Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних



2020-02-03 283 Обсуждений (0)
Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особенности норм, регламентирующих процесс по делам несовершеннолетних, наиболее отчетливо проявляются в предмете доказывания на предварительном следствии и в судебном заседании.

Под предметом доказывания по уголовному делу несовершеннолетнего следует понимать систему обстоятельств, подлежащих установлению с учетом особенностей социально-психологических качеств этой категории подозреваемых, обвиняемых (подсудимых) и необходимых для правильного разрешения уголовного дела.

Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних включает в себя обстоятельства, подлежащие доказыванию по всем уголовным делам (ст.73 УПК РФ), и обстоятельства, подлежащие установлению только по делам о преступлениях несовершеннолетних (ст.421 УПК РФ).

Закон не раскрывает, что следует понимать под "иными, помимо уровня психического развития, особенностями личности несовершеннолетнего". Заимствование из распространенного психологического учения о личности ("деятельностная" психологическая теория личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) социально-психологических свойств личности, и отражение их в законе: "устанавливаются. потребности и интересы, мировоззрение, способности, особенности характера и темперамента", как представляется, будет способствовать пониманию требований закона об изучении личности несовершеннолетнего и единообразному их исполнению.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации также не раскрывает, какие условия жизни и воспитания несовершеннолетнего следует устанавливать. На практике это приводит к тому, что наиболее существенные из них не устанавливаются, либо устанавливаются не в полной мере. Предлагаемые различными авторами вопросы, подлежащие выяснению при установлении условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, касаются следующих существенных для определения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего моментов, которые следует отразить в законе: обстановки в семье, общественно-полезной занятости (учеба или работа), круга общения, интересов и увлечений, взаимоотношений с окружающими, прошлого противоправного поведения.

Таким образом, при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст.73 УПК РФ, устанавливаются особые обстоятельства, указанные в ст.421 УПК РФ, а именно:

1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц и год рождения);

2) условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности;

3) влияние на него старших по возрасту лиц;

4) при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

В первую очередь определяется возраст подростка (число, месяц, год рождения - п.1 ч.1 ст.421 УПК РФ), поскольку уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего, а по отдельным преступлениям - с четырнадцатилетнего возраста (ч.1, 2 ст.20 УК РФ). Данные о возрасте несовершеннолетнего необходимы для решения ряда вопросов:

· о возможности совершения конкретного деяния с учетом физических данных несовершеннолетнего;

· о возможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности;

· о применении особого порядка расследования;

· о применении уголовно-процессуальных норм, устанавливающих сроки, виды и пределы наказания, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельств и т.д.

Возраст может быть удостоверен путем предъявления свидетельства о рождении, паспорта либо выписки из книги ЗАГСа. Если не представляется возможным удостоверить возраст несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого путем предъявления (истребования) вышеперечисленных документов ввиду их отсутствия и невозможности получения, а также в случае, если предоставленные документы вызывают сомнение, то возраст устанавливается путем проведения судебно-медицинской экспертизы (п.5 ст. 196 УПК РФ). В случае установления возраста экспертным путем за день рождения принимается последний день года рождения, установленного экспертизой. Если в заключении эксперта указан минимальный и максимальный возраст, то днем рождения считается последний день года рождения, соответствующего минимальному возрасту. При этом лицо считается достигшим соответствующего возраста не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. на следующие сутки.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.421 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних подлежат выявлению условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности его личности.

Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего необходимо для оценки степени общественной опасности его личности, механизма формирования преступного поведения, решения вопроса об избрании конкретной меры пресечения, о путях исправления несовершеннолетнего и т.д.

