Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Величина стоимости товара и факторы, ее определяющие



2020-02-03 250 Обсуждений (0)
Величина стоимости товара и факторы, ее определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции и методы

Методы экономической теории:

1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

3. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

5. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

 

 

2.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие: см рис. и таблицу.

 

 

 

Вывод: Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность.

Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов, избегая при этом разрушительной конфронтации, умножая точки согласия и сотрудничества между людьми.

 

 

Можно ещё вот так

Экономическая наука прошла длительный путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло ещё в 5-9-веках нашей эры. В древнем Китае, Индии, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами и направлениями, которые объединены задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляют предмет этого исследования.
Ксенофонт (древнегреческий философ 430-350 век до нашей эры) – он дал название науки “ ОЙКОС “ – дом, хозяйство, “ НОМОС “ – закон. Закон ведения домашнего хозяйства.
Аристотель (384-322 век до нашей эры) – противопостояние экономики, хрематистике, то есть предметом хрематистике было объявлено умение наживать состояние, делать деньги.
Антуан Монкретьен (1575-1621 года) “ Трактат политической экономики 1615 год “ и дал новое название “ политическая экономия “. Предметом изучения которой является изучение государства, хозяйства управляемого абсолютной монархией.
Адам Смитт (1723-1790 года) – автор “ исследования о природе и причинах богатства народов”. Предмет изучения – богатства нации и его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции

Карл Маркс

 

3.Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

Технологический выбор– это ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Допустим необходимо произвести два товара: пушки и масло. Допустим, что все необходимые ресурсы общества были направлены на производство масла 5 млн. килограмм.
Альтернатива ему пушки. Максимум 15000 штук.

пушки

масло

A, B, C, D, E, F – кривая производственных возможностей, которая показывает максимальный объём производства товара, при имеющихся ресурсов и заданных объёмов производства других товаров.
У – неполная загруженность производственных мощностей и имеются резервы для увеличения.
S – общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производства.

При абсолютном использовании всех ресурсов, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации.
С помощью кривой производственных возможностей можно сформировать тезис об альтернативности производства различных видов товарных групп в экономике в полной занятости. Форма графика показывает своеобразную ”цену” одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве другой товарной группы.
Сущность экономического закона возрастающих затрат состоит в том, что увеличение объёма одноимённой товарной группы, неизбежно возрастание затрат на единицу товара выраженных другой товарной группой.

 

4. Виды экономических систем . Критерии, типы , классификация

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

1. Формационный подход (К. Маркс):

· Первичная (архаичная) - первобытно-общинный и азиатский способы производства;

· Вторичная – основана на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

· Коммунистическая общественная формация.

2. Критерий характера связи в обществе между производством и потреблением (К. Бюхер):

· Замкнутое домашнее хозяйство (созданные блага потребляются в самом хозяйстве, без обмена);

· Городское хозяйство (непосредственный обмен, блага переходят из производящего хоз-ва в потребляющее);

· Народное хозяйство (блага на основе товарно-денежного обмена переходят через целый ряд хозяйств, прежде, чем поступят в потребление)

 

3.Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация экономических систем по двум признакам:

1. По форме собственности на средства производства;

2. По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают:

Традиционные системы – встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях – тормозит развитие общества.

Рыночная экономика – господствует частная собственность на средства производства. Гос-во не занимается распределением ре6сурсов, все решения принимаются рыночными субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике гос-во выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила «игры» и следит за их выполнением.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва.

Смешанная экономика – представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др.).

 

 

5. Основные категории товарного хозяйства : благо , товар, услуга

Товарное хозяйство – возникло как противоположность натуральному, в начале в форме обмена между общинами, этот обмен носил случайный характер.

Товарное производство – когда продукты создаются отдельными частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей нужна купля-продажа продуктов на рынке.

Ни один человек, ни одно существо не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства и вещи для удовлетворения потребностей – блага.

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Классификация благ:

1. Материальные блага имеют материальную форму и природу (естественные дары природы, продукты производства).

Нематериальные блага – не имеют материальной формы (здравоохранения, образование, искусство, кино, театр и т.д. ).

Различают две группы нематериальных благ:

Внутренние – даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух).

Внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).

2. Экономические блага – к ним относятся те блага, которые яв-ся объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить .

Неэкономические блага – предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природу «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Товар обладает двумя свойствами:

1. Способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

2. Способность к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления:

· Количество

· Натуральная форма

· Качество

Последнее – это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

 

 

· Услуги (в экономической теории) — товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно.

Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.

6. Величина стоимости товара и факторы её определяющие . Предельная полезность

Величина стоимости товара и факторы, ее определяющие

Величина стоимости товара определяется количеством затраченного труда. Единицей, с помощью которой можно определить количество труда, является время, но не индивидуальное (необходимое для изготовления товара на отдельном предприятии), а общественно-необходимое. Это время, необходимое для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно-нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Оно тяготеет к индивидуальному рабочему времени на тех предприятиях, где производится основная масса продукции. Формирование общественно-необходимых затрат происходит в процессе конкуренции.

Стоимость товара изменяется в зависимости от производительной силы труда.

Производительность труда – это количество продукции, которое производится за единицу рабочего времени. С ростом производительности труда в каждой единице продукции воплощается меньшее количество труда. Стоимость единицы продукции уменьшается, стоимость всей массы не изменяется.

Интенсивность труда – это затраты труда за единицу рабочего времени. Более интенсивный труд создает за единицу рабочего времени большую стоимость по сравнению с менее интенсивным.

Таким образом, величина стоимости прямо пропорциональна интенсивности труда и обратно пропорциональна производительности труда. Сложный труд – требует подготовки, простой – нет. Сложный труд создает за единицу времени большую стоимость, чем простой.

Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где Uфункция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Термин "предельная полезность" был введен в экономическую науку Фридрихом фон Визером(1851-1926).

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.[1]

 

 

7. Рынок: содержание, функции, хозяйственный механизм

Ры́нок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

К функциям рынка относятся:

1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

5. стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.



2020-02-03 250 Обсуждений (0)
Величина стоимости товара и факторы, ее определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Величина стоимости товара и факторы, ее определяющие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)