Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Массовое сознание и его качества



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Массовое сознание и его качества 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..31 Массовое сознание и массы ……………………….……………………………..5

1.1 Массовое сознание и его качества ………………………….………...…....5

1.2 Толпа …………………………………………………………………..….….6

1.3 Публика……………………………………………………………………....8

1.4 Социальные движения……………………………………………………….9

2 Индивид и массовое поведение ……………………………………………...…11

3 Массовая паника: факторы и механизмы……………………………………….15

3.1 Индивидуальная и массовая паника………………………………….……15

3.2 Факторы возникновения массовой паники………..…….………………..16

3.3 Механизмы развития паники………………………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....21

    

ВВЕДЕНИЕ

Массовое поведение (англ. collective behavior) – это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений. Чтобы приблизительно очертить предметное поле, охватываемое этим понятием, выделим следующие признаки: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабую структурированность, т. е. размытость позиционно-ролевой структуры характерной для нормативных форм группового поведения.(назаретян)

В массовом поведении проявляется детерминирующая роль массового сознания, которое понимается как отражение материальных условий жизни, труда и отношений.

Массовое поведение стало объектом изучения представителей различных научных направлений со второй половины XIX века. Первыми исследователями психологии масс были представители двух психологических школ. Немецкой школы психологии народов во главе с В. Вундтом, М. Лазарусом и Г. Штейнталем и франко-итальянской школы психологии масс Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле.

Среди отечественных ученых данной проблеме уделяли внимание М.Г. Михайловский (субъективная социология), В.М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А.Л. Чижевский (гелиопсихология). В частности, Чижевский впервые изучал влияние солнечной активности и её колебаний на динамику массовых политических настроений.

Стержневым элементом массовой психологии является массовое сознание. Вместе с массовыми настроениями и другими сугубо иррациональными формами стихийного поведения, оно определяет то, что в целом определяется как массовая психология.Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей (“массам”). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных “классических” групп общества (больших и малых), однако несводимый к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам “классических” групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя, массовое сознание в основном носит обыденный характер [6].

Прежде чем перейти к характеристике различных типов групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств.


Массовое сознание и массы.

Массовое сознание и его качества

Массы как носители массового сознания определяются с социологической точки Б.А. Грушиным как “ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)” [3]. При определенной психологической неполноте, данное определение позволяет четко разграничить массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию важных качеств массового сознания.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на:

1. большие и малые;

2. устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);

3. сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;

4. контактные и неконтактные (дисперсные);

5. спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;

социально однородные и неоднородные.

Среди качеств массы в качестве важнейших рассматриваются следующие. Во-первых, это статистичность — то есть, аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, ее стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении. В-третьих ситуативность, временность ее существования. Наконец, в-четвертых, выраженная гетерогенность, разнородность состава массы.

Конкретные наблюдения и эмпирические исследования позволяют прийти к трем основным конкретным разновидностям “массы”, встречающимся на практике.

Во-первых,это толпа. Как справедливо писал Х.Ортега-и-Гассет: “Толпа — понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы”.

Во-вторых, это так называемая “собранная публика” — от зрителей в театре до участников политических митингов: “скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом... сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. ...под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции)”.

В-третьих, это “несобранная публика”, к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров современной музыки. “Несобранная публика — это лишь “поляризованная масса”, то есть большое число людей мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не “друг с другом”, а “друг около друга”.

Все остальные виды масс носят еще более сложный и менее конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер. Тем не менее, психология масс так устроена, что то, что сегодня существует в виде совершенно виртуальных образований (скажем, массы “населения мятежной территории”), уже завтра может обернуться толпами погромщиков или “восставшими массами”.

 

Толпа

В контексте рассматриваемой проблемы наиболее существенным является феномен толпы. Толпа рассматривается как множество людей, не связанных между собою общностью цели и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания, сходством эмоционального состояния. Толпа выступает разновидностью социального организма, но в отличии от группы она более чувствительна и эмоциональна.

Исследователи обращают внимание на то, что в толпе человек чувствует себя анонимно, что и подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным. Эти действия могут быть героическими, но в той же мере насильственными и античеловеческими. Иррациональность поступков объясняется превалированием стадного инстинкта, который позволяет отдельным участникам как бы отключить свою волю, сознание и действовать по законам «джунглей» в терминологии Киплинга.

Поведение людей в толпе определяется закономерностями разных уровней. В ней действуют и чисто физические движения, которым подчиняется масса. Примерно также, как колебания морских волн. Более того, на человека в толпе действуют духота, резкие звуки, яркий свет и пр.

Механизмами образования толпы являются слухи и циркулярная реакция. При этом под слухами понимается процесс передачи эмоционально актуальной информации по средствам коммуникации. Слухпроцесс передачи эмоционально актуальной информации по средствам коммуникации.

Циркулярная реакция или эмоциональное кружение – это процесс обоюдного заражения, по мере интенсивности которого взаимодействие между индивидами опускается с семантического (коммуникационного) на психофизиологический уровень. При этом следует обратить внимание на то, что эмоциональное кружение сопровождает любое мероприятие или акцию и до некоторого уровня оно способно служить сплачивающим фактором, который называется фасциацией. Однако, выйдя из-под контроля, циркулярная реакция становится фактором деградации и разрушения совместной деятельности.

При эмоциональном кружении актуализируются низшие, более примитивные пласты психики и группа превращается в эмоционально-деструктивную толпу.
У человека, охваченного процессом кружения, возрастает восприимчивость к импульсам, исходящих изнутри толпы и одновременно снижается восприимчивость извне.
   У массового стихийного поведения имеется условная классификация. Толпа как форма стихийного поведения масс подразделяется на [5]:

- окказиональную (от англ. occasion – случай) – множество людей, которые собрались по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция – любопытство;

- конвенциальную (от англ. convention – условность) - собирается по поводу заранее объявленного события: митинг, концерт звезд эстрады, футбольный матч и т.д. Здесь преобладает более организованный и направленный интерес;

- экспрессивную (от англ. expression – выражение) - ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест, горе и т.д.;

- экстатичную (от англ. ecstasy – экстаз) экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигнув экстаза люди, самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения и т.д.;

- действующую (от англ. active – действие) – наиболее опасная разновидность толпы, в которой продуцируют агрессия, паника, безумство и пр. Человек в толпе способен проявить такие формы активности, которые у него имеются на инстинктивном уровне, а также в качестве навыков и осознанных действий.
Инстинкты представляют собой врожденные модели поведения, детерминированные биологически и задающие направление энергии поведению. Они проявляются в форме атавизмов (дыхание, передвижение) и более сложных врожденных действиях связанных с самосохранением, общительностью, агрессивностью и др.

 

Публика

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п. [1].

Основной характеристикой публики является психология политического заражения. Публика выполняет функцию распространения стереотипов восприятия и стандартов политического поведения среди членов общества. Выполняет свои функции с опорой на мотивационные состояния: симпатии и антипатии к искусственно спроектированным политическим образам и моделям поведения в произведениях театрального, изобразительного, литературного искусства [9].

 

Социальные движения

Социальные движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета) [1].

Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно демонстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. В-четвертых, движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка, 1996).

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всегда — относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три вопроса существования социальных движений: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.




2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Массовое сознание и его качества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Массовое сознание и его качества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)