Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мусульманская догматика



2020-02-03 178 Обсуждений (0)
Мусульманская догматика 0.00 из 5.00 0 оценок




              Основные догматы веры вытекают из содержания Корана. Термин «Ислам», применяющийся в названии третьей мировой религии, близок по значению двум другим встречающимся в тексте священной книги мусульман терминам: дин(религия как система ритуальной практики, являющаяся основой жизни исламской общины), иман (вера в истинность Аллаха и всего, что сообщил пророк Мухаммед) и ихсан (нравственная добродетель, совершенствование в искренности веры).

    Основных догматов ислама, или, как их называют, «корней, основ веры» - (усуль ад-дин) пять.

Первый – единобожие (таухид). В исламе таухид обозначает прежде всего призвание единственности Аллаха и категорическое отрицание  многобожия, что нашло отражение в формуле «нет Бога, кроме Аллаха». Аллах мыслится как единственный творец всего сущего, всеведущий и всемогущий. Учение о таухиде стало предметом углубленного исследования мусульманских теологов на протяжении столетий, получило различные трактовки.

    Второй догмат – вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха (адль), воздающего в равной мере как за добрые деяния, так и за предосудительные. Справедливость Аллаха считается высшей её формой, не доступной для понимания человека.

    Третий – признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него. По Корану, Мухаммеду предшествовали многочисленные древние пророки, первым из которых считается Адам. Среди пророков упоминаются Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Исхак, Исмаил, Якуб (Яков), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Йунус (Иона), Мусса (Моисей), Иса (Иисус) и др. Мухаммед – «печать пророков», последний в цепи пророков, которые проповедовали человечеству. В мусульманской догматике концепция пророчества занимает крайне важное место. Мухаммед, как и другие пророки, считается обыкновенным пророком и не может быть объектом обожествления.

    Четвёртый догмат – вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир (маад, или кийяма). Воскресение умерших и суд Аллаха над людьми, которым уготован ад или рай, были одной из главных тем проповедей Мухаммеда, изложенных в Коране. Эсхатологические представления также стали предметом детальной переработки в мусульманском предании. Согласно понятиям мусульман о потустороннем мире (ахира) – рае и аде, в день Страшного суда поступки людей будут взвешены на весах справедливости (аль-мизан), а сами люди должны в качестве испытания пройти по «тонкому, как волос, и острому, как лезвие меча», мосту (ас-сират). Праведники пройдут по этому мосту «с быстротой молнии», а грешникам суждено упасть с него в ад.

    Пятый догмат связан с учением об имамате-халифате. При всей незыблемости догматов ислама  их интерпретация менялась с течением времени и являлась предметом бурной полемики.

        

 § 4. 2. Мусульманская теология.

    Священные мусульманские книги подвергались различным толкованиям. Первыми богословами в исламе были мутазилиты (удаляющиеся), выступающие в V11 в. против ортодоксального ислама с позиций умеренного рационализма.

    Мутазилиты выступили против суеверий, связанных с традиционными народными верованиями. У них бог не наделён антропоморфными чертами, считается, что придание ему атрибутов нарушает строгость принципа единобожия. Бог, по учению мутазилитов, есть чистый дух, о котором можно лишь сказать: «Бог есть». Они отвергали учение о несотворённости Корана и утверждали, что Коран не может быть абсолютной истиной. «Всякие почести восхваления Корана, - говорили они, признак глупости». Мутазилиты выдвинули и принцип неограниченной свободы человеческой воли. «Человек – сам творец добра и зла, и Бог тут ни при чём».

    В Х в. в противовес мутазилитам возникло богословие, ставшее ортодоксальной доктриной ислама, - калам (слово, наука), сторонников которого называли мутакаллимами. Основатель калама аль-Ашари (873-935) выступил против учения мутазилитов, рассматривал разум как средство умозрительного познания Бога. Мутакаллимы приняли атомистику древних, но придали ей идеалистический характер. Аллах был наделён ими абсолютно свободной волей, непрерывно творящей и движущей каждый атом по своему произволу; любое явление рассматривалось ими как результат творческого акта Бога.

    Несмотря на то, что калам стал официальной мусульманской теологией, идеи мутазилитов имеют сторонников среди духовенства.

    Современные мусульманские теологи не только не отрицают роль разума в познании, но и отстаивают идею богоданности науки. Ислам рассматривается ими как союзник науки, а Коран – как вместилище всех знаний. Между наукой и религией, говорят богословы, нет противоречий, существуют лишь незначительные разногласия между теологами и учёными. Нетрудно заметить, что такое отношение к науке основывается на принципе гармонии веры и разума.

    Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм; кроме них существуют различные секты: исламаитов, ваххабитов, бехаитов и др. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло во второй половине V11 в. Большинство мусульман относится к суннизму, считающемуся ортодоксальным направлением. Сунниты опираются на Коран и Сунну. Шиизм распространяется ныне в Иране, Ираке и Йемене; группы шиитов имеются в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии. Незначительные группы шиитов имеются в Азербайджане и Таджикистане. Шииты толкуют Коран иносказательно, а в Сунне признают лишь те хадисы, которые связаны с именем четвёртого халифа, зятя Мухаммеда – Али, и его сторонников. Наряду с этим шииты имеют собственное «священное предание» - хабары, или ахбары. В отличие от суннитов шииты провозгласили принцип наследственной духовной власти. При этом законными наследниками Мухаммеда и соответственно имамами (духовными руководителями) считаются Али и его потомки. Согласно шиитской легенде, последний (двенадцатый) имам Мухаммед, убитый в конце 1Х в., в дейстительности не убит, а взят на небо живым. В день страшного суда он, «скрытый имам», спаситель (махди), явится, для того чтобы установить на земле равенство и справедливость. Кроме общих мусульманских праздников, шииты имеют свой – шахсей-вахсей – в память убитого в бою Хусейна, сына первого имама. Во время этого праздника совершались траурные шествия с самоистязанием участников. 

        

 

     



2020-02-03 178 Обсуждений (0)
Мусульманская догматика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мусульманская догматика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)