Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика понятий «спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации»



2020-02-03 233 Обсуждений (0)
Общая характеристика понятий «спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации» 0.00 из 5.00 0 оценок




АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ

  ПСИХОЛОГИИ НА ВЫБОР СПОРТИВНОЙ

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ................................................................................... 5

§ 1. Общая характеристика понятий «спортивная ориентация»,

«спортивный отбор», «выбор спортивной специализации».....................5

§ 2. Предмет и задачи спортивной психологии. Основные направления

работы спортивного психолога.................................................................... 7

§ 3. Роль психологии в выборе спортивной специализации............................ 14

 

ВВЕДЕНИЕ

Подводя итоги развития спортивной психологии в ХХ веке можно утверждать, что спортивная психология утвердила себя как научная и практическая дисциплина в числе различных отраслей психологии. Более того, в ряде областей человеческой деятельности, например, деятельности в экстремальных условиях спортивная психология вышла на передовые позиции, внеся много новых теоретических и практических знаний в психологическую науку. Есть и еще ряд позиций, где спортивная психология занимает ведущее место. Так, в актив спортивной психологии можно отнести детально разработанную систему психодиагностики личности и психических состояний спортсмена, позволяющей выявлять сильные и слабые стороны спортсменов, делать прогноз эффективности их будущей деятельности в условиях тренировок и соревнований, что дает возможность вносить необходимые коррективы в процесс их подготовки. В этот же актив можно занести разнообразные методы психологических воздействий и управления психическим состоянием спортсменов (методы психической регуляции и саморегуляции), показавшие свою достаточную эффективность в регуляции психическим состоянием спортсменов в стресс-соревновательных ситуациях.

Практика спорта показывает, что недостаточная эффективность работы детско-юношеских спортивных школ и учебно-спортивных подразделений в большинстве случаев является следствием неправильного выбора ребенком вида спортивной деятельности для углубленных занятий. В результате происходит большой по количеству и длительный по времени отсев детей, вызванный отсутствием роста их индивидуальных спортивных достижений.
Ошибочный выбор вида спортивной деятельности травмирует психику ребят, приводит к большим потерям потенциального контингента занимающихся или к прекращению занятий вообще, не позволяет повысить качество спортивной подготовки значительной массы юных спортсменов.

Как известно, выбор каждым человеком вида спортивной деятельности, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.

Успешность ее проведения на начальных этапах спортивной подготовки во многом зависит от сформированной готовности к выбору вида спортивной деятельности. Поэтому она должна органично входить в структуру спортивной ориентации.

Несмотря на то, что различные аспекты спортивной ориентации широко освещены в научно-методической литературе такими авторами, как С. Г. Антонов, Н. Ж. Булгакова, В. М. Волков, В. П. Филин, Л. В. Волков, С. С. Грошенков, А. А. Гужаловский, Ю. Ф. Курамшин, Н. Е. Латышева, П. В. Осташев, Г. С. Туманян, В. П. Филин и др., в то же время недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется вопросам выбора спортивной специализации. В связи с этим данная проблема является весьма актуальной и представляет определенный интерес.

Цель исследования: изучить влияние психологии на выбор спортивной специализации.

Объект исследования: процесс выбора спортивной специализации.

Предмет: особенности влияния психологии на выбор спортивной специализации.

Задачи:

1. На основании теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятий спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации».

2. Изучитьпредмет, задачи спортивной психологии и основные направления работы спортивного психолога.

3. Выявить роль психологии в выборе спортивной специализации.

 

 

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИИ НА ВЫБОР СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Общая характеристика понятий «спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации»

Процесс формирования готовности к выбору спортивной специализации предусматривает анализ некоторых исходных понятий теории спортивной ориентации и отбора.

К ним, на наш взгляд, относятся такие понятия, как «спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор», «готовность», «готовность к выбору».

Понятия «спортивная ориентация» и «спортивный отбор» во многом сов- падают, но они не тождественны.

Под спортивным отбором, как правило, понимают раздел спортивной подготовки, включающий организованный поиск одаренных детей и молодежи, прогнозирование их спортивной пригодности и стимулирование систематических занятий спортом с целью достижения высших результатов [11, с.11].

Другое определение: спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования
(педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.)  [1, с.29].

Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Сущность термина «ориентация» раскрыта в Малой советской энциклопедии (1960) следующим образом: в переводе с французского orientation – направление на восток, с латинского oriens – восток, таким образом, ориентация – это направление во взглядах, в деятельности, либо умение выбрать направление, разобраться в обстановке.

В научно-методической литературе можно найти множество определений спортивной ориентации (Н. Попов, Н. Ж. Булгакова, С. В. Брянкин, В. Б. Шварц, С. В. Хрущев, Ю. Ф. Курамшин, В. М. Поповский и др.) [2; 8; 13]. Их изучение позволяет заключить, что суть спортивной ориентации состоит в том, чтобы помочь ребенку выбрать вид спортивной деятельности с учетом его интереса, склонностей, индивидуальных особенностей и объективных потребностей общества, лежащих в приобщении и привлечении большего числа детей к регулярным занятиям в спортивных секциях.

Исходя из этого, под спортивной ориентацией мы будем понимать ветвь социальной ориентации, направленной на оказание организованной помощи детям и молодежи в выборе предмета спортивной специализации с учетом их индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Таким образом, спортивная ориентация и спортивный отбор – самостоятельные виды социальной деятельности, преследующие свои специфические цели и использующие для их достижения соответствующие методы, средства и условия организации.

Небезынтересно определить и содержание понятия «выбор». Согласно словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова (1988),
«выбор» – это умение отобрать, извлечь, т.е. взять нужное, предпочитаемое из наличного.

В свете нашей проблемы выбор – это один из разделов спортивной ориентации, который предполагает планомерный и целенаправленный поиск предмета спортивной специализации с учетом желаний и возможностей личности.

Структура выбора вида спортивной деятельности по Н. Е. Латышевой представлена 3 компонентами, основываясь на концептуальной структурно-функциональной модели спортивной ориентации:

· выбор родственно-схожих видов спортивной деятельности;

· выбор отдельных видов спортивной деятельности;

· выбор конкретной специализации в отдельном виде спортивной
деятельности  [9, с.47].

Таким образом, для того, чтобы ребенок определил, каким видом спортивной деятельности ему заниматься, у него должно возникнуть состояние готовности к выбору спортивной специализации.

 



2020-02-03 233 Обсуждений (0)
Общая характеристика понятий «спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика понятий «спортивная ориентация», «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)