Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Глава 3. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1. Положительные моменты

Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю оборудования, инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания, государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики, и, наконец, банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.

Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуацией, сложившейся в России на данном этапе, заключается в следующем:

А) Для государства:

При сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государства особую актуальность.

- Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности.

- Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.

- Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, эффективно управлять процессом совершенствования их отраслевой структуры, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических задач.

Б) Для лизингополучателя:

- При наличии рентабельного проекта потребитель имеет возможность получить оборудование и начать то или иное производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих мелких и средних предпринимателей.

- Уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя. При осуществлении оперативного лизинга предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя.

- Первого июля 1995 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 661 были приняты “Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”. Следствием из этого постановления является снижение размеров платежей налога на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на затраты, включаемые в себестоимость продукции. (Пункт 2).

- Согласно Федеральному закону “О лизинге” ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3.

- У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания.

- В договоре лизинга можно предусмотреть использование более удобных, гибких схем погашения задолженности.

- Ко всем перечисленным случаям можно добавить и вариант, при котором сам банк становится лизингополучателем. Это весьма выгодно для банка, т. к. при этом облегчается баланс банка, что в свою очередь положительно отражается на экономических показателях, характеризующих банковскую деятельность. Например, при лизинге стоимость незавершенного производства постепенно включается в себестоимость и не будет пагубно влиять на категорию “капитал” и, следовательно, на расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитных организаций.

В) Для лизингодателя:

- Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске ( по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.

- До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков.

- В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.

- Лизингодателем передается лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.

- Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.

- Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.

Г) Для продавцов лизингового имущества:

В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.

Понятие лизинга вошло в российскую официальную финансовую лексику на рубеже 1989 — 1990 годов, когда в лицензиях коммерческих банков на право осуществления банковских операций был введен лизинг как вид банковской деятельности по предоставлению банковских услуг. Лизинг стал находить отражение и в некоторых нормативных документах, регулирующих банковскую деятельность. Банки оценили целесообразность использования в своей практике лизинговых операций по-разному.

На первом этапе для большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в роли лизингополучателея. Это вносило изменения в структуру банков — выделялись самостоятельные подразделения либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.

Анализ полувековой истории развития мирового лизингового рынка позволяет говорить о четырех основных вариантах организации лизинга:

1. Лизинговые службы, созданные в структуре банков;

2. Универсальные лизинговые компании, создаваемые банками;

3. Специализированные лизинговые компании, создаваемые крупными производителями машин и оборудования, и лизингующими часть своей продукции;

4. Лизинговые компании, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставке и обслуживании техники.

В российских условиях выделяется еще два варианта организации лизинга.

 - Лизинговые компании, создаваемые министерствами и ведомствами для решения узких внутриведомственных задач. В этом случае ресурсы лизинговых компаний получаются из государственного или местного бюджета (как это сделано для развития лизинга комбайнов российского производства).

- Лизинговые компании, созданные иностранными инвесторами.

Первые два варианта характерны в основном для финансового лизинга, последние два — для оперативного.

С точки зрения курса “Деньги, Кредит, Банки”, наиболее интересны варианты организации лизинга № 1 и 2 и, следовательно, финансовый лизинг.

В России организация лизинга, в которой лизингодателем выступает банк, была характерна для этапа становления рынка лизинговых услуг. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил. Этому способствовал ряд причин:

1. Для банков (в основном средних и мелких) всегда является обременительным введение нового департамента в свою и без того сложную организационную структуру.

2. Специфика лизинговой деятельности трудно “ вписывается ” в деятельность банка. Нужна специальная квалифицированная экспертиза, новые маркетологи, менеджеры.

3. Неудобства в бухгалтерском учете, связанные с обобщением информации о лизинговом имуществе, амортизации лизингового имущества, лизинговых платежей.

4. Лизинговое имущество, находясь на балансе коммерческого банка, утяжеляет его, тем самым приводит к ухудшению экономических нормативов деятельности банка. Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 30 января 1996 год была введена в действие Инструкция №1 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”. Этой инструкцией были установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. Эта инструкция послужила точкой отсчета для фактического сворачивания лизинговых отделов в структуре коммерческих банков России, т.к. исходя из этих нормативов на много выгоднее вместо того, чтобы держать объекты лизингового договора на балансе (ухудшая показатели), кредитовать лизинговую компанию, созданную банком (улучшая показатели).

Тем не менее, привлекательность лизинга как инструмента для осуществления инвестиционной деятельности, снижающего риски, продолжает интересовать финансовые институты, которые начали искать оптимальные пути и формы его применения.

Сегодня наибольшим потенциалом по объему лизинговых операций обладает вторая из перечисленных групп лизингодателей (‚ лизинговые компании, создаваемые банками), что говорит о рациональности данной структуры организации в сегодняшних экономических условиях.

Первоочередная проблема, решаемая любой лизинговой компанией, — поиск стабильных источников финансовых ресурсов для закупки лизингуемого оборудования. Эта проблема автоматически решается в лизинговых компаниях, созданных при участии коммерческих банков.

Аналогичный путь был выбран при создании одной из первых специализированных лизинговых компаний — “Балтийский лизинг” (Санкт-Петербург): в качестве основных его учредителей выступили один из крупнейших банков России — Санкт-Петербургский “Промышленно-строительный банк” и один из лидеров страхового рынка — “Росгосстрах”. Таким образом, решились сразу две задачи: формирование надежного источника финансирования лизинговых операций и одновременно их страхование. Использование относительно дешевых и долгосрочных кредитов помогло “Балтлизу” выжить в тяжелых экономических условиях. Эта лизинговая компания работает и по сей день.

Основные преимущества лизинговых компаний, создаваемых с участием коммерческих банков заключаются в следующем.

- Кредиты, выдаваемые коммерческими банками, улучшают экономические показатели (по Инструкции №1).

- Возможность коммерческого банка получать дивиденды от лизинговой компании.

 

3.2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России

1995 год стал стартовым для широкого развития лизинговой инфраструктуры. Лизинговые компании начали интенсивно создаваться в различных регионах страны. Это явилось следствием продекларированной Правительством России политики благоприятствования развитию лизинга. Это выразилось во множестве нормативных актов, предоставляющих всевозможные льготы субъектам лизинговых отношений. Одним из таких документов было принятое Правительством России постановление № 633 от 29 июня 1995 года “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, в котором предусмотрено оказание серьезной государственной поддержки, создание благоприятной экономической среды для широкого развития лизинга на отечественном рынке.

К сожалению, несмотря на благие цели, получилось опять “как всегда”. И сейчас развитию лизинга в нашей стране препятствует ряд следующих серьезных факторов.

- За рубежом термином “лизинг” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

- Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

- Недостаток квалифицированных кадров для лизинговых компаний.

Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

1. Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуди на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.

2. Высокий уровень налогов. Один из них - налог на лицензирование. Не освобождены от уплата налога на прибыль; лизингодатели - по реализации договоров финансового лизинга по предоставленным кредитам для реализации операций финансово лизинга на срок более 3 лет. Не освобождены лизингодатели от уплаты НДС при выполнении лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты НДС при приобретений имущества, являющегося объектом финансового лизинга, как было предусмотрено Постановлением правительства № 633.

3. Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.

4. Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

Одной из главных причин, препятствующих развитию лизингового бизнеса в отечественных условиях, является макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране, Как справедливо отмечает Б.Кабатова, в настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизация и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне, Между тем основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть" во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуации какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга)? Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России. Последовавший с начала 90-х гг. спад деловой активности замедлил развитие лизинга, который не мог конкурировать с быстрым кругооборотом и высокой доходностью "коротких денег". Однако, как и на Западе, лизинг постепенно способен стать эффективным каналом сбыта произведенной продукции, новым механизмом инвестирования в основные фонды.

Заключение

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.

Нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:

- была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;

- предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

- развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например, страхование).

- наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.

Новый этап рыночных преобразований выдвигает повышенные требования к экономическому поведению непосредственных участников рынка - предприятиям. Овладение новыми экономическими взаимоотношениями, использование принципов маркетинга, менеджмента, логистики в повседневной хозяйственной практике становится велением времени, условием долгосрочного роста и развития, залогом превращения малосведущих в рыночных законах хозрасчетных производственных единиц в современные динамичные фирмы, способные противостоять конкуренции и осваивать новые формы бизнеса.

Использование аренды во всех многообразии ее форм и методов позволяет российским предприятиям подключиться к ценнейшему опыту, накопленному десятилетия практикой западных фирм. Развитие арендных отношений в российской экономике способно оживить экономическую конъюнктуру, дать инвестиционный толчок начинающемуся росту, расширить платежеспособный спрос, создать заинтересованность у хозяйствующих субъектов в подъеме деловой активности.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акиндинов А. "Лизинг в России - в самом начале своего становления"// Независимая газета, 1996,23 марта.

2.Газман В. "Лизинг Теория.Практика.Комментарий " М:Фонд "Правовая культура ",1997

3. Голощапов В. "Лизинг обречен на успех, но мешают налоговые проблемы, Экономика и жизнь, 1996,№8,с.3.

4. Кабатова Е. "Лизинг: правовое регулирование, практика ",М:ИНФРА-М, 1997 г.

5. Калачева С. "Арендные сделки ",, М: ПРИОР, 1997 г.

6. Прилуцкий Ж. "Лизинг-Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации, М: "Ось-89 ",1996 г.

7. Кузнецов Е. "Техническая эксплуатация автомобилей в США ", М:Транспорт 1992 г.

8. Смирнов А. "Лизинговые операции ",М:АО "Консалт-банкир",1995г.

9. Талье И., Абашина А. и др. "Аренда и лизинг ",М:ИИД "Филинъ", 1997 г.

10. Ходош М. "Грузовые автомобильные перевозки ",М:Транспорт, 1992 г.

11.  Чекмарева Е. "лизинговый бизнес", М: Экономика, 1933 г. 12. Жмаро А., Aгеев С. и др. "Бедная лизинг " // Эксперт, 1996, № 10

 

 


1 Сусанян К. «Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами», Москва, «Мировой океан», 1992 год, стр. 12

1 Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге"



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Глава 3. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)