Конструктор коллективных творческих дел (КТД)
1. Коллективное целеполагание. Предварительная анкета, опросник, стартовое собрание, «живая анкета», «волшебный сундучок». 2. Коллективное планирование. Деление на группы: по интересам, с использованием эмблем, символов, цветовых жетонов. «Мозговой штурм», общая дискуссия, «Дерево идей», экспертный совет, «Банк идей». 3. Коллективная подготовка. Распределение групповых и индивидуальных поручении (добровольность!): самоопределение, жеребьевка, лототрон. 4. Проведение коллективного дела. Сочетание групповых (командных) и индивидуальных заданий, конкурсов. Система подведения итогов (награды, дипломы, значки, медали, вымпелы, сувениры). 5. Коллективный анализ (последействие). Анкета, разговор в кругу, «открытая трибуна», «свободный микрофон», «конверт мнении», листок самооценки, цветодиагностика, незаконченный тезис. Примечательна система оценивания результатов творчества: похвала за инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами, самодельными подарками; присвоение званий, статуса и т. п. На практике доказывается преимущество коллективных способов воспитания, которые являются мощными оптимальными средствами индивидуального воздействия на детей. Игровые технологии В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. В структуру игры как процесса входят: • роли, взятые на себя играющими; • игровые действия как средства реализации этих ролей; • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; • реальные отношения между играющими; •сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты (С.А. Шмаков): • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. По мнению С.А. Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции: • Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры. • Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны» • Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта. • Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций. • Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя. •Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. • Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. • Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций. Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагогические игры достаточно разнообразны по: • дидактическим целям; • организационной структуре; • возрастным возможностям их использования; • специфике содержания. Чаще всего классификация педагогических игр встречается по: применению области деятельности: интеллектуальные, психологические, физкультурные, социально-педагогические и другие; по игровой методике: сюжетные, ролевые, организационно-деятельностные игры (ОДИ), деловые, имитационные, психодраматические и др. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела). В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются не имитационные игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Мумми-троль, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»), В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо– и социограмма.
Литература 1. Кожухова М.Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся. – Оренбург, 2004 – 39с. (10 –26) 2. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000. – 24с. 3. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие /Под ред. Н. В. Сократова. – Оренбург: Изд-во ОЦДЮТ, 2001. – 177с. 4. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: методическое пособие. – Самара, 1999. – 36 с.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |