Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические потребности общества, их сущность и структура.



2020-02-03 261 Обсуждений (0)
Экономические потребности общества, их сущность и структура. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Экономические потребности общества, их сущность и структура…..4 

2. Закон возвышения потребностей и механизм его действия…………...8

3. Производство как определяющий фактор формирования потребностей и их развитие……………………………………………………………….10

4. Потребности и потребление……………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………...16

Список используемой литературы…………………………………………18


Введение Существенным фактором человеческой жизни и деятельности является зависимость от материальных благ. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими доступно человеку всюду и всегда. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует приложения больших усилий. Это свободные или бесплатные блага, не порождающие экономических проблем для хозяйствующих субъектов. Другие материальные блага (разного рода «редкости») имеются в ограниченном количестве. Чтобы удовлетворить потребности в них, необходимы усилия производителей, связанные с их добычей и приспособлением к потребностям людей. Эти блага называются экономическими. Другими словами экономические потребности – та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент, прежде всего, зависит от своего природного начала, а значит, касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить, не касаясь экономической сферы. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть.  Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

 

Экономические потребности общества, их сущность и структура.

Потребности – это выражение надобности в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности. Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов: биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д.

Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Можно выделять потребности:

− первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, – питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора – автомобили, развлечения, путешествия);

− материальные (в пище) и духовные (в чтении книг);

− личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды).

При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки. Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах – к потребностям вторичным.

Широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой – физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека (рис. 1.1).

    Рис. 1.1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей – это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).

По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей. Это создает постоянный стимул к производительному труду.

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.

Благо – это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают.

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные – даровые блага природы и ограниченные (экономические), большая часть которых создается в процессе производства.

Экономические блага ограничены – это означает, что:

– их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;

– объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;

– блага приходится тем или иным образом распределять.

Экономические блага подразделяются на две большие группы:

− потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);

− средства производства – блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые).

Так же блага можно подразделить на долговременные, предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.

Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различают:

− взаимозаменяемые блага (блага-субституты) – блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть – газ, маргарин – масло, дерево – кирпич и т.п.). При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая – капиллярная ручка; конфеты – сахар – варенье и т.п.), и относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут);

− взаимодополняющие (комплиментарные) блага – блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодополняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон – кассета), во втором – такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

 



2020-02-03 261 Обсуждений (0)
Экономические потребности общества, их сущность и структура. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономические потребности общества, их сущность и структура.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)