Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль психологии в выборе спортивной специализации



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Роль психологии в выборе спортивной специализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде чем подробно рассматривать влияние психологии на спортивную специализацию, целесообразно вначале остановиться на анализе спортивной деятельности, исходя из существующих классификаций.

Поскольку цель настоящего параграфа выяснить, как можно воздействовать на спортивную специализацию с учетом психологических процессов, типичных для спорта, важно с самого начала остановиться на том, что представляют собой некоторые из этих процессов.

Ряд спортивных психологов предложили классификацию, основанную на психологических особенностях, присущих спортивной деятельности. В целом они полагают, что с помощью подобного рода классификации можно четко определить виды стресса, характерные для определенных видов спорта. Следовательно, можно подбирать для каждой спортивной специализации спортсменов по их индивидуально-психологическим особенностям, наилучшим образом соответствующим этим требованиям.

Результаты экспериментальных исследований не позволяют достаточно точно ответить на вопрос о том, формируются ли личностные черты под влиянием занятий каким-либо видом спорта или же индивиды с определенными личностными чертами сами находят свой путь в спорт и добиваются успеха в том или ином виде. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что определенные специфические черты наиболее присущи, по крайней мере, двум большим группам спортивных упражнений:

1. видам спорта, требующим эстетической выразительности, например вольные упражнения, танцы и др.,

2. видам спорта, требующим физического контакта, например футбол, борьба  [14, с.112].

Возможно, что дальнейшие исследования позволят выявить и другие соотношения между чертами личности и группами видов спорта.

Итак, рассмотрим классификацию спортивной деятельности, представленную в хрестоматии по спортивной психологии [4].

Зрительно-моторная координация, статическая устойчивость и прицеливание

Было замечено, что для таких видов спорта, как стрельба и стрельба из лука, характерны специфические психологические стрессоры. Недостаток физической активности в этом виде спорта не снижает стресса. Обычно происходит как раз обратное. В ходе соревнования величина стресса, который испытывает участник, постепенно увеличивается, особенно при достижении отличных и достаточно высоких результатов, а также при сравнении своего результата с результатами других. Спортсмены, у которых тревога выражается в непосредственных агрессивных действиях, обычно не добиваются высоких результатов в этих видах спорта. Это же относится и к индивидам, которые не способны владеть собой и управлять своим эмоциональным и физическим состоянием в условиях стресса.

Артистизм и выразительность

Существует ряд видов спорта, таких, как фигурное катание, художественная гимнастика, в которых основной акцент делается на артистизм и выразительность движений. В этих видах спорта необходима большая мобилизация энергии, однако они не требуют значительных физических усилий, нередко снимающих психический стресс, особенно у хорошо подготовленных спортсменов. Когда спортсмен должен выразительно и точно выполнить движение, уровень психологического стресса в начале выполнения движения такой же, как и в конце.

Общая мобилизация усилий

Некоторые виды спортивной деятельности требуют от спортсмена физических усилий и проявления определенных качеств – выносливости, силы, мощности. К силовым видам спорта можно отнести тяжелую атлетику, толкание ядра, метание диска и т. п., к видам спорта, требующим проявления выносливости, - бег и плавание на длинные дистанции. Участники, соревнующиеся в видах спорта, требующих проявления выносливости, знают, что эмоциональное возбуждение, вызванное предстоящим участием в соревновании, может помочь им выступить лучше. К концу соревнования наблюдается снижение эмоционального стресса.

В видах спорта, где необходимы и сила, и выносливость, высоких результатов добиваются спортсмены с различными и нередко противоположными личностными характеристиками.

Антиципация движений соперника или партнера

Спортивными психологами были также выделены виды спорта, в которых спортсмен должен уметь предугадывать движения партнера. Исследования показывают, что такая способность может не зависеть от основных двигательных способностей индивида, выполняющего какое-либо упражнение в одиночку. К этой категории можно отнести различные виды спорта:

1. Спортивные игры, в которых используется сетка и непосредственное проявление агрессивности невозможно. Обычно в этих видах (волейбол, теннис и т. п.) у спортсменов имеется больше времени для того, чтобы рассчитать движения других участников, чем в видах спорта, где требуется непосредственный контакт с соперником. Однако и здесь индивиду часто приходится не только уметь предугадать движения противника, но и согласовать свои движения с движениями партнеров по команде.

2. Виды спорта, в которых возможно непосредственное проявление агрессивности. Сюда входят виды спорта, в которых спортсмен имеет непосредственный контакт с соперниками: американский футбол, бокс и т. п. При этом спортсмену приходится учитывать не только предполагаемые действия противника, но и реагировать на его реальные действия (т. е. на нанесенные удары).

3. Виды спорта, требующие параллельного усилия. К этой категории относятся такие виды спорта, как гольф и боулинг, где основное усилие спортсмена направлено на какое-то препятствие (мяч или мишень), а не на выполнение действий, непосредственно направленных против соперника. Обычно в этих видах спорта необходим высокий уровень мастерства. Скорость движения при этом определяется самим спортсменом, поскольку от него не требуется быстроты реакции на действия или усилия других участников (партнеров или соперников).

4. Виды спорта, связанные с опасностью для жизни и риском получения травмы. Существуют некоторые виды спорта, в которых есть известная опасность получения травм и даже смертельного исхода. К ним относятся автомобильные гонки, бокс. Исследования показали, что спортсмены, специализирующиеся в этих видах спорта, также обладают определенными чертами личности.

Однако в работах европейских психологов указывается, что многие виды спорта сочетают в себе несколько видов психического стресса. В различные моменты соревнования, в различных упражнениях и в различные периоды годового цикла подготовки тот или иной вид спорта может быть связан с риском. От спортсмена, кроме того, требуется умение угадывать действия противника, а также эстетическая выразительность. В качестве примера можно привести бокс, в котором нужна общая мобилизация усилий при нанесении ударов. При этом комбинации ударов в сочетании с точной работой ног часто производят приятные эстетические впечатления. Боксеру необходима, кроме того, выносливость, и, наконец, он должен угадывать движения соперника и своевременно и правильно на них реагировать.

Приведенная система классификации основана на отдельных экспериментальных работах, и лишь немногие исследования подтверждают ее обоснованность. Кроме того, она недостаточно точна. Например, попытка решить, к какой категории должен относиться тот или иной вид спорта, часто зависит от точки зрения классификатора, а не от характеристики, присущей самому спорту.

Именно по этой причине и были разработаны другие классификации. Правда, многие из них тоже страдают неточностью в системе оценки. Тем не менее, они позволяют систематизировать различные типы спортивной деятельности.

Рассмотрим еще одну типологию спорта, разработанную в США (ВОЛКОВ).

В недавно опубликованной работе Бонни Бергер предложена типология, которая потенциально представляет собой эффективный метод классификации и исследования спорта. Более того, Бергер, подобно Ванеку и Кретти, высказала предположение, что определенные группы черт личности связаны с разработанной ею системой классификации.

Бергер выделила три критерия классификации видов спорта. Согласно первому критерию, есть виды спорта, которые в силу пространственной и временной неопределенности требуют быстрой реакции, и виды, в которых большую часть действий контролирует сам спортсмен. В качестве примера первой категории видов спорта можно привести парную игру в теннис и борьбу, а второй – толкание ядра и гимнастику. Бергер предлагает отнести виды спорта, в которых спортсмены на соревнованиях непосредственно не контактируют с противниками (плавание, бег или барьерный бег), к промежуточной категории.

Второй критерий, предложенный Бергер, отражает вероятность получения физической травмы в конкретном виде спорта. Согласно этому критерию, все виды спорта делятся на две группы: с выраженной опасностью получения физической травмы (например, борьба) и с минимальной опасностью (например, теннис). Каждый вид спорта может быть отнесен к той или иной категории в зависимости от приведенных принципов классификации. Например:

 

Риск и вероятность получения физической травмы

Степень риска

Вероятность получения физической травмы

высокая средняя низкая
Большой риск получения травмы борьба барьерный бег акробатика
Небольшой риск получения травмы теннис плавание метание

 

Третьим критерием классификации Бергер является тип соревнования. Здесь имеется в виду косвенный (параллельный – по типологии Ванека и Кретти) или непосредственный контакт с другим участником. Примером косвенного контакта могут служить упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые спортсменом во время соревнования.

По мнению Бергер, на основании рода деятельности у спортсменов можно выделить следующие черты личности:

1. Спортсмены, деятельность которых непосредственно направлена против своих соперников, являются предположительно более доминирующими и склонны при неудачах обвинять скорее других, нежели себя, а также проявлять агрессивность, как правило, и вне спортивной деятельности.

2. Спортсмены, занимающиеся «неопределенными» видами спорта, например, такими как теннис (или в спортивных играх, где распределение ролей между партнерами неопределенно, например защитник в американском футболе), более уверены в себе, свободнее себя чувствуют в неопределенных ситуациях, а также обладают рядом качеств, которые позволяют им легко приспосабливаться к внешним изменениям.

Нужно признать, что хотя классификации Бергер недостает данных экспериментальных исследований, принципы ее достаточно аргументированы, поскольку позволяют лучше понять психодинамику соревнующихся спортсменов.

Итак, мы рассмотрели некоторые системы классификации, в рамках которых могут рассматриваться различные виды спорта и физические упражнения.

Теперь остановимся на роли психологии в выборе спортивной специализации.

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.

Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.

Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе – человека для конкретного вида спорта.

Первый уровень – начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9-14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно отбор проводится в три этапа. На первом – агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором – тестирование и наблюдения для определения способностей детей к данному виду спорта. На третьем, самом продолжительном – наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Второй уровень – углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек (возраст 16-17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т.п.)

Третий уровень – отбор для выявления спортсменов (возраст 18-20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.

Четвертый уровень – отбор для выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сборной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах.

В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.
Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта.

Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость
(уровень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной деятельности и др.) Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается.

Рассмотрим подробнее второй уровень, связанный с выявлением перспективных юношей и девушек, обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе:

· оценка состояния здоровья;

· выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ;

· антропометрические измерения;

· выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов [10, с.21].

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки.Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора  [10, с.204].

Итак, в большинстве разделов экспериментальной и медицинской психологии накоплен материал, который может быть полезен как спортсмену, так и тренеру. Исследования личностных особенностей спортсменов, изучение характера внутригруппового и межгруппового взаимодействия в малых и больших группах, разработка методик спортивного отбора, так же как и изучение проблем двигательных навыков, внесли существенный вклад в понимание психологии спортсмена. Более того, исследования состояния тревожности у спортсменов в условиях стресса, уровня возбуждения, мотивации и других вопросов позволили получить представление об эмоциональных характеристиках спортивной деятельности.

Психологические и социологические данные в спорте будут полезны тренеру только в той мере, в какой он сможет правильно воспринимать информацию и применять принципы, непосредственно относящиеся к его виду спорта, конкретной ситуации и к людям, с которыми ему приходится работать. Квалифицированный, компетентный психолог, профессионально владеющий своим мастерством, может помочь тренеру исследовать психосоциальные параметры его работы путем использования специально подобранных тестов и проведения тщательной клинико-консулътативной работы с отдельными спортсменами и командами.

Психологическая информация, тестирование и консультации не могут заменить тренеру прочных и глубоких знаний своего вида спорта. Они служат полезным дополнением, расширяя его кругозор в смежной области знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

2. Брянкин, С. В. Спортивный отбор и ориентация: Учебное пособие для студентов вузов / С. В. Брянкин, Л. Н. Жданов, Б. Н. Шустин. – Смоленск, 1977. – 68 с.

3. Волков, И. П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. – 1994. - № 1. – С.5-10.

4. Волков, И. П. Спортивная психология. Хрестоматия / И. П. Волков. – М., 2002. – 384 с.

5. Горбунов, Г. Д. Практический психолог в спорте: Лекция / Г. Д. Горбунов. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1995. – 105 с.

6. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – М.: ФиС, 1986. – 182 с.

7. Джагмаров, Т. П. Психология физического воспитания и спорта / Т. П. Джагмаров, А. Ц. Пуни. – М.: ФиС, 1979. – 260 с.

8. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. М. Выдрин, Н. Е. Латышева и др.; под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М: Советский спорт, 2004. – 340 с.

9. Латышева, Н. Е. Формирование профессионально-педагогических умений по проведению спортивной ориентации детей и подростков у студентов ИФК в системе непрерывной педагогической практики: дисс. спец. – 13.00.04. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1995. – 210 с.

10. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 310 с.

11. Основы теории и методики физической культуры / под ред. А. А. Гужаловского. – М.: ФиС, 1986. – 352 с.

12. Первушина, О. Н. Общая психология: Методические указания / О. Н. Первушина. – Новосибирск: НГУ, 1996. – 49 с.

13. Рудик, П. А. Психология: Учебник для институтов физической культуры / П. А. Рудик. – М.:ФиС, 1976. – 548 с.

14. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

 

 



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Роль психологии в выборе спортивной специализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль психологии в выборе спортивной специализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)