Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель обобщенных социально-воспитательных технологий



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Модель обобщенных социально-воспитательных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация технологий дополнительного образования детей

Исходя из этих актуальных принципов, новых идей формируются со­ответствующие им педагогические технологии, которые представляют сво­его рода системы тактических путей для освоения человеком способов дея­тельности и мышления, познания многообразия культуры и творческого ее преобразования. Но сколь бы оригинальными не были идеи, все они прохо­дят своеобразный «контроль» на соответствие современному гуманизму, ак­тивно отстаивающему признание индивидуальности, обладающей правом на интеллектуальную, экономическую свободу, моральную автономию, соци­альную суверенность. При этом предполагается обязательное наличие у че­ловека социальной, культурной, индивидуальной ответственности за прини­маемые решения. Рождение, становление и развитие этого качества человека невозможно вне специально организованной системы педагогической под­держки самоопределения в образовании – интеграции в обра­зовательном учреждении психологической, социальной и медицинской по­мощи индивидуального развития ребенка для его духовного прозрения, для самостоятельного и успешного продвижения в дифференцированном образо­вании, выборе собственного смысла жизни. Предмет педагогической под­держки – процесс совместного с ребенком определения его собственных ин­тересов, целей, возможностей и путей решения проблем, мешающих ему со­хранить свое личное достоинство и самостоятельно достигать результатов в обучении, общении, образе жизни.

Образовательные технологии стимулирования самоопределения лич­ности, образовательные модели поддержки самоосуществления индивиду­альности остаются еще для российского образования бескрайним простран­ством освоения. Даже в дополнительном образовании детей, где всегда были условия свободного, добровольного выбора занятия, проявления своей увле­ченности, желания заниматься каким-либо делом, где очевидна непринуж­денность, естественность саморазвития каждого (педагога и детей), домини­рует стихийность самореализации, а не системно организованный процесс становления сознательного определения своего «Я». Для многих учреждений дополнительного образования детей еще предстоит освоить идею психолого-педагогической поддержки на уровне содержания, организации, управления и технологического воплощения в образовательном процессе.

В дополнительном образовании место и ценность педагогической технологии, конкретного авторского творчества иное. Здесь технология – спо­соб самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию образовательной деятельности,— свобод­ный, целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и ре­зультата совместного общения. И одновременно, технология – это выбор наи­более рациональных, эффективных способов, приемов, методик образователь­ной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы, ори­ентации на новейшие достижения в области наук о человеке.

Опыт практического освоения современных технологий в дополни­тельном образовании нельзя охарактеризовать полностью как опыт активно­го творчества. Скорее всего — это опыт обучения, трансформации эталонов в новые условия, это практика экспериментальной деятельности, порой ос­нованной только на интуиции, личном опыте и убеждениях.

Наиболее типичными для практики дополнительного образования де­тей стали технологии, ориентирующиеся на различные модели образователь­ных систем, которые квалифицируются в соответствии с педагогическими целями и задачами:

1. Социально-воспитательные технологии.

Педагогическая цель: личность, осознающая и принимающая ценно­сти человеческого общества, свободы, демократии; строящая свои отношения на принципах равноправия и ненасилия; социально активная и законопослушная; знающая и защищающая права и свободы человека; способная участвовать в творческом преобразовании действительности; ориентирующаяся на гуманистиче­ские ценности; постигающая свой собственный мир, имеющая потребность к самопо­знанию и самореализации.

2. Рационально-образовательные технологии.

Педагогическая цель: личность, владеющая жизненно необходимым запасом знаний, умений, навыков, обладающая развитым интеллектом, рациональным мышлением; желающая и умеющая постоянно получать знания, умения и использо­вать и на практике в специализированных областях.

В основе данных моделей технологий лежит «технология успешного обучения», что составляет сущность обучения в системе дополнительного образования детей. Идея данной технологии – формирование технологии удачливого человека, которому все в жизни удается, со всем он может справиться, добиться поставленной цели.

Модель обобщенных социально-воспитательных технологий

В рамках компетентностного подхода социально-воспитательные технологии направлены на формирование следующих компетенций у воспитанников УДО:

· социально-личностные компетенции (способность и умение личности осознавать и принимать ценности человеческого общества, свободы, демократии, строить свои отношения на принципах равноправия и ненасилия; быть социально активным и законопослушным членом общества; знать и защищать права и свободы человека);

·компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества (способность и умение личности участвовать в творческом преобразовании социально-личностные компетенции (способность и умение действительности).

Реализацию данной парадигмы обеспечивают следующие прикладные технологии: технология коллективной творческой деятельности; игровые, клубные технологии; технологии социального проектирования; формирования политического и экономического мышления; формирования навыков трудовой деятельности.

Технология коллективной творческой деятельности

Наиболее плодотворными в системе дополнительного образования являются хорошо известная технология И.П.Иванова или «орлятская педагогика», а также технология коллективной творческой деятельности.

Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Принципы технологии коллективной творческой деятельности:

- учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого («Каждый ребенок талантлив»);

- мажорность в общении и обучении;

- учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);

- сочетание коллективного и индивидуального воспитания и др.;

- приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.);

- превращение школы Знания в школу Воспитания.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Конкретных же форм КТД великое множество. По сообщению С. А. Шмакова, в Липецком педагогическом институте имеется картотека почти на 1500 названий коллективно-творческих дел. Правда, если вглядеться в подобные списки, быстро обнаруживаешь за разными названиями повторяющиеся схемы организации. Назовем эти схемы методиками — «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», ролевая игра.



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Модель обобщенных социально-воспитательных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель обобщенных социально-воспитательных технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)