Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы осуществления экологической функции государства



2020-02-03 229 Обсуждений (0)
Формы осуществления экологической функции государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

- возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения [12].

Таким образом, экологическая функция государства выражается большей частью в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. [4]. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной cреды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания [16]. Следует отметить, что действия государства по дифференцированию и отбору интересов, подлежащих к переводу на охраняемый законом уровень, имеют во многом дискретный характер, что объясняется «неидеальностью» государства как механизма публичной власти, осуществляемой в интересах всего общества. Соответственно, общезначимые экологические интересы еще далеко не в должной степени отражаются государством в его политике и в законодательстве [11].  

Нормативно-правовые акты природоохранной деятельности имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность заключается в том, что правовые нормы данной отрасли, как было отмечено выше, имеют прописку в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

К этому следует добавить, что экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительные средства, государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения определенных корректив в экономическое развитие страны. Уже сегодня, например, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами выделяет «научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества». С учетом складывающиеся обстановки, возможно, в скором будущем придется сменить акценты в сторону повышения значимости экологических приоритетов [8].

Важным принципом охраны окружающей природной среды, как уже упоминалось, является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основным принципам относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей среды. Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан в сфере охраны окружающей природной среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения

Таким образом можно выделить следующие направления деятельности государства при выполнении экологической функции:

- Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных ве­ществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производствен­ной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоро­вье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

- Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государст­венных органов, разного рода инспекций по охране окружаю­щей природной среды, формы участия в этой деятельности об­щественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предпри­ятий, сооружений и иных объектов.

- Государство осуществляет меры, направленные на сохране­ние природной среды, рациональное использование и воспроиз­водство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Госу­дарство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных ра­бот, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и рас­тений.

- Государство осуществляет деятельность по выявлению и пре­сечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законо­дательства [3].

Особенно хочется отметить важную задачу государства – повышение уровня экологического сознания граждан. Это особенно актуально для нашей страны, в которой эффективность природоохранной деятельности государственных органов остается достаточно низкой и нам еще только предстоит совершенствовать механизмы выполнения экологической функции государства. Как показывает опыт других стран, формирование экологической политики государства зависит от деятельности общественных огранизаций [11].

Заключение

Одним из приоритетных направлений реализации экологической функции государства сегодня может считаться построение обоснованных экономических отношений между природопользователями, государством и обществом по поводу использования и охраны объектов окружающей среды. В основу таких отношений должен быть положен принцип обеспечения общественных экологических интересов при осуществлении природопользования, реализуемый посредством справедливого распределения выгод от соответствующей деятельности и возможно полной компенсации причиняемого при этом экологического вреда. Экологическая функция государства пересекается здесь с его функциями экономического характера и деятельностью в качестве не властвующего субъекта (собственника природных ресурсов), что неизбежно порождает противоречивость государственной политики. С целью обеспечения в подобных отношениях публичных экологических интересов государство в своей деятельности должно исходить из связанности конституционной обязанностью использовать природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Нельзя не согласиться с М.И. Васильевой, что в сфере государственной, а точнее – национальной экологической политики задача обеспечения публичных экологических интересов должна решаться посредством построения и последующей реализации системы экономических, политических, организационных, идеологических, а также правовых приоритетов. Главным правовым приоритетом может считаться предупреждение и наиболее полное возмещение экологического вреда. Приоритет в таком звучании не конкурирует с актуальными направлениями совершенствования законодательства, не претендует на изменение целей эколого-правового регулирования и государственной политики охраны окружающей среды, но обозначает пути их достижения, указывает точку приложения правового воздействия на отношения по охране окружающей среды [11].    

Список использованной литературы:

1. Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства». История государства и права, 2003, №5, 8-11.

2. Бошно С.В. Теория государства и права. М., 2005.

3. Теория государства и права: курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко, М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, М.: Юристъ, 2003.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник, М.: 2006.

6. Теория государства и права. Под ред.: Н.А. Катаев, В.В. Лазарев, Уфа, 1994.

7. Дзейтов С.А. Государство и экологическая безопасность (теоретико-правовой аспект): Автореф. Дис. … канд. Юрид. Наук. СПб, 1994. – Цитировано по: Мамонов В.В., Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42. 

8. Мамонов В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42. 

9. Теория государства и права. Под ред. Кутафина, М.: 1994.

10. Воеводин Л.Д. Статус личности в России, М.: 1999

11. Васильева М.И. Публичные экологические интересы: проблемы теории. Экологическое право, 2004, №4, 12-20.

12. Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (по разделам). Под ред. С.А. Боголюбова, Юридический дом «Юстицинформ», 2002.

13. Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды. Экологическое право, 2004, №1, 6-9.

14. Болотова А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России. Общественные науки и современность, 2002, №1.

15. Вербицкий В.В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности РФ: Автореф. Дис. Канд. Рид. Наук. М., 1999. – Цитировано по: Мамонов В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42. 

16. Мастушкин М.А., Административная реформа и государственное экологическое управление. Государственная служба, 2004, №4, 78-85.

17. Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам. Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54.

18. Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность». Правоведение, 2000, №1, 115-119.

19. Федеральный фонд учебных курсов. Правоведение. http://www.ido.edu.ru/ffec/juris/ju29.html#29-17



2020-02-03 229 Обсуждений (0)
Формы осуществления экологической функции государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы осуществления экологической функции государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)