Приложение II. Урок-соревнование в VIII классе на тему «Решение задач по определению количества теплоты, сопротивления и мощности электроприборов».
Цель урока: обучающая: закрепление у учащихся навыков решения задач: расчетных, качественных, экспериментальных; воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления. Оборудование: амперметр — 4 шт., вольтметр — шт., реостат, ключи — 4 шт., лампа карманного фонаря — 2 шт., спираль, два штатива, 4 источника питания, электрофорная машина, теннисный шарик, стакан, расческа, бумажные человечки, провода соединительные, эбонитовая палочка. Накануне урока-соревнования класс разбивается на три команды (равные по силам учащихся). Каждая команда выбирает капитана. Два-три сильных ученика выбирается в состав жюри, которое в течение всего урока подводят итоги конкурсов и результаты помещают в специальный экран соревнования. В конце урока жюри объявляет результаты и награждает победителя. Все опыты и необходимые оборудования готовятся заранее и к началу урока выставляется на демонстрационном столе и первых партах каждого ряда. Ход урока. I. Учитель предлагает учащимся объяснить опыты. Каждая команда объясняет один из опытов и имеет право дополнять ответы других команд, если те, в свою очередь не являются полными и обстоятельными. Ответ: Ватка, положенная на заряженную палочку, зарядится одноименным зарядом. А одноименные заряды отталкиваются, поэтому ватка плавает в воздухе. Ответ: Палец, поднесенный к заряженной гребенке, заряжается разноименным с ней зарядом. Поэтому гребенка притягивается к пальцу. Наведенный же в палец одноименный заряд уходит в землю. Ответ: коснувшись пластины, соединенной с электрофорной машиной, маятник заряжается одноименным с ней зарядом и отталкивается от нее. Далее он касается другой пластины и, отдав ей свой заряд, разряжается. Поэтому он снова притягивается первой и т.д. II. Капитану каждой команды выдается экспериментальное задание, которое затем они оформляют на доске. 1. Определить сопротивление трансформатора. Оборудование: трансформатор, амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода. Ответ: , ответ оформить на доске. 2. Определить количество теплоты, выделяемое спирально за 10 секунд. Оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, источник питания, спираль, закрепленная в штативе. Ответ: 3. Определить работу тока в электрической лампе за 30 секунд. Оборудование: лампа накаливания, источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода. Ответ: . III. Фронтальное решение задач. 1. Крупнейшей радиостанцией, действовавшей в России в период I Мировой войны, была Ходынская. Она имела генератор тока мощностью 320 кВт, а напряжение не его зажимах было 220 В. Найти силу, вырабатываемую генератором.
2. Электрическая печь для плавки металла потребляет ток 800 А при напряжении 60 В. сколько теплоты выделяется в печи за 1 мин?
3. Вычислите сопротивление телеграфного провода между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 600 км и сечением 12 . Ответ: 5 кОм. IV. Устная проверка III задания и обсуждение у доски. Учитель зачитывает условие задачи, класс говорит, по какой формуле решена задача, а учитель называет ответ. V. Отчет капитанов команд. VI. Подведение итогов соревнования. Награждение победителя. Заключение Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания предметов естественно-математического цикла, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении науки в основных отраслях современного производства. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке. Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшением качества учебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности, развитием текущего лабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческого характера. Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке. Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение. Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматий , справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов , диапозитивы и другие средства наглядности. Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты. Для развития познавательной активности учащихся важно не только сформулировать требования к их знаниям, но и вооружить школьников общей методологией научного познания? От фактов к постановке проблемы, от выдвижения гипотезы к выводу теоретических следствий, от нахождения идеи эксперимента к его реализации. Школьники должны усвоить структуру фундаментальных физических теорий, а также научиться оперировать категориями этих теорий. Литература. 1. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1973. 2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. 3. Возрастная педагогическая психология./под ред. проф. А.В. Петровского. уч. пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1973. 4. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1973. 5. Муравьев А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. — М., 1985. 6. Знаменский К.Н. Методика преподавания физики в средней школе. 7. Каменский С.В., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. — М., 1985. 8. Гайдучок К.М. Управление самостоятельной работой школьников.//Физика в школе, 1986, № 2. 9. Коршак Е.В. Использование дидактических и раздаточных материалов для организации самостоятельной работы по физике. 10. Качура Л.Ф. Опыт активизации контроля знаний и самостоятельной работы учащихся с помощью карточек-заданий. 11. Лырчикова В.И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы.//Физика в школе, 1987, № 2. 12. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений и навыков.//Физика в школе, 1987, № 1. 13. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. 14. Шилов. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.//Физика в школе, 1994, № 4. 15. Гамезо. Возрастная и педагогическая психология. — М.,1985. 16. Запрудский К.М. Физика и ускорение НТП. — М., 1992. 17. Мощанский И.В. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. — М., 1990. 18. Совершенствование преподавания физики в средней школе./под ред. В.Г. Разумовского. — М., 1991. 19. Чеботарева К.А. Самостоятельная работа по физике в 6 и 7 классах. — М., 1983. 20. Бабанский Н.К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1988. 21. Ковалев С.М. Психология личности. — М.: Просвещение, 1981. 22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. 23. Давыдов В.В. проблемы развивающего развития. — М., 1986. 24. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развития. — М., 1989. 25. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980. 26. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974. 27. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. 28. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977. 29. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989. 30. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М, 1991. 31. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980. 32. Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. — М., 1979. 33. Шапоринский С.А. Обучение и научное познаний. — М., 1981. 34. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. — М., 1979. 35. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979. 36. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроке физики. — М., 1980. 37. Бабанский Ю.К. Интенсификация учебного процесса обучения. — М., 1987. 38. Кларкин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1974. 39. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991. 40. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971. 41. Бардин С.М. Учитесь властвовать собой. — М., 1976. 42. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитания школьников. — М., 1975. 43. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. — М., 1983. 44. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. — М., 1981. 45. Кочетов А.И. педагогические основы самовоспитания. — М, 1974. 46. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. — М., 1984. 47. Победоносцев И.А. Совершенствуем систему воспитания. — М., 1989. 48. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. — М., 1985. 49. Синица Б.И. Педагогический такт и мастерство учителя. — Киев, 1981. 50. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. — М., 1980. 51. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении. — М., 1980. 52. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.: Учпедгиз, 1981. 53. Пидкасистый П.М. Самостоятельная деятельность учащихся. — М.: Педагогика, 1980. 54. Азаров Ю.П. искусство воспитания. — М., 1985. 55. Кирсанова Л.А. О некоторых особенностях самостоятельной работы в проблемном обучении. — В сб.: Формирование направленности личности школьника. — Владимир, 1975. 56. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования./ Под ред. М.Н. Скаткина и В.В. Краевского. — М.: Педагогика, 1978. 57. Глухих Е.В. Самостоятельная работа студентов как средство повышения познавательной деятельности. — В сб.: Совершенствование подготовки будущего учителя. — Уссурийск, 1993.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |