Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимопонимание и чуткость в отношениях как новая грань развития темы (М.Н. Карамзин «Бедная Лиза», А. С.Грин «Алые паруса»)



2020-02-03 505 Обсуждений (0)
Взаимопонимание и чуткость в отношениях как новая грань развития темы (М.Н. Карамзин «Бедная Лиза», А. С.Грин «Алые паруса») 0.00 из 5.00 0 оценок




Зачастую авторы в произведениях не только описывают трагедии, связанные с отношениями «отцов и детей», но и повествуют о чуткости, которую проявляют представители двух поколений. Тем самым писатели осваивают многогранность и необъятность темы.

Первое произведение, в котором тема получила такое звучание, повесть Карамзина «Бедная Лиза».

Карамзин в повести «Бедная Лиза» раскрывает тему, повествуя об отношениях матери и дочери, чей муж и отец умер, оставив все хозяйство на женщинах.

После наступления бедности Лиза понимала, что теперь она единственная кормилица, и нужно делать все для того, чтобы обеспечить себя и мать. Карамзин размышляет: «Одна Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве».

Между дочерью и матерью (которую автор не называет по имени) были доверительные отношения, что не может не говорить о взаимопонимании и чуткости. Автор также показывает в отрывке уроки жизни, которые давала старуха молодой девушке. Мать беспокоится о дочери, прося Бога защитить её : «Лиза, пришедши домой, рассказала, что с нею случилось. "Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек..." - "Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо, такой голос..." - "Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти"».

На протяжении всего произведения мы можем видеть заботу, беспокойство героев друг о друге, читаем об этом в их размышлениях: «Наконец Лиза вспомнила, что мать ее может об ней беспокоиться».

О неискренности Лизы с матерью мы можем узнать из эпизода в доме девушки после ночного свидания. Карамзин пишет так: «"Он меня любит!" - думала она и восхищалась сею мыслию. "Ах, матушка! - сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась. - Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле!»

Конфликт между крестьянкой и её дочерью возникает, когда дело касается свадьбы. Лиза, любя Эраста, не желает выходить замуж за другого, но в то же время понимает, каким ударом это будет для старухи-матери. « Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать? Да, мне жаль матушки; она плачет и говорит, что я не хочу ее спокойствия, что она будет мучиться при смерти, если не выдаст меня при себе замуж. Ах! Матушка не знает, что у меня есть такой милый друг!"

Развязка произведения печальна. Лиза погибает, бросившись в воду. Можно представить чувства матери, когда она узнала о страшном грехе Лизы. Старуха не смогла сдержать такого удара судьбы. «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела - глаза навек закрылись. Хижина опустела». Не будем забывать, что повесть Карамзина-произведение сентиментального направления, поэтому развязка может показаться несколько гиперболизированной. Однако похожий финал наблюдается и в реалистических произведениях, рассмотренных мной в данном разделе. Это подтверждает, что разрыв отношений «отцов и детей» часто заканчивается не только моральным ударом, но и физической смерть.

Более полное представление о доверии, чуткости и взаимопонимании между родителями и детьми можно получить, проанализировав произведение Александра Грина «Алые паруса».

Отношения «отцов и детей» зачастую зависят от того, сколько усилий прикладывают первые для воспитания наследников. Гармония ощущений приходит, если заниматься отроком с самого рождения, что подтверждает эпизод: «Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус».

Забота о ребенке - неотъемлемая часть на пути к взаимопониманию, особенно если забота связана с самопожертвованием, что мы и наблюдаем в эпизоде, где автор описывает жизнь маленькой Ассоль и её отца. «Лонгрен поехал в город, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе».

Мужское воспитание отличается от женского, особенно, когда речь идет о воспитании девочки, но главный герой феерии успешно справляется с ролью отца, о чем свидетельствуют слова автора: «Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки».

О трепетной любви Лонгрена к маленькой девочке свидетельствуют следующие строки: «Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на её нервное. Доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной застегнутого жилета или забавно напевала матросские песни».

На близкие отношения отца и дочери повлияло незавидное положение семьи в глазах окружающих. Отчуждение не только оставило след в душе девочки, но и лишило её друзей-сверстников, сделав единственным товарищем отца. «Случай с Меннерсом закрепил ранее неполное отчуждение. Став полным, оно вызвало прочную взаимную ненависть, тень которой пала и на Ассоль. Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей ее возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети в мире, вычеркнули раз - навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания. Совершилось это, разумеется, постепенно, путем внушения и окриков взрослых приобрело характер страшного запрета, а затем, усиленное пересудами и кривотолками, разрослось в детских умах страхом к дому матроса».

Привязанности Ассоль не было предела, она разделяла увлечения отца, любила слушать рассказы о кораблях и море : «Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник, когда отец, отставив банки с клейстером, инструменты и неоконченную работу, садился, сняв передник, отдохнуть, с трубкой в зубах, - забраться к нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивая об их назначении. Так начиналась своеобразная фантастическая лекция о жизни и людях - лекция, в которой, благодаря прежнему образу жизни Лонгрена, случайностям, случаю вообще, - диковинным, поразительным и необыкновенным событиям отводилось главное место».

Самым главным во взаимоотношениях отцов и детей является доверительность как возможность рассказать друг другу самое сокровенное, поделиться секретами, что автор нагялядно описывает во фрагменте: « - Ну, вот ... - сказала она, силясь овладеть дыханием, и ухватилась обеими руками за передник отца. - Слушай, что я тебе расскажу... На берегу, там, далеко, сидит волшебник... Она начала с волшебника и его интересного предсказания. Горячка мыслей мешала ей плавно передать происшествие. Далее шло описание наружности волшебника и - в обратном порядке - погоня за упущенной яхтой».

Одним из плодов отцовского кропотливого воспитания стал выбор дочерью будущего рода деятельности. У Ассоль было желание подражать папе. Окружающие знали об этом, поэтому рассказывали путникам: «Я, - говорит, - так хочу изловчиться, чтобы у меня на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу, отдают причал и честь-честью, точно живые, сядут на берегу закусывать».

Чувства отца Ассоль понимала как никто лучше, пропуская горе и счастье Маннерса через себя. Грин пишет: «Она была так огорчена, что сразу не могла говорить и только лишь после того, как по встревоженному лицу Лонгрена увидела, что он ожидает чего-то значительно худшего действительности, начала рассказывать, водя пальцем по стеклу окна, у которого стала, рассеянно наблюдая море».

Забота отца о дочери просматривается в каждой реплике Маннерса. Даже тогда, когда он размышляет о предстоящем морском путешествии: «Все это так, а жаль, право, жаль. Сумеешь ли ты прожить без меня время одного рейса? Немыслимо оставить тебя одну». Ещё один фрагмент, который рассказывает о беспримерной заботе и любви. Автор пишет: «Эту ночь он думал о будущем, о бедности, об Ассоль. Ему было крайне трудно покинуть ее даже на время; кроме того, он боялся воскресить утихшую боль».

Таким образом, Александр Грин вносит долю новаторства в разработку темы «отцов и детей», показывая новую грань взаимоотношений, основанную на доверии и любви друг к другу.

В отличие от Грина, Карамзин иначе заканчивает произведение. Повествуя о гибели матери и дочери, он вносит долю новаторства в разработку темы «отцов и детей». Различия в развязке связаны с особенностями литературных направлений, в которых творили авторы. Если Грин, писатель-романтик, повествующий об идеальных, безоблачных отношениях, то Карамзин, сентименталист, и более глубоко описывает чувства героинь.



2020-02-03 505 Обсуждений (0)
Взаимопонимание и чуткость в отношениях как новая грань развития темы (М.Н. Карамзин «Бедная Лиза», А. С.Грин «Алые паруса») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимопонимание и чуткость в отношениях как новая грань развития темы (М.Н. Карамзин «Бедная Лиза», А. С.Грин «Алые паруса»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)