Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выездные интенсивные школы как одна из форм дополнительного образования



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Выездные интенсивные школы как одна из форм дополнительного образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Неисчерпаемые возможности содержания и форм дополнительного образования позволяют человеку быть компетентным, где под компетентностью понимается обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, быть компетентным – т.е. быть обладающим компетенцией, а под компетенцией – «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

 Формы и средства дополнительного образования, по сравнению с основным, многообразны. Это разнообразные клубы, мастерские, школы, центры, секции, студии, дворцы и дома творчества, дворцы культуры, лагеря, выездные школы, академии и другие. Для нас наибольший интерес в этой работе представляют выездные школы, чаще всего это Летние школы.

Летние школы функционируют в рамках двух социальных институтов: летнего отдыха детей и высшего образования. Работа в них направлена, как правило, на школьников старших классов. Это как раз тот возраст, когда активно идет процесс самоутверждения, поиска жизненных ценностей, профессионального самоопределения. С другой стороны, - это самый запущенный период школьного образования, абсолютно неадекватный потребностям школьникам этого возраста. Выездные интенсивные школы организуются, как правило, центрами, имеющими крупный научный потенциал – вузами, академиями, институтами фундаментальных исследований и.т.д. преподают в таких школах преподаватели и студенты вузов, а также научные сотрудники. Часто это специалисты в непедагогических областях – математики, биологи и.т.п. Педагогами они становятся лишь на время школьных каникул.

Применительно к педагогике представления об интенсивности [4], [8], [9] можно связать с выходом на основания деятельности ученика, на возрастание его активной и сознательной роли в педагогическом процессе, с подключением к процессам формирования содержания образования и целостной картины мира.

Ядерным процессом для интенсивной формы дополнительного образования является самоопределение школьников, формирование их личной и профессиональной позиции, соотнесенной с социальным и культурно-историческим контекстом. Оно включает в себя ломку стереотипов привычных способов деятельности и проблематизацию ценностей и целей; овладение способами анализа собственной деятельности; выработку деятельностных программ и средств их реализации.

Ключевым для процесса обучения выступает вопрос о содержании. Существует разница между материалом и содержанием обучения. Материал – информация, алгоритм действий всегда вторичен по значимости по сравнению с теми способами деятельности, которые осваиваются при работе с данным материалом. Отсюда вытекает понятное требование к учебному материалу – он должен быть приспособлен к демонстрации соответствующего способа деятельности, что в свою очередь позволяет анализировать сам способ, осознанно присваивать его.

Факторы пространства и времени являются так же вполне значительными для запуска интенсивного педагогического процесса.

Временность – это условие высокой напряженности, «энергоемокости» жизни и деятельности в интенсивной форме дополнительного образования, когда в дело включаются все наличные эмоциональные, физические, интеллектуальные ресурсы молодого человека. Это включение, безусловно, имеет прямое отношение к самоопределению, поскольку изменяет самооценку и расширяет субъективно представляемую зону ближайшего развития школьника.

Говоря о пространственном факторе, я имею в виду автономность и закрытость интенсивности форм дополнительного образования. Прежде всего, это связано с задачей остановки привычной деятельности. Школьник, «вынутый» из школьного поточного производства, из коммунальных отношений, из семейного быта, наконец, становится чистой доской.

Ситуация «погружения» требует организации разнообразной и интенсивной деятельности «здесь и теперь». Таким образом, закрытость интенсивной формы дополнительного образования для внешнего мира предполагает широкую представленность этого мира внутри интенсивной формы, различные профессиональные, культурные и социальные позиции среди сотрудников школы. Следовательно, речь идет не просто об особых разнообразных формах прямых педагогических воздействий (воспитательное обучение), но о систематической организации целостной жизни школьника.

Подобная форма дополнительного образования, безусловно, является хорошей почвой для проявления креативных способностей, это связано собственно с активностью школьника, с определенно выстроенным образовательным пространством, в котором ученик может ставить задачи и роли в нем взрослого. Учитель, по сути, раздваивается – с одной стороны, он становится действительным сотрудником ученика в преодолении конкретных проблемных ситуаций (не отбирая у ученика заслугу их преодоления и тем самым, делая его субъектом собственного знания), с другой стороны – его реальная деятельность, организация для ученика проблемных ситуаций, остается за кадром [15].



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Выездные интенсивные школы как одна из форм дополнительного образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выездные интенсивные школы как одна из форм дополнительного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)