              

                                   

НГАНАСАНЫ И ЭНЦЫ

 

 

 

 

 

Рис. 9. Медные кольца различной формы

 

 

 

 

Рис. 10. Солнцезащитные очки,         Рис. 11. Виды орнаментов народов                                                            вышитые бисером                                         самодийской группы

 

                   

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Одежда народов самодийской группы

 

НЕНЦЫ

 

Рис. 12. Женщины и дети в         Рис. 13. Праздничная женская

зимней одежде                        одежда и головной убор

Мужская одежда

                

  1                                              2

                                                                      

Рис. 14. Малица с капюшоном

              

 

 

       

 

Рис. 15. Малица без капюшона (1 – вид спереди, 2 – вид сзади)

 

 

 

        

 

Рис. 16. Женский комбинезон. Чертеж схема, вид спереди и вид сзади

 

   

 

 

 

 Рис. 17. Головные уборы                         

 

 Рис. 18. Меховая обувь ненцев

СЕЛЬКУПЫ

                                                1                                         2

 

Рис. 19. Мужская и женская одежда – парка

                                                     1                                  2

Рис. 20. Женский кафтан (1 – вид спереди, 2 – вид сзади)

      Рис. 21. 1 - Мужской капор, 2 – мужская шапка

 

НГАНАСАНЫ И ЭНЦЫ

 

Рис. 22. Мужская одежда - лу                 Рис. 23. Женский капор

 

 

Рис. 24. Сапоги нганасан и энцев

 

 

                                     

                                  1                                     2

Рис. 25. Зимняя одежда (1 – вид спереди, 2 – вид сзади)

 



2020-02-03 771 Обсуждений (0)
Декоративно-прикладное искусство энцев и нганасан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Декоративно-прикладное искусство энцев и нганасан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (771)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)