Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация валютного контроля в ГТК России



2020-02-03 203 Обсуждений (0)
Организация валютного контроля в ГТК России 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный Таможенный Комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса РФ осуществляет ва­лютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с пе­ремещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

1. Таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

Первой задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году , было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» (далее Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на основе организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками.

В совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения инструкции» уточнена сфера применения инструкции. Действие последней распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:

- расчеты между резидентами РФ и нерезидентами осуществляются в валютах иных чем валюта Российкой Федерации;

- хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному

покупателю будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е  контроль предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично        платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками        товаров либо платежами в рублях;

В инструкции определен перечень учетной документации, с помощью которой обеспечивается контроль как за прохождением товаров через таможенную границу, так и за поступлением валютной выручки на счета экспортера.

В перечень обязательных документов входит:

- паспорт сделки (ПС) – базовый документ валютного контроля,

оформляемый экспортером в уполномоченном банке, по стандартизованной        форме;

- учетная карточка (УК) – возвратный документ, составляемый таможенными органами на основании ГТД и направляемый ими для        контроля в уполномоченные банки;

- реестр – документ, объединяющий УК и включающий информацию об отгрузках товаров на экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления        выручки;

- досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.

  Необходимость введения таможенно-банковского контроля за импортными операциями была вызвана широким применением отечественными импортерами при расчетах – предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров.

Методическое и техническое решение задачи организации валютного

контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.

Правовой основой для создания эффективной системы валютного контроля по импортным операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26.07.95 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», далее инструкция. Действие инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт» по которым:

- расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;

- контракт предусматривает передачу российским резидентом компенсации за поставленных товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте;

Инструкция жестко предписывает в обязанности отечественным предприятиям и организациям-импортерам в обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченными за него средствами в иностранной валюте, а в случаях непоставки товара должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.

  Указом Президента Российской Федерации от 21.11.93 №  1163 «О

первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» предписано: в случаях, когда импортеры-резиденты не обеспечили или не полностью обеспечили ввоз уже оплаченного товара или не добились возврата средств в иностранной валюте в установленные контрактом сроки, то они должны нести ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее произведенной в оплату товаров.

В Постановлении Правительства России от 26 февраля 1996 года №206 «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» указано импортерам-резидентам, что в случаях, когда они по объективным причинам не могут обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте, переведенных из России за границу в целях приобретения товаров, что подтверждается соответствующими документами, представляемыми указанными импортерами-резидентами, рассмотрение этих документов осуществляет МВЭС РФ.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.

Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются:

- физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

- физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории РФ.

К нерезидентам Закон относит, например, физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России; находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации.

Расчеты между резидентами на территории страны в российских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичной форме. Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории России запрещается, за исключением таких случаев:

- при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;

- за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для отечественных предприятий и организаций в случаях, когда расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;

- при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организацией, если эти организации несли расходы в иностранной валюте и т. д.

Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).

В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.

Импортеры-резиденты, которыми или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.

Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.

В соответствии с российским законодательством валютными операциями признается:

- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

- перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

- перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ внес изменения в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Он, в частности, определил, что таможенные органы РФ являются ныне агентами валютного контроля, а уполномоченные банки передают им для выполнения функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленном Центральным банком. С 18 июня 2004 г. ГТК России перестал быть органом валютного контроля, и, как следствие, был прекращен обмен информацией между ГТК и уполномоченными банками, в том числе прекратилось поступление реестров УК от ГТК для идентификации валютной выручки по товарным договорам. Уполномоченные банки сами стали контролировать репатриацию валютной выручки на основе подписанных ими паспортов сделок, информации о платежах и расчетах, а также представляемых клиентами копий ГТД, транспортных и других коммерческих документов. При этом порядок передачи информации в таможенные органы для выполнения функций агентов валютного контроля не был установлен. В связи со вступлением в силу с 1 октября 2004 года ФЗ о внесении изменений в Кодекс России об административных правонарушениях и Таможенный кодекс РФ стал особо актуален вопрос выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля, перечисленных в части 7 Статьи 23 Закона. С 18 июня 2007 года и поныне уполномоченные банки ведут сбор информации о нарушениях клиентами норм валютного законодательства, но из-за отсутствия порядка передачи органам валютного контроля этой информации сведения никуда не передаются.

Заключение

 

В современных условиях, когда страны вынуждены приспосабливаться к сложным экономическим ситуациям; в период активного международного экономического сотрудничества особое значение приобретает система валютного контроля.

Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня - государственного контроля.

Государственный валютный контроль - это система мер, принимаемых правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации, посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов. К основным целям валютного контроля в России можно отнести:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Для рассмотрения системы валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием.

Так, к субъектам валютного контроля можно отнести органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резидентов и нерезидентов.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Создание эффективной системы валютного регулирования и валютного контроля, разработка комплекса мер, препятствующих проведению незаконных операций с валютными ценностями и оттоком российских капиталов за рубеж - важные задачи, стоящие перед ЦБ.

Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции.

Для понимания валютного контроля важными являются следующие документы, формируемые банком на основе информации, полученной от клиента и содержащейся в таможенных документах:

- паспорт сделки;

- досье;

- ведомость банковского контроля.

Паспорт сделки - документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

По каждому паспорту сделки формируется досье - подборка документов для целей валютного контроля. Формирование досье производится уполномоченным банком по каждому паспорту сделки.

Ведомость банковского контроля - документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по контракту и паспорту сделки.

Экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый или валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту. В отдельных случаях, разрешенных Банком России, допускается не делать этого.

В процессе создания эффективно работающего и контролируемого внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов: Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъекты хозяйственной деятельности очень чутко реагируют на любые изменения в области валютного регулирования, поэтому любые непродуманные действия в этой сфере, могут привести к разрушительным последствиям, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, валютное законодательство в РФ еще далеко от своего полного становления, оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, а зачастую и противоречиво. В целом же оно достаточно сложно даже для специалистов, не говоря о работниках предприятий и банков, поэтому, чем меньше будет исключений из единых правил и норм валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная политика государства.

 

Список литературы

 

1. Конституция РФ от 12 декабря 1996.

2. Гражданский кодекс: II/ СЗ РФ. 1996. №5. Ст.410

3. Таможенный кодекс РФ от 25.04.2003.

4. Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации" (Банке России)

5. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г.

6. Положение ЦБ РФ от 24.04.1996 №39 "Положение об изменении порядка проведения некоторых видов валютных операций" (с изм.24.10 97). // Вестник Банка России. 1996. №24.

7. Указание ЦБ РФ от 27.03.1998 №193-У "Об осуществлении уполномоченными банками сделок и операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, не относящихся к банковским операциям" (с изм. 20.07.99). // Вестник Банка России. 1998. №21.

8. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999 №86 и №01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". // Вестник Банка России. 1999. №70-71.

 9. Горбуновой О.Н. Финансовое право / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005 г.

10. Грачева Е.Ю. Финансовое право / М.: Новый Юрист, 2005.

11. www.fts.ru. Сайт Федеральной таможенной службы РФ

12. www.gks.ru. Официальный сайт Госкомстата России

13. www.cbr.ru. Сайт Центрального банка РФ.

14. www.minfin.ru. Официальный сайт Министерства финансов РФ.



2020-02-03 203 Обсуждений (0)
Организация валютного контроля в ГТК России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация валютного контроля в ГТК России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)