Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманистический менеджмент в целом



2020-02-03 358 Обсуждений (0)
Гуманистический менеджмент в целом 0.00 из 5.00 0 оценок




Обратите внимание на развитие школы человеческих отношений (гуманистический менеджмент). Приверженцы этого направления уделяли основное внимание психологии отношений, поведению людей, их потребностям, социальным взаимодействиям и групповым

интересам.

Обычно выделяют три области гуманистического направления менеджмента:

человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. И эти направления тесно связаны друг с другом, являясь неотъемлемой частью каждого.

В 1970-80-е гг. число разновидностей теорий растет, что во многом связано с ростом значения человеческого фактора и усилением конкуренции.

Родоначальником бихевиоризма является Э.Торндайк, но программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Уотсоном (1913 г.) На формирование научных основ бихевиоризма оказали работы Бехтерева и Павлова. К середине XX в. основные идеи бихевиоризма, методики исследования и термины были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, политологию, теорию программного обучения (Скиннер). Успешная, результативная реакция и впредь имеет тенденцию к воспроизводству в аналогичных условиях. В США все науки, занятые изучением поведения, получили название бихевиористские.

Осуществленный бихевиоризмом поворот на объективное изучение,

новые методики эксперимента, широкое привлечение математических средств составили сильную сторону бихевиоризма. Вместе с тем очевидна и его ограниченность, поскольку игнорируются полностью сознание, мышление, воля, социальная природа психики, а отсюда примитивизация поведения людей.

По мнению Н.Майера, У.Скотта, Д.Макгрегора и др., непосредственный

мотив поведения как определенный фактор создается путем столкновения

влияние реальной социальной среды. 'То есть бихевиоризм не занимается

поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее «работающие», быстро переводимые на практические предложения и рекомендации.

Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление - необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточных переменных» - познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видные представители необихевиоризма - Э. Ч. Толмен (1886-1959), К. Л. Халл (1884-1952), Б. Ф. Скиннер (1904-1990).

Бихевиоризм М. Г. Ярошевский Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. (Отсюда и название от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а коннексионистом (от англ. коннексия связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных.* Термины Торндайк употреблял традиционные интеллект, ассоциативные процессы, но содержанием они наполнялись новым. * Эту работу И.П.Павлов считал пионерской в объективных исследованиях поведения. После защиты диссертации Торндайк на протяжении 50 лет работал преподавателем учительского колледжа. Он опубликовал 507 работ по различным проблемам психологии. То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания.

В конце века, на рубеже 90-х гг., в развитии менеджмента просматриваются следующие тенденции:

1. В связи с усилением влияния научно-технического прогресса на достижение целей организации, роли качества продукции в конкурентной борьбе и усложнения места и роли предложения (сэплайсайдеры) в экономике - произошел как бы возврат (на новом историческом уровне) к проблемам производства, осознании значения материально-технической базы современного производства.

2. Усиление внимания к различным формам демократизации управленческих функций, участие рядовых работников в управлении, в прибылях

3. Возрастание влияния международных внешних условий, интернационализация управления. Возникает проблема «стыковки» местного (национального) и международного типов управления, пределов универсальности методов менеджмента, учет неустранимых национальных стилей менеджмента.

Заключение

 

Если появление каждой конкретной идеи нововведения является данью случайности, то статистически вся их совокупность позволяет поддерживать функционирование и развитие большой (макроэкономической) системы и обеспечивает закономерное направление эволюции. Как только многообразие идей иссякает, например, в условиях монополизма или неконкурентной среды, а управляющий уровень воздействия неадекватен (например, бюрократизирован или коррумпирован), система разрушается.

Ученые - бихевиористы объединились в своей критике упрощенных взглядов на индивидуум как отдельный экономический субъект и формальных инженерных взглядов на организационную структуру, технологии и эффективность. В процессе борьбы с конкурирующими школами произошло существенное обогащение их концепции. В частности, организацию труда, они стали рассматривать с точки зрения "системы социальных отношений". В 1950-60 г.г. происходило активное переосмысление базовых положений бихевиоризма. В настоящее время бихевиористы признают важность экономических стимулов, но рассматривают их в комбинации с социальными и психологическими факторами. Поиск наилучшего симбиоза этих факторов является основным направлением исследований в современной школе бихевиоризма.

Современные менеджеры, руководители финансовых, кадровых,

маркетинговых и других отделов гораздо в большей степени, чем ранее, стремятся учитывать глобальные изменения, происходящие в мире, уделять внимание открытости и этичности бизнеса, быть гибче и, в определенном смысле, «культурнее». Все больше внимания уделяется человеческому фактору, который становится доминирующим в современном бизнесе.

Тем не менее, многое из основ менеджмента, заложенных в трудах классиков управления, сохраняет свое значение и по сей день, отражая тем самым преемственность управленческой мысли и придавая менеджменту черты серьезной науки.

 

Бихевиоризм родился не так, как обыкновенное продолжение определенного направления в науке. А именно так представляют свою историю бихевиористы. Бихевиоризм изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.

 

Техниками, основанными на бихевиоризме, пользуются все, кто пытается управлять людскими массами: политики, акулы бизнеса, представители церкви, наконец. Как и психологов-бихевиористов, этих людей слабо интересуют наши мысли и чувства. Единственное, чему они действительно придают значение, — это поведение.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М.:

НП «III тысячелетие», 2001. 479 с.

2. Ховард Кен, Коротков Эдуард. Принципы менеджмента. Управление

в системе цивилизованного предпринимательства. Учебное пособие.

М.: ИНФРА-М, 1996.

3. Мицберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации.

СПб.: Питер, 2002.

4. А.В. Никитов, О.А. Орчаков, Т.В. Барт.

Основы менеджмента: Учебно-методические материалы.

/Сост .: А . В . Никитов , О . А . Орчаков, Т . В . Барт. - М.: Изд-во

МИЭМП, 2005. - 42 с.

5. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д. В. Валового. М.:

ИНФРА-М, 1997.

6. Корицкий Э. Б., Нинциева Г. В., Шетов В. Х. Научный менеджмент.

Российская история. СПб.: Питер, 1999.

7. Чудновская С. Н. История менеджмента. СПб.: Питер, 2004.

8. Беркович Д. М. Формирование науки управления производством.

Краткий исторический очерк. М.: Наука, 1973.

9. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (Тектология). СПб.,

1913. Ч. 1. 255 с.; 1917. Т. 2.

10. Истоки российского менеджмента / Под ред. проф. Э. М. Короткова,

проф. В. Г. Смолькова. М.: Луч, 1997.

11. Мицберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации.

СПб.: Питер, 2002

12. Тейлор Ф. Принципы научного управления. М., 1991.

13. Управление — это наука и искусство. М.: Экономика, 1992.

14. Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М.:

НП «III тысячелетие», 2001.

15. Ховард Кен, Коротков Эдуард. Принципы менеджмента. Управление

в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. М.:

ИНФРА-М, 1996.

 



2020-02-03 358 Обсуждений (0)
Гуманистический менеджмент в целом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманистический менеджмент в целом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)