Перечень обстоятельств, которые необходимо выяснять при установлении условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, можно разделить на три группы:

1) обстановка и взаимоотношения в семье: состав семьи, материальные условия жизни, образовательный уровень ее членов, взаимоотношения между взрослыми членами семьи, взаимоотношения взрослых и детей, наличие конфликтных ситуаций, формы проведения досуга в семье и т.д.;

2) обстановка и психологический климат в учебном заведении, предприятии, фирме или организации, где учится или работает несовершеннолетний, его отношение к учебе или работе, взаимоотношения в коллективе;

3) обстоятельства, характеризующие связи и времяпрепровождение несовершеннолетнего вне дома или работы: вхождение в различные формальные и неформальные группы и объединения, характер общения в этих группах, формы проведения свободного времени.

Для установления условий жизни и воспитания подростка, как правило, истребуются:

1) характеристики из образовательного учреждения, с мест работы и жительства;

2) справки из специализированного подразделения милиции по делам несовершеннолетних;

3) материалы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

4) справка о судимости, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров.

Кроме этого, для установления данного обстоятельства в полном объеме необходимо допрашивать родителей, соседей, учителей, а также ввести в практику осмотры помещений, где проживает несовершеннолетний, обследование жилищно-бытовых условий с составлением протокола осмотра для приобщения к уголовному делу.

Среди документов, содержащих важную информацию об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних, а также о других особенностях личности, особое место занимают его личные записи. К ним относятся дневники, письма, в том числе и записные книжки и т.д. Эти документы попадают в сферу внимания дознавателя, следователя в результате обыска, осмотра, представляются самими несовершеннолетними, их родственниками и другими лицами. Все указанные записи, помимо прочего, приобретают значимость для установления знакомств и связей подростка.

Несомненно, по уголовным делам в отношении несовершеннолетних имеет важное значение установление уровня его психического развития и иных особенностей его личности. Так, согласно ч.3 ст.27 УПК РФ, подлежит прекращению уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

Термин "психическое развитие" является более общим понятием, и предполагает выяснение интеллектуального и личностного развития лица. Поэтому требование устанавливать психическое состояние несовершеннолетнего будет означать необходимость исследования как интеллектуального, так и личностного развития.

Исследование уровня психического развития относится к числу вопросов, ответы на которые предполагают специальные познания и, следовательно, должны формулироваться специалистами. Согласно п.3 ст. 196 УПК РФ установление психического состояния обвиняемого (подозреваемого), когда возникает сомнение в его вменяемости, сопровождается обязательным назначением судебной экспертизы. Практика идет по направлению назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Сведения об уровне психического развития также могут быть получены путем допроса самого несовершеннолетнего, его родителей, воспитателей, соседей, сверстников подростка, других лиц его окружения; истребованием документов из медицинских и учебно-воспитательных учреждений ПДН ОВД. Если несовершеннолетний находился под психиатрическим наблюдением, то помимо медицинской документации полезную информацию может дать допрос лечащего врача.

Без тщательного выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и обстоятельств, негативно повлиявших на его воспитание, как правило, невозможно сделать правильный вывод о непосредственных причинах, приведших его к совершению преступления. Выяснение этих обстоятельств необходимы следователю и суду для правильного решения вопроса о мерах, которые целесообразно применить для исправления несовершеннолетнего.

Обобщение судебной практики по Забайкальскому краю, проведенной по итогам 2008 и 2009 годов показало, что данные требование закона практически не выполняются.

В связи с этим, заслуживает внимания опыт других судов Российской Федерации по введению такого элемента ювенальной юстиции как восстановительное правосудие. Модели восстановительного правосудия предлагаются разные, но суть заключается в том, что при судах работают социальные работники, медиаторы, которые выясняют условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, обстоятельств, негативно повлиявшие на его воспитание, собирают необходимые материалы и осуществляют в определенных случаях функцию примирения жертвы и правонарушителя.

