Декоративно-прикладное искусство ненцев
У ненцев бытует народное изобразительное искусство и представляет собой следующие виды традиционного изобразительного искусства: а) резьба по кости и дереву; б) инкрустация оловом по дереву; в) орнамент из меха и сукна, выполненный техникой мозаики; г) деревянная культовая скульптура. Первые три вида относятся к прикладному искусству, так как служат украшением предметов быта. Скульптура носит сакральный характер. Резьба по кости и дереву имела у ненцев сравнительно слабое распространение. Из костяных изделий орнаментом украшали лишь некоторые части упряжи (наружную сторону держателя для вожжи, а у енисейских ненцев - части недоуздка). Орнамент наносили с помощью ножа. Преобладали точечные мотивы. В западных районах расселения ненцев несколько десятилетий назад широко была распространена инкрустация по дереву оловом или свинцом. Она выполнялась на черенках ножей и табакерках. В связи с появлением в 1920-1930 гг. в ненецких тундрах образовательных учреждений, появились новые виды искусства - живопись и скульптура светского характера [2. С.483]. Ненецкие женщины и девушки изготовляли сумки, для рукоделия, и кукол (см. Приложение 1, рис. 6 - рис.7). Эти сумки (над, падко) имели форму прямоугольника с немного закругленными нижними углами, (примерно 70X50 сантиметров) служили в качестве чемоданов, в них складывали одежду, обувь, меха, запасы березовых стружек. У девочек тоже были такие сумочки, поменьше, где они держали кусочки меха, сукна, ровдуги, запасы бисера, бус. Оригинальные ненецкие куклы (уухуко, в западных говорах — уко) издавна привлекали внимание путешественников и исследователей. Куклы эти (размером обычно в 10—15 сантиметров) различались по полу и представляли собой уменьшенную копию ненецкой одежды (мужской или женской) с вложенным вместо головы гусиным (чаще у кукол-«мужчин») или утиным (у «женщин») клювом, прикрепленным к «телу». В качестве «тела» куклы использовался продолговатый кусочек сукна с нашитыми на него в вертикальном направлении разноцветными суконными лоскутками. К подолу одежды иногда пришивали маленькие пимы, а у кукол-«женщин» сзади к голове клюву — полоски сукна или цепочки с бусинками, изображающие накосники [11.С.88]. Широко бытовало в XIX в. и бытует в настоящее время украшение женской одежды полосами орнамента из меха с ног оленя (камус) белого и темного цвета, выполняемого техникой мозаики (см. Приложение 1, рис.8 а). Мех белого и темного цвета складывают вместе, кладут на специальную доску и по мездровой стороне ножом вырезают орнамент. Во многих районах пользуются трафаретами из бересты. Затем вырезанные узоры складывают так, чтобы они дополняли друг друга. При этом шов делается с мездровой стороны стежком через край. Часто в шов вкладывают узкие полоски цветного сукна так, что они видны с правой, лицевой стороны. Это очень трудоемкая работа, требующая умения и аккуратности. Орнамент носит геометрический характер и достигает порой большой сложности. Орнаментом, выполненным в технике мозаики, ненцы украшают также суконные вещи, в частности, суконные покрывала на оленьей женской упряжке. Однако в этом случае в основном используется один вид орнамента (пыдюда) [8.С.82]. Также широко у ненцев распространенно украшение головы – ложные косы (см. Приложение 1, рис. 8в). К концам пластинки прикреплялись длинные матерчатые жгуты и шерстяные шнуры красного (бордового, розового) цвета. Волосы расчесывали на пробор, пластинка укреплялась на затылке, волосы сплетали в две косы вместе с матерчатыми жгутами, а затем сверху плотно обматывали шнуром. Ложные косы были значительно более длинными, чем натуральные, висели ниже пояса и заканчивались обычно треугольными лопастями из кожи, ровдуги, сукна; обычно украшались всевозможными металлическими подвесками, кольцами, цепочками, бляхами, пуговицами. Между собой, выше концов, эти косы соединялись несколькими низками бус, цепочками, тоже имеющими различные подвески. В некоторых районах (например, в Малоземельской тундре, в западной части Большеземельской тундры) ложные косы не сплетались с волосами, а в уже собранном виде прикреплялись к мягкой повязке, представляющей собой три полосы сукна, одна из которых охватывала лоб и затылок, а две прикреплялись к ней, перекрещиваясь на макушке. Эти полосы сукна обильно украшались бисером. Ложные косы носили девушки и женщины, а также иногда девочки с 6— 7 лет, но вряд ли можно считать весьма сложное, громоздкое и очень тяжелое сооружение — ложные косы — повседневной прической. Обычная прическа ненцев — две косых [6. С.107]. Наряду с декором из цветного сукна особое своеобразие имеет орнамент, выполненный в технике меховой мозаики. Камус контрастных цветов складывают ворсом внутрь и по кожевой стороне вырезают орнамент. Если пользуются трафаретом, то каждый элемент узора режут отдельно. Заготовки соединяют так, чтобы рисунок из светлого меха «входил» в темный или наоборот, и сшивают с изнаночной стороны встык. Характер орнамента зависит от места обитания ненцев. Элементы, состоящие из полосок, квадратов и треугольников, считаются наиболее древними, распространены у западных ненцев. Усложняясь к востоку, узоры представляют собой сложные ломаные линии, разного рода рогообразные мотивы, их вариации с определенными построениями и названиями. Эти названия возникли на основе ассоциаций по сходству и в соответствии с представлениями о стилизованном изображении животных. Ромбовидными узорами - «голова», «двойная голова», «полголовы» - как правило, декорируют верхнюю одежду и обувь; «оленьей головой» - мужские пимы, «оленьими рогами» - одежду и меховые сумки, «заячьими ушками» и «телячьими рожками» - женские и детские капоры и сумки. На севере Ямала особенно распространены орнаментальные мотивы «медвежий след», «соболь». Существуют и неожиданные названия - «безголовый соболь», «однобокий соболь»; «бок человека». Особенно изысканными считают меховой орнамент с контуром из красного, синего, желтого или зеленого сукна (см. Приложение 1, рис. 11) .
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |