Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции реальному сектору экономики и пути их решения



2020-02-03 307 Обсуждений (0)
Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции реальному сектору экономики и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на рост реальных денежных доходов и появления государственной системы страхования вкладов, сберегательные установки не претерпели значительных изменений. Экономическая экспертная группа МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ Обзор экономических показателе 15 декабря 2009 года

Как видно из диаграммы, в октябре 2009 года продолжилась тенденция к улучшению благосостояния населения, о чем свидетельствует ускорение роста реальных располагаемых доходов населения. На протяжении трех летних месяцев темпы снижения реальных располагаемых доходов увеличивались от месяца к месяцу, а динамика реальной заработной платы большую часть года демонстрировала устойчивые отрицательные показатели прироста.

Динамика реальных располагаемых доходов не столь последовательна, что связано с особенностями расчета данного показателя. В начале года реальные располагаемые доходы росли ускоренными темпами (с 1,0% в декабре до 4,9% в феврале). Столь масштабный рост доходов населения на фоне продолжающегося кризиса выглядел, по меньшей мере, нелогичным: реальная заработная плата последовательно снижалась, а рост реальной назначенной пенсии был минимальным: 0,1% в феврале (сезонность устранена). Одной из возможных причин, объясняющих столь резкий рост реальных доходов, является продажа валюты, купленной в конце прошлого года до начала периода масштабной девальвации рублю.

По данным ФОМ, сбережения имеют 30% россиян, по сравнению с январём текущего года этот показатель вырос на 65%. По данным ФОМ, рублю доверяют 89% имеющих сбережения граждан, по 11% респондентов доверяют доллару и евро.

По-прежнему у 3/4 населения России (70%) нет запасов сбережений, что является особенностью финансового поведения россиян на протяжении последних 18 лет.

Рисунок … Наличие сбережений у жителей РФ, данные ФОМ

Накопления чаще прочих делают пожилые россияне (старше 55 лет), люди с доходами выше среднего уровня, а также москвичи и жители городов - милионников. 

Опрос в январе 2009 года показал, что почти половина россиян (44,7%) не имеют свободных денежных средств. Об отсутствии сбережений говорят 50,5% жителей сельской местности и только 37% проживающих в городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек, 52,7% граждан моложе 25 лет и только 36,6% тех, кому 35-44 года. Об отсутствии свободных средств также говорят 51,4% граждан с низким уровнем дохода и 32,2% тех, у кого доход выше среднего.

Основной причиной отсутствия сбережений люди называют недостаточный уровень доходов. Большинству населения их хватает только на покрытие текущего потребления. При этом рост доходов не приводит автоматически к росту сбережений. Для высокодоходных респондентов, имеющих возможность откладывать средства, значимы такие мотивы отказа, как отсутствие надежных способов хранения сбережений (27%), невыгодность сбережений (21%) и то, что денежных доходов хватает только на текущие расходы (46%).

По данным Росстата потребительские ожидания населения свидетельствует:

1. в III квартале 2008 года лишь 10% респондентов называли основной целью сбережений "лечение", в III квартале 2009 года их стало втрое больше;

2. в 2008 году 16,2% опрошенных копили на покупку недвижимости, теперь в силу кредитных ограничений — 25%;

3.  доля респондентов, откладывающих на образование для себя и детей, увеличилась с 10,1% в III квартале 2008 года до 14,2% в III квартале 2009 года;

4. доля тех, кто сберегает с целью "помочь родным и близким", сократилась с 7,2% до 2%.

Около 52% российских вкладчиков сегодня не знают, что предпринять для сохранения своих сбережений, а еще 23% ничего не делают для этого. Всего 5% российских банковских вкладчиков снимают деньги с банковских счетов, 6% опрошенных считают, что хранят средства в надежном банке, и по 3% вкладчиков инвестируют средства в недвижимость и страхуют свои вклады.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России на пути трансформации сбережений в инвестиции существует множество препятствий, а именно:

1. во – первых, барьером в привлечении денежных средств населения во вклады кредитных организаций является низкий уровень доходов населения и большая их дифференциация;

2. во - вторых - на сегодняшний день в России складывается ситуация, когда население традиционно всем альтернативным формам сбережений предпочитает хранение денег на руках.

Это наиболее ликвидная форма хранения средств, причем отсутствует риск потери всех или части сбережений в результате банкротства банка или других чрезвычайных обстоятельств, которые могут  повлечь замораживание или уничтожение вложенных сбережений. Однако явные недостатки хранения денег «на руках» также очевидны: эти средства не только не приносят дохода их владельцам, но и в условиях инфляции они постепенно обесцениваются и теряют покупательную способность;

3. в - третьих - недоверие отечественной банковской системе и правительству населения, неоднократно лишавшегося всех или части сбережений, вследствие принятия властями неожиданных, плохо продуманных шагов в области денежно-кредитной политики, что является еще одной проблемой на пути к трансформации сбережений населения в инвестиции;

4. в четвертых - на сберегательный процесс существенное влияние оказывает инфляция, которая не только снижает возможности к сбережению, но и заставляет искать такие инструменты сбережения средств, которые в наименьшей форме подвержены ей;

5. основным источником средств, направляемых во вклады в банках и на покупку ценных бумаг, являются сбережения среднеобеспеченных групп населения, а основная часть сбережений, принадлежащая наиболее обеспеченным слоям населения, переводится в иностранную валюту.

Выявлены особенности формирующегося механизма трансформации сбережений населения в инвестиции в России:

• наличие значительного объема неорганизованных сбережений;

• неразвитость социально значимых способов трансформации сбережений населения в инвестиции;

• недостаточная привлекательность отечественного фондового рынка для российских компаний, эмитирующих ценные бумаги для финансирования инвестиций;

• слабость банковской системы как основного института, аккумулирующего сбережения населения, неспособного наращивать объемы кредитов для финансирования инвестиционных проектов;

• отсутствие широкого спектра понятных и доступных населению финансовых инструментов.

Что касается кредитных организаций, то, для превращения сбережений населения в устойчивые инвестиционные ресурсы необходимо повысить эффективность управления привлеченными денежными средствами, проводить взвешенную депозитную политику, найти способ заинтересовать население и банки в инвестировании сбережений в экономику России.

Коммерческим банкам нужно активнее использовать существующую склонность населения к сбережениям, реализовывать потенциальные возможности формирования и трансформации депозитов населения в инвестиции через дальнейшее развитие форм привлечения сбережений в депозиты банка, расширение дополнительных услуг, связанных с депозитными и кредитными операциями. Задачи эффективного использования денежных средств населения в инвестиционном процессе решаются в основном на уровне конкретного банка.

Развитие рынка сбережений, как социально-экономического механизма мобилизации денежных накоплений населения и трансформации их в инвестиции для реального сектора экономики, является приоритетной задачей российской экономики.

Это требует более активной и эффективной деятельности государства, в первую очередь, по созданию условий для активизации процессов аккумулирования денежных средств населения и кредитования отечественного производства.

 В основу процесса вовлечения сбережений населения в инвестиционный оборот могут быть положены следующие принципы:

Ø обоснование приоритетных задач развития финансовых и инвестиционных институтов, способствующих повышению эффективности привлечения сбережений населения;

Ø расширение набора финансовых инструментов привлечения сбережений населения и выработка механизмов их защиты;

Ø учет особенностей регионального и местного характера при выборе целей и инструментов привлечения инвестиционных ресурсов населения;

Ø предоставление налоговых льгот финансовым учреждениям, кредитующим реальный сектор экономики;

Ø разработка программы повышения уровня реальных доходов населения.

На макроуровне должна быть разработана целенаправленная стратегия долгосрочного развития, в рамках которой осуществляется процесс формирования рынка сбережений в России. В основу расширения возможностей использования средств населения, как источника инвестирования, должен быть положен рост благосостояния народа и увеличение его резервных финансовых ресурсов.

Усиление государственного влияния на процесс формирования рынка сбережений и их трансформации в реальные инвестиции должны быть направлены на решение следующих задач:

1. формирование правовой базы инвестиционного процесса и инструментов, стимулирующих вовлечение сбережений населения в экономический оборот;

2. обеспечение гарантий населению свободного выбора любого из существующих вариантов размещения сбережений по критерию их выгодности, надежности и целесообразности с точки зрения интересов и приоритетов владельцев сбережений;

3. обеспечение условий для реализации интересов собственников сбережений (в соответствии с установленными целями и приоритетами) на основе развития конкуренции;

4. осуществление государственного контроля за деятельностью финансовых и инвестиционных институтов, работающих со средствами населения, по обеспечению надежной гарантии защиты прав и интересов собственников вложенных средств;

5. разработка и внедрение комплекса правовых и организационных механизмов привлечения сберегаемых средств населения на муниципальном и региональном уровнях.

Таким образом, можно выявить следующие предложения по усилению роли государства в формировании эффективного механизма трансформации сбережений населения в инвестиции в России:

1. развитие законодательной базы, гарантирующей полноценную сохранность и возврат вкладов населения с целью укрепления доверия населения к банковской системе и обеспечения стабильности депозитных вкладов. Постепенное увеличение гарантированного законом размера 100% возврата средств вкладчикам;

2. внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающих предоставление сторонам банковского договора права самостоятельно устанавливать условия возврата денежных средств по так называемым безотзывным договорам. Устранение противоречий в банковском и гражданском законодательстве в вопросах регулирования договора банковского вклада (депозита);

3. разработка и принятие законов, способствующих функциональному и институциональному развитию банковской системы, в частности формированию сектора небанковских депозитно-кредитных организаций;

4. совершенствование налогового механизма для стимулирования развития индивидуальных и корпоративных накопительных страховых и пенсионных программ;

5. механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности кредитно-финансовых учреждений, работающих со средствами населения, должен быть более жестким, чем используемый к другим финансовым институтам, так как их банкротство приводит к острейшим социальным последствиям и подрыву доверия ко всей кредитно-финансовой системы страны;

6. государственные меры, направленные на поддержание жизненного уровня населения, должны сопровождаться мерами, поддерживающими банки и другие финансово-кредитные учреждения, работающие со сбережениями населения. Такая поддержка со стороны государства могла бы быть осуществлена в виде предоставления ряда налоговых льгот и государственных гарантий финансовым учреждениям, работающим с индивидуальными вкладчиками;

7. развитие фондового рынка путем снижения издержек выхода на него эмитентов и инвесторов;

8. повышения качества регулирования фондового рынка с целью снижения манипуляций, более полного раскрытия информации эмитентами, повышения финансовой ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

9. формирование информационной среды, способствующей повышению финансовой культуры населения.

Данные меры будут способствовать направлению сбережений населения в накопления и, соответственно, на инвестирование в экономику, и выполнению рынком банковских услуг функций механизма превращения сбережений в инвестиции.

Максимальное вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс требует формирования единой государственной политики и долгосрочной стратегии, обеспечивающих тесное экономическое взаимодействие основных хозяйствующих субъектов экономики - населения, предприятий и государства, и является ключевым фактором развития экономики России.

 

Заключение



2020-02-03 307 Обсуждений (0)
Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции реальному сектору экономики и пути их решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции реальному сектору экономики и пути их решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)