Проанализировав статистические данные о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами в 2008-2009 гг. в Забайкальском крае (всего 569 уголовных дел в отношении 670 несовершеннолетних), нам удалось установить, что возрастной состав несовершеннолетних на момент совершения преступления выглядит следующим образом:

свыше 14 лет - 92 лица (13,7%);

свыше 15 лет - 137 лиц (20,4 %);

свыше 16 лет - 208 лиц (31%);

свыше 17 лет - 233 лица (34,7%). [27]

Отсюда напрашивается первый вывод, что наиболее криминогенной является группа подростков в возрасте 16-17 лет. Именно они требуют пристального внимания.

Подросток, чаще всего окончательно не сформировавшаяся личность, находится в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье.

Как показали данные статистики, 63,3% осужденных несовершеннолетних находились на момент совершения преступления в социально-опасных условиях:

"135 осужденных несовершеннолетних воспитывались в неблагополучных, асоциальных семьях, где родители или один из них злоупотребляют спиртными напитками, не работают, имеют неудовлетворительные жилищно-бытовые условия (уголовное дело № 353/2009г. акт обследования жилищно-бытовых условий - несовершеннолетний К. (14 лет) проживал с матерью в летнем дачном домике, где отсутствует туалет, кухня, место для сна и занятий, везде грязь, мать и её сожитель не работают, пьют). Зачастую неприязненные отношения, сложившиеся в семье, являлись поводом совершения преступления несовершеннолетним". [28]

Требование закона о необходимости установления влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п.3 ч.1 ст.421 УПК РФ) означает, что выяснению подлежит круг лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, и в чем конкретно это влияние выражается.

Установление влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц представляет определенную сложность. Для установления этого обстоятельства необходимо допросить родителей и иных законных представителей, так как они часто объясняют совершение преступлений их детьми отрицательным влиянием антиобщественных элементов.

Под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность судебная практика понимает действия, которые направлены на формирование у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений и сопряжены с применением физического или психического воздействия.

Несомненно, по каждому уголовному делу в отношении несовершеннолетних должны устанавливаться обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и приниматься меры по их устранению (ч.2 ст.73 УПК РФ). Некоторые авторы справедливо отмечают, что установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, тесно связано с выяснением условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

При изучении обстоятельств, способствовавших совершению подростком преступления, определенную роль играют допросы классных руководителей, педагогов различных дисциплин, мастеров производственного обучения, бригадиров, а также родителей. В соответствии с ч.2 ст.158 УПК РФ дознаватель, следователь, установив обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Соблюдение установленных выше правил даёт возможность полно и объективно изучить личность несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), принять правильное решение о возможности и целесообразности привлечения его к уголовной ответственности либо освобождения от неё, назначения ему уголовного наказания либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а также определить содержание этих мер.

Итак, в отношении несовершеннолетних подсудимых законодатель предусматривает специализацию (детализацию) предмета доказывания. Между тем, формулировка ст.421 УПК РФ:". по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса, устанавливаются." наводит на мысль не о детализации предмета доказывания, а, скорее, о его расширении.

Обстоятельства, указанные в ст.421 УПК РФ, - возраст, социально-психологические особенности, и иные данные, имеющие значение для рассмотрения и разрешения уголовного дела по существу, устанавливаются и по уголовным делам в отношении взрослых лиц. Однако особенности предмета доказывания по делам в отношении несовершеннолетних обусловлены специальным субъектом - несовершеннолетним, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, и заключаются в том, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делам в отношении несовершеннолетних в большей степени, нежели по уголовным делам в отношении взрослых лиц, направлены на изучение личности несовершеннолетнего.

Поэтому, предпочтительной была бы редакция ст.421 УПК РФ, в которой четко прослеживалась бы мысль о детализации общего предмета доказывания: "При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, подлежат доказыванию обстоятельства, предусмотренные статьей 73 настоящего Кодекса. При этом особое внимание должно быть обращено на установление следующих обстоятельств.". Идея специализации (детализации) отвечает природе предмета доказывания.

Таким образом, в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних входит установление таких обстоятельств, как "условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности".



2020-02-03 283 Обсуждений (0)
Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)