Результаты исследования и их анализ
В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов. Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов. Таблица 1
Общий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| № | Должность | Стаж,лет | 1 | 2 | 3 | 4 | итог | 5 | 6 | 7 | 8 | итог | 9 | 10 | 11 | 12 | итог | балл | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
I группа | 1 | воспитатель |
| 10 | 20 | 10 | 10 | 21 |
61 | 2 | 10 | 10 | 20 |
42 | 7 | 3 | 7 | 18 |
35 |
138 | ||||||||||||||
2 | воспитатель |
| 12 | 7 | 10 | 11 | 5 |
33 | 26 | 5 | 21 | 15 |
67 | 10 | 12 | 10 | 13 |
45 |
145 | |||||||||||||||
3 | воспитатель |
| 30 | 24 | 13 | 13 | 28 |
78 | 5 | 3 | 25 | 10 |
43 | 9 | 10 | 7 | 18 |
44 |
165 | |||||||||||||||
4 | воспитатель |
| 15 | 17 | 10 | 22 | 5 |
54 | 20 | 27 | 27 | 25 |
99 | 21 | 23 | 18 | 8 |
70 |
223 | |||||||||||||||
5 | воспитатель |
| 25 | 25 | 10 | 8 | 18 |
61 | 2 | 12 | 28 | 25 |
67 | 10 | 13 | 25 | 30 |
78 |
206 | |||||||||||||||
6 | воспитатель | 4 мес | 0,33 | 30 | 15 | 11 | 25 |
81 | 13 | 2 | 26 | 27 |
68 | 27 | 12 | 10 | 15 |
64 |
213 | |||||||||||||||
7 | воспитатель |
| 2 | 27 | 15 | 20 | 16 |
78 | 15 | 15 | 30 | 23 |
83 | 22 | 23 | 30 | 30 |
105 |
266 | |||||||||||||||
8 | воспитатель |
| 21 | 22 | 8 | 18 | 28 |
76 | 18 | 20 | 28 | 28 |
94 | 26 | 20 | 23 | 28 |
97 |
267 | |||||||||||||||
9 | учитель |
| 28 | 28 | 8 | 2 | 26 |
64 | 12 | 7 | 23 | 8 |
50 | 7 | 3 | 13 | 10 |
33 |
147 | |||||||||||||||
10 | учитель |
| 21 | 19 | 11 | 0 | 0 |
30 | 23 | 0 | 25 | 14 |
62 | 6 | 8 | 2 | 15 |
31 |
123 | |||||||||||||||
11 | учитель |
| 15 | 4 | 21 | 26 | 22 |
73 | 28 | 25 | 15 | 17 |
85 | 28 | 25 | 3 | 8 |
64 |
222 | |||||||||||||||
12 | учитель |
| 30 | 22 | 11 | 11 | 5 |
49 | 17 | 18 | 30 | 27 |
92 | 15 | 28 | 25 | 30 |
98 |
239 | |||||||||||||||
13 | учитель |
| 12 | 30 | 18 | 13 | 0 |
61 | 10 | 0 | 26 | 12 |
48 | 27 | 7 | 28 | 22 |
84 |
193 | |||||||||||||||
14 | учитель |
| 19 | 17 | 5 | 5 | 0 |
27 | 18 | 17 | 12 | 25 |
72 | 7 | 20 | 17 | 25 |
69 |
168 | |||||||||||||||
15 | учитель |
| 9 | 5 | 3 | 5 | 12 |
25 | 28 | 5 | 28 | 12 |
73 | 5 | 8 | 23 | 15 |
51 |
149 | |||||||||||||||
16 | учитель |
| 12 | 20 | 13 | 6 | 3 |
42 | 20 | 20 | 0 | 23 |
63 | 25 | 10 | 18 | 8 |
61 |
166 | |||||||||||||||
17 | учитель |
| 12 | 20 | 7 | 16 | 23 |
66 | 30 | 9 | 23 | 30 |
92 | 30 | 15 | 18 | 20 |
83 |
241 | |||||||||||||||
18 | учитель |
| 20 | 27 | 11 | 21 | 15 |
74 | 20 | 10 | 11 | 17 |
58 | 4 | 16 | 28 | 8 |
56 |
188 | |||||||||||||||
19 | учитель |
| 12 | 4 | 3 | 7 | 7 |
21 | 17 | 22 | 5 | 25 |
69 | 5 | 15 | 8 | 5 |
33 |
123 | |||||||||||||||
II группа | 20 | воспитатель | 1 мес | 0,083 | 15 | 6 | 21 | 3 |
45 | 10 | 2 | 2 | 7 |
21 | 5 | 3 | 13 | 5 |
26 |
92 | ||||||||||||||
21 | воспитатель |
| 3 | 17 | 0 | 6 | 5 |
28 | 15 | 7 | 8 | 15 |
45 | 2 | 3 | 10 | 4 |
19 |
92 | |||||||||||||||
22 | воспитатель |
| 34 | 24 | 0 | 6 | 0 |
30 | 5 | 12 | 28 | 5 |
50 | 3 | 13 | 8 | 10 |
34 |
114 | |||||||||||||||
23 | воспитатель |
| 21 | 3 | 10 | 6 | 3 |
22 | 15 | 5 | 17 | 12 |
49 | 7 | 5 | 0 | 5 |
17 |
88 | |||||||||||||||
24 | воспитатель |
| 17 | 18 | 8 | 6 | 7 |
39 | 5 | 18 | 0 | 6 |
29 | 10 | 8 | 0 | 13 |
31 |
99 | |||||||||||||||
25 | воспитатель |
| 22 | 17 | 13 | 13 | 10 |
53 | 7 | 2 | 20 | 7 |
36 | 10 | 3 | 13 | 15 |
41 |
130 | |||||||||||||||
26 | воспитатель |
| 8 | 10 | 11 | 11 | 28 |
60 | 8 | 14 | 15 | 7 |
44 | 0 | 13 | 0 | 3 |
16 |
120 | |||||||||||||||
27 | воспитатель |
| 20 | 6 | 10 | 28 | 8 |
52 | 15 | 12 | 8 | 2 |
37 | 2 | 5 | 8 | 8 |
23 |
112 | |||||||||||||||
28 | воспитатель |
| 25 | 20 | 11 | 7 | 8 |
46 | 19 | 0 | 21 | 12 |
52 | 12 | 5 | 7 | 25 |
49 |
147 | |||||||||||||||
29 | воспитатель |
| 8 | 21 | 6 | 10 | 8 |
45 | 10 | 7 | 5 | 28 |
50 | 17 | 11 | 10 | 13 |
51 |
146 | |||||||||||||||
30 | воспитатель |
| 30 | 9 | 8 | 27 | 13 |
57 | 8 | 7 | 18 | 17 |
50 | 15 | 8 | 10 | 10 |
43 |
150 | |||||||||||||||
31 | учитель |
| 13 | 8 | 10 | 20 | 11 |
49 | 10 | 7 | 13 | 10 |
40 | 7 | 0 | 8 | 13 |
28 |
117 | |||||||||||||||
32 | учитель |
| 6 | 12 | 0 | 8 | 10 |
30 | 13 | 10 | 15 | 15 |
53 | 5 | 11 | 8 | 15 |
39 |
122 | |||||||||||||||
III группа | 33 | учитель |
| 16,5 | 2 | 0 | 0 | 6 | 8 | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 | 0 | 3 | 0 | 3 | 6 |
19 | ||||||||||||||
34 | учитель |
| 30 | 5 | 3 | 5 | 2 |
15 | 3 | 10 | 2 | 15 |
30 | 2 | 8 | 5 | 3 |
18 |
63 | |||||||||||||||
35 | учитель |
| 4 | 7 | 0 | 5 | 8 |
20 | 7 | 7 | 0 | 12 |
26 | 0 | 8 | 0 | 0 | 8 |
54 | |||||||||||||||
36 | учитель |
| 10 | 7 | 8 | 7 | 11 |
33 | 5 | 5 | 5 | 17 |
32 | 10 | 3 | 13 | 3 |
29 |
94 | |||||||||||||||
37 | воспитатель | 4 мес | 0,33 | 3 | 5 | 5 | 0 |
13 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 3 | 0 | 3 | 6 |
21 | |||||||||||||||
38 | воспитатель |
| 23 | 2 | 3 | 5 | 8 |
18 | 2 | 0 | 25 | 7 |
34 | 0 | 3 | 10 | 5 |
18 |
70 | |||||||||||||||
39 | воспитатель |
| 5 | 2 | 0 | 6 | 5 |
13 | 2 | 0 | 2 | 2 | 6 | 0 | 16 | 0 | 3 |
19 |
38 | |||||||||||||||
40 | воспитатель |
| 24 | 7 | 10 | 5 | 13 |
35 | 5 | 5 | 0 | 20 |
30 | 2 | 3 | 3 | 6 |
14 |
79 | |||||||||||||||
Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:
1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);
2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);
3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).
В первую группу вошло 19 педагогов, что составляет 47,5%;
во вторую группу 13 человек, что составляет 32,5%;
в третью группу 8 человек, что составляет 20%.
Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа педагогов с синдромом выгорания, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом.
В следующей таблице 2 представлена выраженность фаз и симптомов в различных группах.
Анализируя показатели таблиц можно сказать, что в фазе “напряжение”, в первой и во второй группах доминирует симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств” (соответственно 37,5% педагогов и 15%), это означает, педагоги этих групп в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию явлений “выгорания”. Для сравнения, в третьей группе, нет ни одного человека со сформировавшимся данным симптомом.
Таблица 2
Представленность фаз и выраженность симптомов СЭВ у педагогов
Фаза |
|
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | всего | ||||
|
| чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
симптомы |
|
|
|
|
|
| ||||
"Напряжения" | 1 | "переживания психотравмирующих обстоятельств" |
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся | 15 | 37,5 | 6 | 15,0 |
|
| 21 |
52,5
складывающийся
3
7,5
3
7,5
2
"неудовлетворенности собой":
сложившийся
2
5,0
1
2,5
3
7,5
складывающийся
11
27,5
6
15,0
1
2,5
18
45,0
3
"загнанности в клетку":
сложившийся
6
15,0
4
10,0
10
25,0
складывающийся
6
15,0
4
10,0
10
25,0
4
"тревоги и депрессии":
сложившийся
9
22,5
1
2,5
10
25,0
складывающийся
2
5,0
3
7,5
2
5,0
7
17,5
"Резистенции"
1
"неадекватного эмоционального реагирования"
сложившийся
12
30,0
1
2,5
13
32,5
складывающийся
4
10
7
17,5
11
27,5
2
"эмоционально-нравственной дезориентации"
сложившийся
7
17,5
0,0
7
17,5
складывающийся
4
10,0
4
10,0
1
2,5
9
22,5
3
"расширение сферы экономии эмоций"
сложившийся
13
32,5
5
12,5
1
2,5
19
47,5
складывающийся
4
10,0
3
7,5
7
17,5
4
"редукции профессиональных обязанностей":
сложившийся
9
22,5
1
2,5
10
25,0
складывающийся
2
5,0
3
7,5
2
5,0
7
17,5
"Истощения"
1
"эмоционального дефицита"
сложившийся
8
20,0
1
2,5
9
22,5
складывающийся
3
8
4
10
1
2,5
8
20,5
2
"эмоциональной отстраненности"
сложившийся
7
17,5
7
17,5
складывающийся
7
17,5
4
10,0
1
2,5
12
30,0
3
"личностной отстраненности":
сложившийся
11
27,5
11
27,5
складывающийся
3
7,5
5
12,5
2
5,0
10
25,0
4
"психосоматических и психовегетативных нарушений":
сложившийся
9
22,5
1
2,5
10
25,0
складывающийся
5
12,5
7
17,5
12
30,0
Ощущение “неудовлетворенности собой” сформировалось у очень небольшого количества педагогов 1-й и 2-й групп (5% и 2,5%), это говорит о том, что в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 45% педагогов из всех трех групп этот симптом начинает складываться, и можно говорить о том, что начинает действовать механизм “эмоционального переноса”, то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах “выгорания” может провоцировать психологическую защиту.
Симптом “загнанности в клетку” в первых двух группах сложился у 25% педагогов и еще у 25% находится в стадии формирования. Это значит, что данные люди ощущают или начинают ощущать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. К этому могут приводить организационные недостатки, повседневная рутина и т.д. В третьей группе этот симптом не наблюдается.
Последний симптом в данной фазе, симптом “тревоги и депрессии” сложился у значительного количества педагогов (22,5%) из первой группы, это свидетельствует о том, что данные люди испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты. Во второй группе данный симптом выражен гораздо меньше (20,5%). В третьей группе симптом не сложился и складывается у очень небольшого количества людей (5%). В целом фаза “напряжения” сформировалась у 27,5% педагогов, находится в стадии формирования у 30%, и не сформировалась у 42,5%. (см. диаграмму уровня проявления CЭВ).
В фазе “резистенция” доминирующим является симптом “расширения сферы экономии эмоций”. Этот симптом сложился у 47,5% педагогов, у 17,5 – складывается. Из них 32,5% приходится на первую группу, 12,5% на вторую и только 2,5% на третью группу. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того готовы послать всех подальше.
Далее следует симптом “неадекватного эмоционального реагирования”. Этот симптом сложился у 32,5% педагогов. Из них на первую группу приходится 30% и 2,5% на вторую. В третьей группе данный симптом не сложился. Сформированность данного симптома говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная “экономия” эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное – эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.
Следующим по степени выраженности является симптом “редукции профессиональных обязанностей”. Этот симптом сложился у 25% педагогов из первой и второй групп (22,5% и 2,5%) и складывается у 17,5% педагогов, из них: 5% относится к первой группе, 7,5% ко второй группе и 5% к третьей группе. Это значит, что у данных педагогов проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного влияния к учащимся и коллегам.
Наименее выраженным в данной фазе оказался симптом “эмоционально-нравственной ориентации”. Он сложился у 17,5% педагогов, причем это оказались педагоги только из первой группы. Складывается этот симптом у 22,5% педагогов, из них: 5% относятся к первой группе, 7,5% - ко второй и 5% к третьей группе. Для таких педагогов настроения и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, “хороших” и “плохих”. В целом фаза” резистенции” сформировалась у 35% педагогов, находится в стадии формирования у 37,5%, и не сформировалась у 27,5%.
В фазе “истощение” доминирующим является симптом “личностной отстраненности”. Он сложился у 27,5% педагогов только из первой группы.Но складывается этот симптом почти у такого же количества педагогов – 25%. Из них: 7,5% относится к первой группе, 12,5% - ко второй и 5% - к третьей. Данный симптом проявляется в процессе общения в виде частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности (“Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство”).
Следующим по степени выраженности является симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”. Симптом сложился у 25% педагогов. Из них: 22,5% относится к первой группе и 2,5% ко второй. Складывется он у 30% педагогов, которые относятся тоже, только к первой и второй группам (12,5% и17,5%). Таким образом, данный симптом совсем не сложился в третьей группе педагогов.
Симптом “'эмоционального дефицита”, сложился у 22,5% педагогов. Из них: 20% относится к первой группе и 2,5% ко второй. В третьей группе симптом не сложился. Складывается данный симптом 20% педагогов, из них: 10% относится ко второй группе и 2,5% к третьей. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение. При этом личность переживает появление этих ощущений. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит, симптом усиливается. Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома “эмоционального дефицита”.
Наименее выраженным оказался симптом “эмоциональной отстраненности”. Он сложился у 17,5% педагогов, все они относятся к первой группе. Но складывается этот симптом у 30% педагогов, из них: 17,5 относятся к первой группе, 10% ко второй и 2,5% к третьей группе. Педагоги, пораженные этим симптомом, почти полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. Их почти не волнуют, не вызывают эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни негативные. В целом фаза “истощения” сформировалась у 27,5% педагогов, в стадии формирования у 22,5% и не сформировалась у 50% педагогов.
Таким образом, мы видим, что в наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе “резистенции” – сопротивления; в фазе “истощения” 50% испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.
Рисунок 1
Диаграмма уровня проявления СЭВ по фазам для всех групп
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |