Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признание социальной ответственности менеджмента.



2020-02-03 167 Обсуждений (0)
Признание социальной ответственности менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль человека, человеческого фактора в качестве ключевого ресурса обусловила необходимость создания условий для развития, заложенного в человеке потенциала саморазвития.

В этой связи характерно повышенное внимание к таким факторам как:

s Организационная культура (наличие у всех работающих общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организации).

s Демократизация управления (внедрение в практику участия работающих в распределении прибыли, собственности, в управлении, совершенствование стиля руководства).

 

2.2 Инновационный и финансовый менеджмент

 

Инновационный менеджмент – это менеджмент современной стадии развития цивилизации, постиндустриального общества, для которого характерна самоорганизация ради социального контроля и управления инновациями и изменениями человеческого знания в отличие от индустриального, базирующегося на взаимодействии машин и людей для производства продукции.

Знание в последние 20 лет действительно стало стратегическим основополагающим средством развития общества. Сегодня в развитых странах большая часть ресурсов обоснованно направляется в сферу приращения и передачи знаний, а в не наращивание традиционного капитала. Об этом косвенно можно судить по росту численности ученых и инженеров в сфере НИОКР. Но не всякое знание обладает преобразовательными возможностями по отношению к производству. Некоторые специалисты справедливо считают, что знание тогда становится преобразовательной силой, когда приобретает форму инноваций, способных обновлять производительные силы, основной капитал.

Многое в коммерческой эффективности использования технико-технологических инноваций зависит от научно-технологического уровня действующего основного капитала, от состояния спроса на рынке и, наконец, от организационно-управленческих усилий по преобразованию знания в инновации и использованию последних для достижения основных целей функционирования научно-технической и производственной систем.

Организационно-управленческий аспект в научно-технической и инновационной деятельности становится едва ли не решающим в процессе создания и использования нового знания. Все это является предметом заботы инновационного менеджмента.

Знание, необходимое для организации инновационных процессов, лишь отчасти общедоступно. Эффективность его использования во многом зависит от четкого понимания менеджером механизма превращения знания в преобразовательные инновации, от понимания и успешного поиска доступных источников различных нововведений. Все это также входит в число основных задач инновационного менеджмента.

Основная стратегическая задача инновационного менеджмента – поэтапный перевод социально-экономической системы на инновационный тип развития.

В экономической литературе наибольшее внимание уделено анализу двух основных типов развития экономики различных хозяйственных образований – экстенсивного и интенсивного, а также двух смешанных типов – преимущественно экстенсивного и преимущественно интенсивного.

Экстенсивный тип развития характеризуется как способ экономического роста, достижения основных целей за счет количественных факторов развития (привлечения дополнительных ресурсов, создания новых производств) прежнего научно-технического уровня

Интенсивный тип развития рассматривается как способ повышения напряженности труда, увеличения его затрат в единицу времени, обеспечиваемого применением эффективных факторов (более высокой квалификации рабочей силы, четкой организации и лучшей мотивации труда и производства, новых техники и технологий, новых предметов труда и пр.), качественно влияющих на экономический рост и решение основных социально-экономических и экологических задач в тактическом и стратегическом плане. То есть типы развития хозяйственной системы определяются, прежде всего, совокупностью преимущественно используемых ресурсных факторов, их основными свойствами в обеспечении положительной экономической динамики.

Интенсификация бывает различной. Можно интенсифицировать производство традиционного или частично улучшаемого товара, обеспечивая его ценовую конкурентоспособность на рынках. Можно интенсифицировать производство нового товара, используя обновленную организацию и мотивацию труда на базе существующей технологической совокупности основного капитала. В этом случае конкурентоспособность товара гарантируется его новыми потребительскими свойствами, а возможно, и монопольным положением на рынках. В обоих случаях мы имеем дело с частичной интенсификацией в системе.

Наиболее полная комплексная интенсификация производства и труда может быть достигнута в том случае, когда повышается эффективность использования всех видов ресурсов, участвующих в воспроизводственных процессах хозяйственных систем, которые можно рассматривать в качестве основных объективных факторов развития. Это так называемые факторы первого порядка.

В качестве факторов, формирующих тот или иной тип развития социально-экономических систем, можно рассматривать основные процессы в воспроизводстве или их состоянии, в которых проявляется активность использования факторов первого порядка. Это интенсификация, инновационная, научно-техническая, инвестиционная, деловая, предпринимательская деятельность, менеджмент, в том числе инновационный менеджмент. Эти факторы по их зависимости от первых факторов можно назвать факторами второго порядка.

Все факторы взаимосвязаны, взаимообусловлены и соподчинены, т. е. они образуют систему, в которой каждый фактор выполняет строго свою роль, которую никакой другой полноценно выполнить не может. Из сказанного следует, что при неразвитости или неполном использовании одного или нескольких факторов вся их система резко снижает эффективность воздействия на экономическую динамику, тип развития хозяйственной системы, ее устойчивость в рыночной среде.

В целостной совокупности объективных факторов происходит периодическая "перегруппировка сил", обусловленная логикой НТП, целями и задачами развития экономических систем, цикличностью их экономической динамики, возможностями использования тех или иных ресурсных факторов.

Наука обосновала, а экономическая практика подтвердила определяющее значение в современных условиях, для формирования нового интенсивного типа хозяйственных систем, таких факторов, как инвестиции, - технические, технологические, организационные, информационные. Все их можно рассматривать как инновационные ресурсы. Это новые техника и технологии, предпринимательство, комплексно наполненные инвестиции, информационный ресурс, организация, мотивация и управление.

Этот новый, особый интенсивный тип развития хозяйственных систем, наиболее адекватен постиндустриальному этапу становления общества, его новой технологической базе, современному этапу НТП, характеризуемому многими специалистами как технологическая революция. Он заключается в непосредственном, комплексном, преимущественном использовании в развитии научно – технологических инноваций с высокими преобразующими возможностями, как факторов наиболее эффективного достижения совокупности целей хозяйственной системы в тактическом и стратегическом планах.

Данный тип развития называется инновационным. Он характеризуется не только преимущественно используемыми инновациями-факторами, но и производимыми инновационными товарами и услугами, а также совокупностью условий, гарантирующих воспроизводство инновационной стратегической направленности развития хозяйственной системы на постоянной основе.

В числе этих условий: особая структура предприятия, включая научные подразделения, их активное ресурсное обеспечение (в том числе венчурное); формирование предпринимательской хозяйственной зоны; новые отношения с научными учреждениями; особая наступательная стратегия развития; развитой инновационный менеджмент; нацеленность трудовой мотивации на воспроизводство инноваций и их эффективное использование.

Переход на инновационный тип развития объективно предопределен рядом обстоятельств. Во-первых, мировой рынок товаров и услуг заполнен. Занять в нем место можно лишь, формируя собственную нишу рынка качественно нового товара. Во-вторых, конкурентоспособность инновационного продукта или услуги, технологии их производства – важнейшие составляющие интегрированного свойства хозяйственной системы – экономической устойчивости в условиях неопределенной рыночной среды. В-третьих, инновационный тип развития в наибольшей мере соответствует усиливающейся мировой тенденции индивидуализации потребностей и, следовательно, потребительских свойств товаров. В-четвертых, современная конкуренция находится в особом соотношении со своей противоположностью – монополизацией. Это соотношение становится все более динамичным, что требует инновационной стратегии поведения на рынке и в значительной мере предопределяет устойчивость на нем хозяйствующего субъекта.

Инновационный тип развития характеризуется взаимодействием различных стадий единого научно-воспроизводственного цикла: наука – производство – рынок – потребление в их определенной последовательности и пропорциональном соотношении, имея целью удовлетворение постоянно меняющегося платежеспособного спроса.

Инновационный тип развития накладывает особый отпечаток на менеджмент, его цели, функции, формы и методы, источники капиталов, структуру, формируя в его составе особое автономное ядро, - инновационный менеджмент, направляющий и регулирующий всю совокупность инновационно-инвестиционных процессов в хозяйственной системе, обеспечивающей сложную интеграцию науки, производства и рынка.

Итак, инновационный тип развития характеризуется непрерывным комплексным преимущественным использованием менеджерами системных научно-технологических инноваций в качестве основных факторов обеспечения устойчивости жизнедеятельности хозяйственных образований, воспроизводства инновационных товаров и всех исходных условий на непрерывной основе.

Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент представляет собой функцию управления процессами финансирования предпринимательской деятельности, адекватной экономике рыночного типа. Наука и практика финансового менеджмента чрезвычайно мобильны и отражают состояние законодательной базы, преобразования происходящие в деятельности предприятий и корпораций.

Финансовый менеджмент – система, функционирование которой направлено на достижение общей цели. С одной стороны это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией.

Будучи, в значительной мере подвержен государственному регулированию: через налоги, цены и т.д. и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают в себя органы государственного управления, финансовые и налоговые органы банки, органы страхования и др. Главный субъект управления – собственник. Но именно собственник в большей степени сталкивается с финансовым менеджментом, как управляемой системой, что нередко приводит к различным конфликтам.

Финансы, как средство управления экономическими процессами, подвержены изменениям в зависимости от преобразований во взаимоотношениях между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации финансового менеджмента. Это необходимо для выявления направлений финансового менеджмента, выработки критериев его функционирования. При этом следует учитывать, что финансовый менеджмент не замыкается в рамках предприятий или корпораций, а постоянно взаимодействует с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами, финансово-кредитными и страховыми организациями, институциональными инвесторами, профессиональными участниками рынка капитала.

В известной мере, финансовый менеджмент находится под воздействием общих принципов организации управления, включая планирование, регулирование, стимулирование, согласованность отдельных элементов, вариативность, целевую ориентацию и др.

Менеджмент всегда имеет целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все его аспекты, включая финансовый. Распределение и использование финансовых ресурсов осуществляется в рамках интегрированной системы организации управления. Концепция финансового менеджмента основана на обособленности финансовых ресурсов в рамках централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые сосредоточены в бюджете государства и бюджетах предприятий, корпораций.

Необходимыми условиями функционирования финансового менеджмента являются:

· предпринимательская деятельность;

· самофинансирование;

· рыночное ценообразование;

· рынок труда;

· рынок капитала;

· государственное регулирование деятельности предприятий,   основанное на системе рыночного законодательства.

 

Решающее значение для определения сущности финансового менеджмента имеет проблема собственности, которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации. Взаимосвязь финансового менеджмента и отношений собственности проявляется в том, что собственники, или лица, уполномоченные собственниками управлять их имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, контролирует эффективность использования и сохранность имущества, распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.

Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менеджеру, - это выработка базовой финансовой концепции. Она заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению. Согласно общему подходу финансовый менеджер – это, по сути, фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвестиции.

Взаимоотношения собственника, предпринимателя и финансового менеджера регулируются контрактами, если собственник и предприниматель – разные лица. Большую роль играют личные контакты, взаимное доверие, стремление к сотрудничеству и процветанию предприятия. Действия предпринимателя определяются главным образом поведением поставщиков, потребителей и конкурентов, он вырабатывает маркетинговую стратегию развития предприятия. Действия финансового менеджера определяются поведением инвесторов и кредиторов, включая коммерческие банки, финансовые компании, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т. п.

Объектами финансового управления на предприятиях и в организациях являются: имущество, недвижимое и движимое; имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага.

Существенное влияние на финансовый менеджмент оказывает процесс формирования имущества предприятия.

Финансовыми источниками формирования имущества являются:

· денежные и материальные взносы учредителей или участников;

· доходы от всех видов деятельности;

· дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам;

· кредиты банков, заемные и привлеченные средства других                кредиторов;

· капитальные вложения, дотации и субсидии из бюджетных и внебюджетных фондов;

· безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования;

· доходы от валютных курсовых разниц;

· доходы от долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, финансируемую аренду основных средств.

 

Структура финансовых источников формирования имущества предприятий и коммерческих организаций зависит от их организационно-правовой формы, видов деятельности, объемов производства и реализации продукции, работ и услуг.

Обобщая вышесказанное, отметим, что управление финансовой деятельностью предприятия есть управление реальным денежным оборотом. Финансовый менеджмент – вид управления обособленным денежным оборотом, гарантией которого выступают вещные и обязательные права собственников на имущество предприятия.

Сущность финансового менеджмента проявляется в выполняемых им функциях. Научно обоснованная характеристика функций необходима для эффективной организации управления финансовой деятельностью предприятий и коммерческих организаций.

Деятельность, связанная с управлением капиталом, реализует совокупность функций финансового менеджмента, к числу которых относятся:

· воспроизводственная;

· распределительная;

· контрольная.

 

Воспроизводственная функция финансового менеджмента заключается в обеспечении сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства на предприятиях и в коммерческих организациях.

Проявлением воспроизводственной функции финансового менеджмента является прибыльность и ликвидность активов предприятия. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет управление собственным и привлеченным капиталом. К примеру, эффективный инструмент управления собственными средствами – дивидендная политика, позволяющая регулировать рыночную цену акций и продавать дополнительные выпуски по более высоким ценам. Большое значение в данном случае имеет соотношение части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, и части прибыли, идущей на увеличение собственного капитала. В отдельные промежутки времени эта пропорция колеблется.

Воспроизводственная функция финансового менеджмента нацелена на стимулирование накоплений. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой. Она актуальна для финансового менеджмента во всем мире.

Распределительная функция финансового менеджмента тесно связана с воспроизводственной функцией, так как выручка от реализации товаров подлежит распределению.

Распределительная функция финансового менеджмента заключается в формировании и использовании денежных фондов, поддержании эффективной структуры капитала предприятия, коммерческой организации. Распределение начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начислении амортизации. Это входит в сферу текущего финансирования и требует оперативного реагирования.

Важным элементом реализации распределительной функции финансового менеджмента выступает формирование фонда оплаты труда. С позиций финансового менеджмента большое значение имеют организация оплаты труда, формы и условия выплат, стимулирующие увеличение прибыли, инновационную деятельность. Эта проблема стоит в центре внимания менеджеров всех стран и рассматривается в рамках теорий мотивации.

Контрольная функцияфинансового менеджментазаключается в контроле рублем за реальным денежным оборотом.

Контроль может осуществляться:

· в форме контроля, за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

· в форме контроля, за реализацией стратегии финансирования.

 

В первом случае финансовый менеджер опирается на систему санкций и поощрений, используя меры принудительного или, наоборот, стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации функции стратегического управления, при котором основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция финансового менеджмента всегда проявляется в конкретной форме. Она может быть направлена на предприятие как единый объект управления, на филиалы или в структурные подразделения, отделы или службы, на отдельного работника. Для реализации контрольной функции большое значение имеет используемая предприятием система департаментализации.

Контрольная функция финансового менеджмента связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов. Контрольная функция проявляется в том, что финансовый менеджер выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств, намеченными заданиями по расширению объемов производства и продаж. Несоответствие между доходами предприятия и его расходами требует корректировки использования не только денежных, но и материальных ресурсов. Комплекс мероприятий по достижению сбалансированных между доходами и расходами предприятия, материальными и финансовыми ресурсами может включать задания по рационализации потребления сырья и материалов, повышению производительности труда, снижению задолженности поставщикам и банку, корректировке уровня дивидендов и т. п.

Контрольная функция финансового менеджмента реализуются по следующим основным направлениям:

· контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды предприятия по всем установленным источникам финансирования;

· контроль, за соблюдением заданной структуры фондов с учетом потребностей производственного и социального развития;

· контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования. Речь идет о нормативах для внутреннего пользования, в том числе для регулирования финансовых взаимоотношений со структурными подразделениями и филиалами.

Контрольная функция финансового менеджмента включает также: контроль над поступлением выручки от реализации продукции и услуг; контроль над уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности.

Основным принципом деятельности финансового менеджера является выравнивание возможностей получения прибыли с преодолением риска от авансирования денежных средств в различные сферы предпринимательской деятельности.

К общим принципам финансового менеджмента относятся:

· плановость и системность;

· целевая направленность;

· диверсицифированность;

· стратегическая ориентированность.

Финансовый менеджмент соединяет планирование материальных, технических, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая их сбалансированность. Финансовое планирование в данном случае имеет внутреннюю ориентацию с применением государственного регулирования.

Еще один принцип финансового менеджмента – его целевая направленность. Предприниматель всегда ориентируется на цели, которые ставит перед собой, перед предприятием, на достижение которой направлена его деятельность.

Большое влияние на финансовый менеджмент оказывает принцип диверсифицированности вложений капитала. Он проявляется в двух аспектах. Первый аспект – это инвестирование денег в различные, ценные бумаги и другие объекты. Второй аспект – это создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности. Диверсифицированность приводит к множеству комбинаций выпускаемых товаров, которые позволяют завоевывать еще большие пространства и осуществлять комплексное обслуживание потребителей.

Диверсифицированность обеспечивает общий рост рентабельности, хотя по отдельным товарам может наблюдаться снижение темпов производства и падение спроса. Диверсифицированность требует высокой мобильности и знаний рынка. Она снижает риск банкротства и повышает конкурентоспособность предприятия, однако сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов. Это требует особого внимания со стороны финансовых менеджеров.

Большое значение для финансового менеджмента приобретают проблемно-ориентированные принципы управления. Они позволяют разрабатывать стратегию целевого управления, создавать стабильную целевую ориентацию всех элементов финансового механизма на оптимальное решение совокупности проблем развития производства и обращения.

Финансовый менеджмент обеспечивает финансирование, и регулирование текущей прибыли с учетом циклического положения товаров на рынке.

 

Долгое время происходил, количественный рост поведенческой школы, пока в 1960 г. не осуществился качественный скачок. Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Дугласа Мак-Грегора.

Мак-Грегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

· Задания, которые получает подчиненный;

· Качество выполнения задания;

· Время получения задания;

· Ожидаемое время выполнения задания;

· Средства, имеющиеся для выполнения задания;

· Коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;

· Инструкции, полученные подчиненным;

· Убеждение подчиненного в посильности задания;

· Убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

· Размер вознаграждения за проведенную работу;

· Уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы, которые зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов Макгрегор сформулировал две различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и теорией «У».

Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:

2.3 Теория «Х»

1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

2. Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.

3. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

 

2.4 Теория «У»

1. Работа для человека так же естественна, как игра.

2. Внешний контроль – не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

1. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации

Как видно теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.

Это деление чисто теоретическое и на практике имеет место комбинация различных стилей управления. Такое явление называется сочетанием стилей руководства.

В чистом виде теории «Х» и «У» являются взаимоисключающими и диаметрально противоположными.



2020-02-03 167 Обсуждений (0)
Признание социальной ответственности менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признание социальной ответственности менеджмента.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)