Социально-экономические особенности семьи
Анализ современных социологических исследований (А.В. Алексеева (1998), Е.В. Веревкина (2000), И.И. Гребешева (2002) и др.) убедительно показывает, что экономические возможности семьи по-разному влияют на здоровье, воспитание и развитие детей. Если в западных странах ученые отмечают прямую зависимость состояния здоровья людей от их социально-экономического статуса, то в нашей стране такая зависимость не прослеживается. Представители бизнеса болеют не меньше тех, кто беден. Заболеваемость детей из семей с высоким достатком также пока не снижается. Иногда дети, воспитывающиеся в хорошо обеспеченных семьях, только на первый взгляд кажутся благополучными. В случае если мать одновременно и «бизнес-вумен», внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается ограниченным. В таких семьях дети, как правило, воспитываются бабушками и дедушками или после детского сада передаются на попечение гувернанток. Из-за этого они постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждение. В семьях, где муж способен материально обеспечить семью, он практически не принимает участия в воспитании ребенка. Матери в таких семьях (как правило, домохозяйки) в вопросах воспитания делятся на два основных типа. Для первого типа матерей, занятых собой, характерно полное устранение от вопросов, связанных с личностным развитием ребенка. Для второго типа воспитание ребенка является единственным способом самореализации. Гиперопека матерей, относящихся к последнему типу, зачастую приобретает уродливые формы и отрицательно влияет на здоровье и развитие ребенка. Стремление женщины в вопросах образования детей соответствовать занимаемому в обществе положению часто приводит к серьезным нарушениям в физическом и психическом здоровье ребенка. В семьях с низким материальным достатком существуют другие трудности. К данной категории можно отнести представителей бюджетной сферы (врачи, учителя, преподаватели средних и высших учебных заведений, научные работники и т. п.), семьи военнослужащих, неполные семьи, где воспитанием ребенка занимается только один родитель и асоциальные семьи. Большинство этих людей, чтобы обеспечить семью, работают по совместительству или ищут иные источники дохода, что требует значительных затрат времени. Эту категорию родителей характеризует повышенный уровень тревожности, связанный с нереализованными потребностями из-за отсутствия денег. Злоупотребление алкоголем является не только своеобразной формой социального протеста, но и результатом нравственной деформации личности, низкого уровня духовной культуры. Алкоголизация же закономерно приводит к нарушению внутрисемейных отношений. Деформация семейных отношений вызывает нарушение психологического климата семьи, создает внутри семьи психотравмирующую ситуацию. Чаще всего из двух родителей пьющим является отец, хотя в последние годы женский алкоголизм становится все более частым явлением. Нередки случаи, когда оба родителя злоупотребляют алкоголем. Отрицательные черты характера родителей (вспыльчивость, неуравновешенность, непредсказуемость), наличие других вредных привычек чаще приводит к распаду семьи. Появление в семье отчима нередко усугубляет сложность межличностных отношений, а рождение детей от нового брака влечет за собой "социальное" сиротство ребенка (Т.Н. Доронова, 2002). Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования к нервно-психической сфере ребенка. У таких детей врачи часто фиксируют расстройства, как склонность к конфликтам, резкие перепады настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита, головокружения и обмороки. Алкоголизм приводит к снижению материального достатка семьи, ухудшению бытовых условий, недостаточному вниманию со стороны родителей к насущным проблемам личностного развития ребенка. Эти дети, как правило, безнадзорные, чаще недосыпают, больше времени проводят у телевизора, мало читают, не занимаются спортом (Т.Н. Доронова, 2000). Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. По мнению В.Н. Вершинина (1998), анализ тенденций, происходящих в современной российской жизни и влияющих на позиции родителей, позволяет фиксировать следующие аспекты: - дифференциацию, как резкое расслоение населения на социальные группы, страты, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально не защищенных родителей и детей; - высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью; - дезориентацию людей в сфере нравственной жизни; - увеличение числа расторгнутых браков с наличием детей; - алкоголизацию большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение; - снижение уровня общей культуры (26).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |