Глава III Методы преодоления СДВГ
Программа коррекционной работы по преодолению СДВГ С учениками, у которых был выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проводились занятия 2 раза в неделю по 30-40 минут в течение месяца. В программу вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу. Занятие 1 1«Почесать спинку» (Фопель К., с. 108) Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания. 2«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с. 36) Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания 3«Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97) Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. 4«Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116) Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге. Занятие 2 1. «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242) Цель: разрядка накопившейся энергии 2. «Смеяться запрещается» (Фопель К., с. 28) Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания. 3. «Штриховка» (Локалова Н.П.,с.45) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 4. «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) Цель: упражнение на релаксацию Занятие 3 1. «Путешествие на облаке» (Фопель К., с. 23) Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу 2. «Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с. 36) Цель: развитие произвольного внимания 3. «Речка» (Локалова Н.П., с. 73) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 4. «Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с. 99) Цель: Научить контролировать свои движения. Занятие 4 1. «Игра с коробками» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч.,с. 277) Цель: Применялась для: разрядки накопившейся энергии, развития концентрации внимания, сплочения группы 2. «Камень мудрости» (Фопель К., с. 39) Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности. 3. «Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116) Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге. Занятие 5 1. «Путешествие на облаке» (Фопель К., с. 23) Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу 2. «Запретная цифра» (Локалова Н.П., с. 98) Цель: формирование элементов самоконтроля 3. «Летает – не летает» (Локалова Н.П., с. 87) Цель: развитие произвольности движений 4. «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) Цель: упражнение на релаксацию Занятие 6 1. «Камень мудрости» (Фопель К., с. 39) Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности. 2. «Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97) Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. 3. «Быстрые превращения» (Фопель К., с. 59) Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы Занятие 7 1. «Речка» (Локалова Н.П., с. 73) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 2. «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 3. «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242) Цель: разрядка накопившейся энергии 4. «Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99) Цель: Научить контролировать свои движения. Занятие 8 1. «Птенцы» (Фопель К., с. 24) Цель: Игра дает возможность установить в группе спокойную атмосферу и развивает концентрацию внимания. 2. «Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с. 42) Цель: развитие произвольного внимания 3. «Запретная цифра» (Локалова Н.П., с. 98) Цель: формирование элементов самоконтроля 4. «Замри» (Локалова Н.П., с. 120) Цель: формирование элементов самоконтроля Занятие 9 1. «Летает – не летает» (Локалова Н.П., с.87) Цель: развитие произвольности движений 2. «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч. с. 242) Цель: разрядка накопившейся энергии 3. «Камень мудрости» (Фопель К. с. 39) Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности. 4. «Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99) Цель: Научить контролировать свои движения. Занятие 10 1. «Смеяться запрещается» (Фопель К., с. 28) Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания. 2. «Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97) Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; 3. «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 4. «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) Цель: упражнение на релаксацию. Резюме Анализ программы показывает, что в основе занятия № 1 лежат упражнения, которые направлены на: снятие напряжения и повышение групповой сплоченности; развитие концентрации внимания и осязательных ощущений; развитие двигательной сферы и умения подчиняться взрослым; релаксацию. В основе занятия № 2 лежат упражнения, которые направлены на: разрядку накопившейся энергии; настройку работы, которая требует концентрации внимания; развитие зрительно-двигательной координации; релаксацию. В основе занятия № 3 лежат упражнения, направленные на: релаксацию, которая помогает успокоиться и настроиться на работу; развитие произвольного внимания; развитие зрительно-двигательной координации; обучение детей умению контролировать свои движения. В основе занятия № 4 лежат упражнения, которые дают возможность развить концентрацию внимания, сплотить группу; создать рабочую обстановку; развить концентрацию внимания и произвольность; нежно позаботиться друг о друге. В основе занятия № 5 лежат упражнения, направленные на: релаксацию; формирование элементов самоконтроля; развитие произвольности движения. В основе занятия № 6 лежат упражнения, которые направлены на создание рабочей обстановки, развитие концентрации внимания и произвольности; умение подчиняться словесным указаниям взрослого, а также развитие двигательной сферы; снятие напряжения после «сидячей» работы. В основе занятия № 7 лежат упражнения, направленные на: развитие зрительно-двигательной координации; разрядку накопившейся энергии; развитие умения контролировать свои движения. В основе занятия № 8 лежат упражнения, которые дают возможность установить в группе спокойную обстановку и развить концентрацию внимания; развить произвольное внимание; сформировать элементы самоконтроля. Упражнения занятия № 9 направлены на: развитие произвольности движений; разрядку накопившейся энергии; развитие концентрации внимания и произвольности; умение контролировать свои движения. Упражнения занятия № 10 направлены на концентрацию внимания; развитие зрительно-двигательной координации и релаксацию. Тренинги и игры Значение различных тренингов и игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития дошкольника невозможно переоценить. Дошкольник развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или к новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены [14]. Шумные игры Часто гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и трудно оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижные игры. Подвижные игры по правилам не только развивают определенные качества, они также приучают гиперактивного ребенка к дисциплине, к подчинению своей деятельности определенной цели. Игры с очень четкими правилами способствуют развитию внимания [4;14]. В подвижных играх дошкольник с СДВГ также развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение, учится терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом. Все эти качества потом пригодятся ему в общении со сверстниками и взрослыми [13;14]. В подвижных играх также развивается мышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Дошкольник учится также подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может проиграть [13;14]. Подвижные игры развивают ребенка физически, тренируют его ловкость, гибкость, учат избегать травматических ситуаций. Наконец, если у дошкольника начинает получаться играть вместе с другими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах других детей [4;13;14]. Невозможность постановки комплексной задачи Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности постановки комплексной задачи в самом начале. Гиперактивный дошкольник без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы [14]. На первом этапе каждая игра должна быть нацелена на развитие какого-то одного качества. Удерживая несколько условий в голове, ребенок может ни одного из них не выполнить, быстро истощиться и начать переживать свою неудачу [14]. Например, если цель игры – внимательно следить за действиями партнеров и быстро на эти действия реагировать, то можно не обращать внимание на несдержанность и постоянные перемещения в пространстве. Если в задачу игры входит тренировка сдержанности, то концентрировать внимание на чем-то необязательно [4;14]. Тренировка сразу двух функций Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций. Например, через игру могут тренироваться внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности [14]. Когда у гиперактивного дошкольника появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре [14]. Постепенное вовлечение в игру Гиперактивные дети не слишком уверены в своих силах, но они хотят участвовать во всех играх и мероприятиях. Если ребенок почувствует, что его неудача не вызывает отторжения, он будет пробовать свои силы снова и снова, сначала делая то, что у него получается легче всего, потом все остальное [13;14]. В игре или в коллективной работе такому ребенку тяжело дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому лучше всего включать таких детей в игру поэтапно, начиная с индивидуальной работы, переходя к играм в маленькой группе, в конечном итоге переходить к коллективным играм [14]. Компьютерные игры Синдромальный подход Синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная с точки зрения психолога/педагога произвольная деятельность. Эта деятельность, конечно же, подбирается с учетом предпочтений конкретного ребенка. В результате этой деятельности возникает постпроизвольное внимание. Постпроизвольное внимание – это когда человек сначала делает усилия, а потом ему становится интересно и он уже поддерживает уровень активного внимания без напряжения [4;13;14]. Компьютерные игры Именно на постпроизвольном внимании формируется увлечение гиперактивных дошкольников или школьников компьютерными играми. Несмотря на все нарекания различных специалистов в адрес сидения за компьютером, компьютерные игры имеют много положительных сторон [13]. Ограниченное пространство дисплея компьютера позволяет организовать внимание гиперактивного ребенка. Гиперактивный дошкольник или школьник может утомиться быстрее, чем любой другой, но не отвлечься. Компьютерные игры и упражнения – это достаточно азартная деятельность, что очень хорошо соответствует эмоциональным характеристикам гиперактивного ребенка [13;14]. В случае неудачи, ребенок может повторить всю игру или этап игры, и сравнив свои результаты с предыдущими, убедиться в том, что теперь у него получается лучше [14]. Компьютер — это очень визуально и наглядно, что дает возможность гиперактивному школьнику лучше усваивать любой материал. Если ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, то можно использовать компьютерные ресурсы для развития его дефицитарных функций [14]. Программные пакеты "Зоопарк" и "Внимание" предлагают тестирование различных функций внимания и дальнейшие тренировки этих функций по результатам тестов [14]. Программы из этих пакетов созданы для развития интенсивности внимания, переключаемости, способности удерживать и эффективно распределять внимание [14]. Заключение Мы рассмотрели феномен СДВГ с точки зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с дошкольниками и школьниками в рамках практической психологии, психиатрии и педагогики. Проанализировав литературу, можно сказать, что существует множество факторов, которые влияют на возникновение и развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Основными из них являются: биологические факторы - генетические причины, нейробиологические, пре- и перинатальные повреждающие факторы; психосоциальные факторы – неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей и т.