Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования и их анализ



2020-02-03 166 Обсуждений (0)
Результаты исследования и их анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов. Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

Таблица 1

 

 

 

 

 

I фаза

II фаза

III фаза

Общий

 

Должность

Стаж,лет

1

2

3

4

итог

5

6

7

8

итог

9

10

11

12

итог

балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I группа

1

воспитатель

 

10

20

10

10

21

61

2

10

10

20

42

7

3

7

18

35

138

2

воспитатель

 

12

7

10

11

5

33

26

5

21

15

67

10

12

10

13

45

145

3

воспитатель

 

30

24

13

13

28

78

5

3

25

10

43

9

10

7

18

44

165

4

воспитатель

 

15

17

10

22

5

54

20

27

27

25

99

21

23

18

8

70

223

5

воспитатель

 

25

25

10

8

18

61

2

12

28

25

67

10

13

25

30

78

206

6

воспитатель

4 мес

0,33

30

15

11

25

81

13

2

26

27

68

27

12

10

15

64

213

7

воспитатель

 

2

27

15

20

16

78

15

15

30

23

83

22

23

30

30

105

266

8

воспитатель

 

21

22

8

18

28

76

18

20

28

28

94

26

20

23

28

97

267

9

учитель

 

28

28

8

2

26

64

12

7

23

8

50

7

3

13

10

33

147

10

учитель

 

21

19

11

0

0

30

23

0

25

14

62

6

8

2

15

31

123

11

учитель

 

15

4

21

26

22

73

28

25

15

17

85

28

25

3

8

64

222

12

учитель

 

30

22

11

11

5

49

17

18

30

27

92

15

28

25

30

98

239

13

учитель

 

12

30

18

13

0

61

10

0

26

12

48

27

7

28

22

84

193

14

учитель

 

19

17

5

5

0

27

18

17

12

25

72

7

20

17

25

69

168

15

учитель

 

9

5

3

5

12

25

28

5

28

12

73

5

8

23

15

51

149

16

учитель

 

12

20

13

6

3

42

20

20

0

23

63

25

10

18

8

61

166

17

учитель

 

12

20

7

16

23

66

30

9

23

30

92

30

15

18

20

83

241

18

учитель

 

20

27

11

21

15

74

20

10

11

17

58

4

16

28

8

56

188

19

учитель

 

12

4

3

7

7

21

17

22

5

25

69

5

15

8

5

33

123

II группа

20

воспитатель

1 мес

0,083

15

6

21

3

45

10

2

2

7

21

5

3

13

5

26

92

21

воспитатель

 

3

17

0

6

5

28

15

7

8

15

45

2

3

10

4

19

92

22

воспитатель

 

34

24

0

6

0

30

5

12

28

5

50

3

13

8

10

34

114

23

воспитатель

 

21

3

10

6

3

22

15

5

17

12

49

7

5

0

5

17

88

24

воспитатель

 

17

18

8

6

7

39

5

18

0

6

29

10

8

0

13

31

99

25

воспитатель

 

22

17

13

13

10

53

7

2

20

7

36

10

3

13

15

41

130

26

воспитатель

 

8

10

11

11

28

60

8

14

15

7

44

0

13

0

3

16

120

27

воспитатель

 

20

6

10

28

8

52

15

12

8

2

37

2

5

8

8

23

112

28

воспитатель

 

25

20

11

7

8

46

19

0

21

12

52

12

5

7

25

49

147

29

воспитатель

 

8

21

6

10

8

45

10

7

5

28

50

17

11

10

13

51

146

30

воспитатель

 

30

9

8

27

13

57

8

7

18

17

50

15

8

10

10

43

150

31

учитель

 

13

8

10

20

11

49

10

7

13

10

40

7

0

8

13

28

117

32

учитель

 

6

12

0

8

10

30

13

10

15

15

53

5

11

8

15

39

122

III группа

33

учитель

 

16,5

2

0

0

6

8

0

5

0

0

5

0

3

0

3

6

19

34

учитель

 

30

5

3

5

2

15

3

10

2

15

30

2

8

5

3

18

63

35

учитель

 

4

7

0

5

8

20

7

7

0

12

26

0

8

0

0

8

54

36

учитель

 

10

7

8

7

11

33

5

5

5

17

32

10

3

13

3

29

94

37

воспитатель

4 мес

0,33

3

5

5

0

13

2

0

0

0

2

0

3

0

3

6

21

38

воспитатель

 

23

2

3

5

8

18

2

0

25

7

34

0

3

10

5

18

70

39

воспитатель

 

5

2

0

6

5

13

2

0

2

2

6

0

16

0

3

19

38

40

воспитатель

 

24

7

10

5

13

35

5

5

0

20

30

2

3

3

6

14

79

                                                   

 

 Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:

1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);

2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);

3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).

В первую группу вошло 19 педагогов, что составляет 47,5%;

во вторую группу 13 человек, что составляет 32,5%;

в третью группу 8 человек, что составляет 20%.

  Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа педагогов с синдромом выгорания, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом. 

В следующей таблице 2 представлена выраженность фаз и симптомов в различных группах.

    Анализируя показатели таблиц можно сказать, что в фазе “напряжение”, в первой и во второй группах доминирует симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств” (соответственно 37,5% педагогов и 15%), это означает, педагоги этих групп в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию явлений “выгорания”. Для сравнения, в третьей группе, нет ни одного человека со сформировавшимся данным симптомом.

 

 

 

Таблица 2

Представленность фаз и выраженность симптомов СЭВ у педагогов

Фаза

 

 

1 группа

2 группа

3 группа

всего

 

 

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

симптомы

 

 

 

 

 

 

"Напряжения"

1

"переживания психотравмирующих обстоятельств"

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

15

37,5

6

15,0

 

 

21

52,5

складывающийся

 

 

3

7,5

 

 

3

7,5

2

 "неудовлетворенности собой":

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

2

5,0

1

2,5

 

 

3

7,5

складывающийся

11

27,5

6

15,0

1

2,5

18

45,0

3

"загнанности в клетку":

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

6

15,0

4

10,0

 

 

10

25,0

складывающийся

6

15,0

4

10,0

 

 

10

25,0

4

"тревоги и депрессии":

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

9

22,5

1

2,5

 

 

10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Резистенции"

1

"неадекватного эмоционального реагирования"

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

12

30,0

1

2,5

 

 

13

32,5

складывающийся

4

10

7

17,5

 

 

11

27,5

2

"эмоционально-нравственной дезориентации"

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

7

17,5

 

0,0

 

 

7

17,5

складывающийся

4

10,0

4

10,0

1

2,5

9

22,5

3

"расширение сферы экономии эмоций"

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

13

32,5

5

12,5

1

2,5

19

47,5

складывающийся

4

10,0

3

7,5

 

 

7

17,5

4

"редукции профессиональных обязанностей":

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

9

22,5

1

2,5

 

 

10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Истощения"

1

"эмоционального дефицита"

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

8

20,0

1

2,5

 

 

9

22,5

складывающийся

3

8

4

10

1

2,5

8

20,5

2

"эмоциональной отстраненности"

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

7

17,5

 

 

 

 

7

17,5

складывающийся

7

17,5

4

10,0

1

2,5

12

30,0

3

"личностной отстраненности":

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

11

27,5

 

 

 

 

11

27,5

складывающийся

3

7,5

5

12,5

2

5,0

10

25,0

4

"психосоматических и психовегетативных нарушений":

 

 

 

 

 

 

 

 

сложившийся

9

22,5

1

2,5

 

 

10

25,0

складывающийся

5

12,5

7

17,5

 

 

12

30,0

 

 

 

 

Ощущение “неудовлетворенности собой” сформировалось у очень небольшого количества педагогов 1-й и 2-й групп (5% и 2,5%), это говорит о том, что в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 45% педагогов из всех трех групп этот симптом начинает складываться, и можно говорить о том, что начинает действовать механизм “эмоционального переноса”, то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах “выгорания” может провоцировать психологическую защиту.

Симптом “загнанности в клетку” в первых двух группах сложился у 25% педагогов и еще у 25% находится в стадии формирования. Это значит, что данные люди ощущают или начинают ощущать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. К этому могут приводить организационные недостатки, повседневная рутина и т.д. В третьей группе этот симптом не наблюдается.

Последний симптом в данной фазе, симптом “тревоги и депрессии” сложился у значительного количества педагогов (22,5%) из первой группы, это свидетельствует о том, что данные люди испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты. Во второй группе данный симптом выражен гораздо меньше (20,5%). В третьей группе симптом не сложился и складывается у очень небольшого количества людей (5%). В целом фаза “напряжения” сформировалась у 27,5% педагогов, находится в стадии формирования у 30%, и не сформировалась у 42,5%. (см. диаграмму уровня проявления CЭВ).

В фазе “резистенция” доминирующим является симптом “расширения сферы экономии эмоций”. Этот симптом сложился у 47,5% педагогов, у 17,5 – складывается. Из них 32,5% приходится на первую группу, 12,5% на вторую и только 2,5% на третью группу. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того готовы послать всех подальше.

Далее следует симптом “неадекватного эмоционального реагирования”. Этот симптом сложился у 32,5% педагогов. Из них на первую группу приходится 30% и 2,5% на вторую. В третьей группе данный симптом не сложился. Сформированность данного симптома говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная “экономия” эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное – эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.

Следующим по степени выраженности является симптом “редукции профессиональных обязанностей”. Этот симптом сложился у 25% педагогов из первой и второй групп (22,5% и 2,5%) и складывается у 17,5% педагогов, из них: 5% относится к первой группе, 7,5% ко второй группе и 5% к третьей группе. Это значит, что у данных педагогов проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного влияния к учащимся и коллегам.

Наименее выраженным в данной фазе оказался симптом “эмоционально-нравственной ориентации”. Он сложился у 17,5% педагогов, причем это оказались педагоги только из первой группы. Складывается этот симптом у 22,5% педагогов, из них: 5% относятся к первой группе, 7,5% - ко второй и 5% к третьей группе.  Для таких педагогов настроения и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, “хороших” и “плохих”. В целом фаза” резистенции” сформировалась у 35% педагогов, находится в стадии формирования у 37,5%, и не сформировалась у 27,5%.

В фазе “истощение” доминирующим является симптом “личностной отстраненности”. Он сложился у 27,5% педагогов только из первой группы.Но складывается этот симптом почти у такого же количества педагогов – 25%. Из них: 7,5% относится к первой группе, 12,5% - ко второй и 5% - к третьей. Данный симптом проявляется в процессе общения в виде частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности (“Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство”).

Следующим по степени выраженности является симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”. Симптом сложился у 25% педагогов. Из них: 22,5% относится к первой группе и 2,5% ко второй. Складывется он у 30% педагогов, которые относятся тоже, только к первой и второй группам (12,5% и17,5%). Таким образом, данный симптом совсем не сложился в третьей группе педагогов.

Симптом “'эмоционального дефицита”, сложился у 22,5% педагогов. Из них: 20% относится к первой группе и 2,5% ко второй. В третьей группе симптом не сложился. Складывается данный симптом 20% педагогов, из них: 10% относится ко второй группе и 2,5% к третьей. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение. При этом личность переживает появление этих ощущений. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит, симптом усиливается. Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома “эмоционального дефицита”.

  Наименее выраженным оказался симптом “эмоциональной отстраненности”. Он сложился у 17,5% педагогов, все они относятся к первой группе. Но складывается этот симптом у 30% педагогов, из них: 17,5 относятся к первой группе, 10% ко второй и 2,5% к третьей группе. Педагоги, пораженные этим симптомом, почти полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. Их почти не волнуют, не вызывают эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни негативные. В целом фаза “истощения” сформировалась у 27,5% педагогов, в стадии формирования у 22,5% и не сформировалась у 50% педагогов.

Таким образом, мы видим, что в наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе “резистенции” – сопротивления; в фазе “истощения” 50% испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

 

 

Рисунок 1

Диаграмма уровня проявления СЭВ по фазам для всех групп

2020-02-03 166 Обсуждений (0)
Результаты исследования и их анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования и их анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)