Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Привлекательные сферы для иностранных и внутренних инвестиций



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
Глава 3. Привлекательные сферы для иностранных и внутренних инвестиций 0.00 из 5.00 0 оценок




Отраслевая направленность инвестиций в нашей стране в отсутствие какой-либо ясной промышленной политики оказывается вполне стихийной. В ней появились – в условиях «раннего» российского капитализма – основные рыночные факторы: сбыт и прибыль. Разумеется, в постсоветский период инвестиции шли именно в те отрасли, которые оставались недоинвестированными при плановом хозяйстве, - транспорт, связь и торговлю (23,5% в 2006 г.), а также в строительство и недвижимость (19,6%)[13].

Выручка предприятий соответствующих отраслей отражает фактическую структуру рынка, определяющую направления инвестиций, во всяком случае, из собственных средств. Государственные (безвозвратные) средства можно вкладывать в расчете на более отдаленные эффекты.

Выручка крупных и средних предприятий выросла в 2005-2007 гг. с 952 млрд. до 1619 млрд. долл. В 2007 г. нефтегазовый комплекс заработал 193 млрд. долл., но значительный объем доходов был реализован через оптовую торговлю, выручка которой достигла 350 млрд. долл. Машиностроение (109 млрд. долл. в 2007 г.) по-прежнему уступает и розничной торговле (112 млрд.), и металлургии с транспортом (по 127 млрд. долл.). Еще хуже положение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности: их выручка составила соответственно 25 млрд. и 69 млрд. долл.

Прибыльность предприятий в российской экономике более высокая в тех же отраслях и, разумеется, в связи, торговле, а также в экспортных секторах – нефтегазовом и металлургическом, которые поддерживают и усиливают проявление симптомов «голландской болезни». В настоящее время инвестиционный процесс в России формируется под влиянием объективных условий спроса и структуры активов, рентабельности бизнеса (см. табл. 3):

Таблица 3

Структура инвестиций в сектора экономики

По крупным и средним компаниям, 2005-2007 гг. (млрд. долл.)

 

 

2005

 

2006

2007

оценка % к итогу
Всего 95 130 192 100,0
Сельское хозяйство 3 5 8 4,1
Лесное хозяйство 1 1 1 0,7
Рыболовство, рыбоводство 0 0 0 0,1
Промышленность 37 53 77 40,2
добыча полезных ископаемых 16 26 36 18,9
угольная 1 1 2 1,1
нефтегазовая 13 22 31 16,3
горнорудная 2 2 3 1,6
обрабатывающая 16 21 29 15,1
пищевая 3 3 5 2,4
легкая 0 0 0 0,1
лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и полиграфическая 1 1 2 0,9
химическая и нефтехимическая 2 3 4 2,1
нефтепереработка 2 2 3 1,5
промышленность строительных материалов 1 2 3 1,6
металлургия 5 6 7 3,9
машиностроение 2 3 5 2,4
прочее 0 0 0 0,2
производство и распределение электроэнергии, газа, воды 5 6 12 6,1
электроэнергетика 1 1 1 0,7
Строительство 6 9 16 8,1
Торговля 3 4 6 3,2
Транспорт 13 16 19 9,9
Связь 6 7 8 4,2
Финансовое посредничество 2 2 3 1,8
Услуги в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультации по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием   7   8   14   7,2
Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование; геологоразведочные и геофизические работы и т.д.   7   9   13   6,7
Здравоохранение и образование 1 2 4 2,0
Прочее (государственное управление и обеспечение военной безопасности, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг)   10   14   23   11,9

Источники: ФСГС; оценки ИЭФ

При больших вложениях в отрасли с короткими инвестиционными циклами и высокой рентабельностью сложился, по существу, сценарий «Инерция», в рамках которого крупные инвестиционные проекты могли осуществлять только госкомпании и Всемирный банк (более эффективная разновидность государственного финансирования).

Наука и машиностроение по-прежнему вкладывают намного меньше, чем необходимо. Им трудно как занимать, так и финансировать инвестиции за счет собственных средств. Эти отрасли, наиболее пострадавшие в ходе кризиса, не могут выкарабкаться из инвестиционной «ямы» из-за недостаточного спроса на свою продукцию, потери рынков и кадров и финансовых проблем. Постепенный рост жилищного строительства был неизбежен в стране с относительно низкой обеспеченностью населения жильем. Реализация инфраструктурных проектов тормозится в силу того, что предполагает отвлечение огромных средств при сравнительно низкой норме рентабельности. Несмотря на появление национальных проектов и новых региональных и отраслевых стратегий, страна так и не сумела решить проблему резкой активизации инвестиционной деятельности: абсолютные объемы капиталовложений остаются относительно невысокими, немало важнейших отраслей находятся на «голодном пайке». Такая ситуация толкает Россию к быстрым массированным вложениям «любой ценой», включая использование финансовых ресурсов бюджета. В существующих программных документах рост нормы накопления предполагается очень значительным: с 21 до 31% ВВП в год. Но пока вложения в собственно модернизацию еще весьма ограничены – больше планируется инвестировать в инфраструктуру, что может создать проблемы для ресурсного обеспечения одновременного строительства многих объектов.


Заключение

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых. Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики, предопределяют ее рост. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурныесдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). В финансовом словаре дается более полное определение: инвестиционный климат – это совокупность сложившихся в какой-либо стране (регионе, отрасли) политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, в конкретные предприятие, город, регион или страну.

Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Необходимость создания в России привлекательного (благоприятного) инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. Создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам. Что нужно сделать для привлечения инвестиций? Не простой вопрос, так как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле. Инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе. Повышение инвестиционной привлекательности, укрепление доверия инвесторов к России - один из приоритетов деятельности правительства.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают.

Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.




2020-02-03 182 Обсуждений (0)
Глава 3. Привлекательные сферы для иностранных и внутренних инвестиций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Привлекательные сферы для иностранных и внутренних инвестиций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)