Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы развития паники



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Механизмы развития паники 0.00 из 5.00 0 оценок




Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили вычленить некий «усреднённый» сценарий.

Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок . Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек (в очень редких случаях, когда шокирующий стимул необыкновенно силён, массовая паника может возникнуть сразу, без промежуточных стадий). В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети а в боевой ситуации - молодые и неопытные, не закалённые в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками - односложными фразами («Пожар!» «Танки!») или междометиями, - выражением лиц и суетливыми телодвижениями.

Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.

Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже никто не думает) плохо ещё и потому, что звук высокой частоты - женские или детские крики - в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику.

Сразу после шокирующего стимула обычно наступает так называемый психологический момент. Люди оказываются как бы во взвешенном состоянии («оторопь») и готовы следовать первой реакции. Иногда она оказывается парадоксальной. Например, по фрейдовскому механизму противоположной реакции, человек может от испуга броситься навстречу опасности, и за ним следуют остальные.  

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Феномен стихийного массового поведения людей в современном цивилизованном обществе привлекает не менее пристальное внимание, чем прежде [4]. В обыденном представлении хаос, беспорядок – это и отсутствие закономерностей, и неуправляемость. Между тем сегодня ученые на разнообразном материале показали, что всё не столь однозначно. Хаос и порядок относительны, хаос всегда по-своему детерминирован и чем хаотичнее система, тем более простым закономерностям она подчиняется.

Массы как носители массового сознания социологически определяются как некоторой ситуативно возникающие общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования). При явной психологической неполноте, это определение позволяет разграничить массу и группы. Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Массы делятся на 1) большие и малые; 2) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные); 3) сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве; 4) контактные и неконтактные (дисперсные); 6) спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые; 7) социально однородные и неоднородные. В конкретно-практическом выражении, в качестве основных разновидностей масс, выделяются толпа, "собранная публика" и "несобранная" публика. Среди основных качеств - свойств массы выделяются статистичность; стохастичная, вероятностная природа; ситуативность и гетерогенность.

Масса меняет индивидуальное поведение, стирая групповые различия между ними и трансформируя, нивелируя всю индивидуальную психику. Главные отличительные признаки индивида в массе: анонимность и исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, снижение интеллекта и всей рациональной сферы, ориентация массой мыслей и чувств индивида в одном и том же направлении, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Утрачивая индивидуальную ответственность, индивид обретает ощущение всемогущества и безответственности. Механизмами психологического влияния массы на индивида являются заражение, подражание и внушение. Масса оказывает на индивида двойственное влияние. Если отдельный индивид всегда руководствуется личных интересов, то масса свободна от него [2]. В толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» (Г. Лебон) и становится доступен для элементарных манипулятивных воздействий. В стихийном массовом поведении реализуются более примитивные механизмы и закономерности. Кто знает о них и обладает необходимыми навыками, способен управлять событиями. Цели, которые он при этом преследует, достаточно часто оказываются деструктивными.

Это относится, конечно, не только к экстремальным ситуациям, но ко всей общественной жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М. Андреева.-М.,1996

2. Богомолова Н.И., Донцов А.И.Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002.

3. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. — М., 1987.

4. Курбанов М.Г. Стихийное массовое поведение людей в условиях экстремизма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: Изд—во «Лотос», 2007.

5. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции, М., ПЕР СЭ, 2001

6. Ольшанский Д.В. Актуальные тенденции в исследовании массового сознания. — М., 1989.

7. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. – М.: Речь, 2004. – 240с.

8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Экзаменационный экспресс-справочник Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001.

9. Юрьев А.И. Психология массовидных явлений // Психология / Под ред. Крылова А.А. СПб., 1998.



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Механизмы развития паники 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы развития паники

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)