д. Этиология СДВГ имеет комбинированный характер, так как, если удается установить причину нарушений, всегда следует учитывать действие нескольких факторов, влияющих друг на друга. Также были выявлены и изучены клинические проявления СДВГ, такие как импульсивность – недостаток контроля поведения в ответ на конкретные указания или требования; невнимательность – не способность сосредоточиться на деятельности; гиперактивность – избыточная активность. СДВГ является не единственной трудностью, с которой приходится сталкиваться ребенку, существует целый ряд сопутствующих состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем сама патология. Такие состояния как чувствительность: низкая чувствительность, тактильная сверхчувствительность, вкусовая чувствительность; настроение: депрессия и тревожность считаются осложняющими факторами СДВГ. Затем, в практической части мы рассмотрели методы преодоления СДВГ, в которые вошли коррекционная работа на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию и эмоционально-личностную сферу; тренинги и игры. Также в приложениях были рассмотрены методика Мюнстерберга, корректурные пробы Ландольта и Тулуз-Пьерона. Дальнейшие исследования в этой области будут направлены на: 1. Изучение влияния экологического состояния города на развитие СДВГ, влияние зон экологически неблагоприятных для проживания (чистота воздуха, почвы, наличие санирующих зон). 2. Разработку программы, направленной на сопровождение развития будущего ребенка с момента обращения родителей за помощью по результатам анализа биологических факторов неблагополучия, рассмотренных в данной работе. 3. Дальнейшую разработку коррекционная программы, которая будет дополнена новыми упражнениями. Список использованной литературы 1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиат. мед. психол. им. В.М.Бехтерева. – СПб., 1993. - №3. – С.74 - 90. 2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Наука, 1997. – 176с. 3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непосредственный ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд – во Института психотерапии, 2002. – 96с. 4. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Академический Проект, 2004. – 176с. 5. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112с. 6. Заваденко Н.Н. Клико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. – 1998. – Т.3. - №6. – С.13 – 17. 7. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. – М.: Рарог, 1997. – 200с. 8. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развитие детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: ИМАТОН, 1997. – 78с. 9. Barkley R.A. Behavioral inhibition, sustained attention and executive functions: constructing a unifying theory of attention deficit hyperactivity disorder // Psychopharm. Bull. – 1997. – Vol.121. - №1. – P. 65 – 94. 10. Biederman J., Faraone S.V., Milberger S., et al. A prospective four – year follow – up study of attention deficit hyperactivity and related desorders // Arch.Gen. Psychiatry. – 1996. – Vol.53. – P.437 – 446 11. Brown T.E. Attention – deficit Disorders and Comorbities in Children, Adolescents, and Adults. – Washington, BC; London, England: American Psychiatric Press, Inc., 2000. – 671p. 12. Brown T.E. Manual for the Brown Attention Deficit Disorder Scales. – San Antonio, TX: The Psychological Corporation, 2001. – 64 p. 13. www.adalin.mospsy.ru 14. www.effecton.ru
Приложение 1 Корректурная проба Ландольта Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к моторной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. С помощью специальных бланков, содержащих набор колец с разрывами, направленными в различные стороны, проводится обследование. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк. Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен найти среди этих колец такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркнуть их. При этом он должен внимательно просматривать кольца по рядам. В течение 5 минут проводится работа, через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в это время ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала команда. Как только истекли 5 минут, экспериментатор произносит слово «стоп». Испытуемый должен прекратить работу и поставить двойную вертикальную черту там, где его застала команда. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы, и за пять минут. Определяется количество ошибок, допущенных им за каждую минуту, и в целом за все пять.
Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности: K=S S/n
где S – число строк таблицы, проработанных испытуемым; N – количество ошибок
Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид:
А=S/t
где S – количество знаков в проработанной испытуемым части таблицы; t – время выполнения. Определение продуктивности и устойчивости внимания S=0,5N – 2,8n / 60
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания; N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту; n – количество ошибок, допущенных испытуемым за это время.
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящимся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым. По полученным результатам строится график работы ребенка над названием[4,14].
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |