Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности и потребление



2020-02-03 272 Обсуждений (0)
Потребности и потребление 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребление — это использование продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей. Оно представляет собой конечную цель любого производства, результат воспроизводственного процесса в целом.

Потребление находится в диалектической зависимости с производством: как производство обусловливает потребление, так и потребление обусловливает производство. Во-первых, только в потреблении выявляется реальная пригодность продукта труда для удовлетворения человеческих потребностей; во-вторых, потребление создает потребность в новом производстве, а значит, служит идеальным внутренним стимулом производства.

Потребление формируется как результат распределения созданных в обществе материальных и духовных благ. Условия, формы и характер распределения — неотъемлемые компоненты благосостояния людей.

Непроизводственное потребление (а именно оно составляет самостоятельную стадию воспроизводственного процесса) может быть индивидуальным, или личным, и потреблением, в ходе которого удовлетворяются общественные потребности. Под индивидуальным потреблением подразумевают удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, образовании, отдыхе, сохранении здоровья и т.д. Оно базируется на собственности отдельных семей или индивидов и обусловлено уровнем их доходов. Потребление в таких сферах человеческой деятельности, как наука, оборона, управление (т.е. потребление зданий и сооружений, инвентаря, канцелярских принадлежностей и пр.), означает удовлетворение общественных потребностей.

Потребление обеспечивает восстановление и развитие физических и индивидуальных способностей человека и именно поэтому во многом предопределяет условия общественного воспроизводства. Для анализа потребления используют целый комплекс показателей, отражающих различные стороны функционирования людей в сфере потребления и разные уровни формирования благосостояния населения. В отечественной науке весьма широко применяется показатель «уровень жизни», что означает обеспеченность граждан необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. В мировой практике популярен индекс качества жизни, при расчете которого принимают во внимание состояние здравоохранения и образования в стране, продолжительность жизни, уровень занятости населения, покупательную способность и доступ к политической жизни.

Особенности потребления зависят от общего состояния экономики страны, политики государства (от централизованного определения перечня бесплатных услуг населению, требований, предъявляемых к их качеству, и т.д.) и от индивидуальных предпочтений потребителей, определяющих их поведение. В этой связи макроэкономическое изучение потребления должно органически сочетаться с микроэкономическим, что позволяет объективно оценивать благосостояние как населения в целом, так и отдельных социальных групп и регионов.

Потребление как экономическая категория самым непосредственным образом связано с морально-этическими нормами и принципами жизни человеческого общества. Чрезвычайно важными и весьма спорными являются вопросы о соотношении и зависимости потребления материальных благ и духовного развития личности, о «потребительстве» как самоцели жизнедеятельности людей и пр. Переоценка роли потребления в модели «потребительского социализма» времен И. Тито привела Югославию к разрушительному кризису, ибо страна «проедала» средства, необходимые не только для расширенного, но и для простого воспроизводства. С другой стороны, недооценка потребления может вызвать мощные социальные протесты. В этой связи особый интерес представляет «социальное рыночное хозяйство» Германии, которое, так же как и социально-экономическое устройство Швеции, служит эталоном стабильного, развитого общества.

Являясь завершающей фазой процесса воспроизводства, потребление одновременно служит предпосылкой для формирования нового воспроизводственного цикла. В зависимости от того, кто, что и сколько потребил, зависят трудовая мотивация, активность и рациональность экономического поведения хозяйствующих в обществе субъектов.

Заключение

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. Этот, казалось бы, простой тезис приобретают серьезную окраску, если проанализировать современное время и историю. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг. Любая личная потребность имеет общественный характер, поэтому личные потребности по-другому называются потребности населения. Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым людям, начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов. Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а не собирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываются способы производства, и формируются его высшие потребности. Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества - коренной источник, как их обоюдного развития, так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества – это удовлетворение его потребностей. Потребности общества генетически и исторически – первопричина человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности. Деятельность это способ существования общества. Так же как и движение это способ существования материи например. Каждый из нас подчиняется закону потребностей сам и не понимая этого, потому что наши потребности строят настоящее и будущее. Потребности создали и историю. Это звучит слишком резко, но это истина. Чтобы понять это достаточно задуматься о причинах своих действий, я уже не говорю о первичных потребностях, я имею ввиду высшие потребности, потому что богатый предприниматель оказывается может жить и на миллионную долю своих доходов. Но нет же, он зарабатывает все большие суммы денег. Это та же деятельность, первопричиной которой являются потребности, которые в данном случае вступают на еще более высокий уровень – азарт, гонка, как в спорте.Создается впечатление, что абсолютно все зависит от нашихпотребностей. Это так. Человек эволюционировал и стал «хозяином мира»благодаря своим потребностям.

Список используемой литературы

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – М.:Юрайт-Издат, 2005. – 399с.

2. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.

3. Основы экономики: Учебн. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В. Д. Камаев – М.: Владос : ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2004. – 160 с.

4. Филинков А. М. Политэкономия: курс лекций – Севастополь, СевНТУ, 2009. – 119 с.

5. Экономика: учебник. Под ред. А.С.Булатова – М.: Экономист, 2005. – 896 с.

6. Экономическая теория. Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. – М.:Экзамен,2005. – 592 с.



2020-02-03 272 Обсуждений (0)
Потребности и потребление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребности и потребление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)