Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема формирования когнитивной модели



2020-02-03 171 Обсуждений (0)
Проблема формирования когнитивной модели 0.00 из 5.00 0 оценок




«Второй уровень концептуализации оснований познания» — это уровень, на котором исследователь (сообщество) осознает себя в качестве субъекта формирования когнитивной модели. Последняя из внешней детерминанты превращается в предмет и условие познавательного процесса. Отсюда всякое исследование, осуществляемое на этом методологическом уровне, является ориентированным на формирование, разработку и обоснование значимости теоретико-методологической системы координат, которая постоянно присутствует в фокусе познавательного процесса, хотя в том или ином контексте исследования может и не являться предметом последнего.

В сравнении с «третьим» данный методологический уровень характеризуется большей устойчивостью позиции исследователя. В связи с большей глубиной проработки ученым собственных оснований его теоретические построения становятся более последовательными, а отстаивание своей позиции приобретает более «непреклонный» характер. И связано это с тем, что «отказ» от той или иной позиции в данном случае — это не столько проблема выбора между существующими концепциями, сколько вопрос сохранения ученым собственной теоретико-методологической идентичности 6 .

Разработка исследователем когнитивной модели в контексте осознания себя в качестве субъекта ее формирования не только открывает перед ним больший горизонт познавательных возможностей, но и наделяет грузом ответственности за последовательное развитие исходных методологических принципов и обоснование значимости соответствующей позиции. Это, безусловно, делает его позицию более инертной, превращает исследователя в объект всевозможной критики, но в то же время придает значительно больший теоретико-методологический вес результатам его работы, поскольку именно конструирование когнитивных моделей делает возможным появление научных школ, традиций, векторов развития познавательного процесса — процесса, который осуществляется в пределах когнитивного горизонта той или иной модели познания. А это то, без чего не существует «третьего уровня», так как применять, кодифицировать можно только сформированную когнитивную модель. Этот процесс всегда вторичен, производен от процесса конструирования соответствующего эпистемологического образования 7 .

Особенностью осознания исследователем себя в качестве субъекта формирования когнитивной модели является то, что в условиях сосуществования различных концептуальных систем «прозрачна» для него только собственная система координат. Он идентифицирует ее в качестве целостного методологического образования, имея возможность работать с ее конфигурацией на метатеоретическом уровне. Причем, «поднимаясь» на уровень метатеоретической работы с системой координат, которая в данном случае становится структурой критериев, исследователь «видит» и другие когнитивные модели, проявленные в качестве самодостаточных абстрактно-логических структур. Но «видит» он их, исходя из собственных оснований. Это означает, во-первых, отсутствие возможности посмотреть на окружающий мир с позиции другой когнитивной модели 8 , во-вторых, восприятие послед-ней в качестве «конкурирующей» концептуальной системы и, в-третьих, рассмотрение «чужой» концептуальной системы с точки зрения ее соответствия собственным методологическим основаниям. И хотя обоснование доминантности собственной когнитивной модели как «привилегированной» по отношению к другим проявляется в разных формах у различных исследователей (на данном методологическом уровне), суть от этого не меняется. Формируя когнитивную модель, исследователь осваивает окружающий мир, и он просто не может исходить при этом из ложности своих оснований или их вероятностного характера.

Опровержимыми, имеющими вероятностный характер могут быть результаты исследования, осуществляемого на основе подобных принципов, но не сама система координат. В формате конституирования методологических принципов последней вопрос об истинности вообще не ставится, так как его актуализация требует содержания, которое проявляется «внутри» подобной системы координат 9 . Когнитивная модель — это не интерпретация действительности, а структура, опосредующая концептуализацию окружающего мира. Отсюда, формируя ее, исследователь озабочен не доказательством истинности последней в смысле соответствия окружающему миру. Проблемой здесь является не стремление к «истине-соответствию», поскольку для поиска подобного соответствия не существует «аналогов», но обеспечение когерентности когнитивной модели и ее самодостаточности в качестве структуры критериев.

Ученый, работающий на втором методологическом уровне, занимается конструированием и проработкой когнитивной модели в качестве самодостаточной системы координат, которая как таковая безотносительна к другим когнитивным моделям (с точки зрения данного уровня концептуализации оснований). Это означает, что, будучи системой координат, осознаваемой на данном методологическом уровне, она не соприкасается с другими когнитивными моделями как таковыми. Невозможно, находясь в пределах одной когнитивной модели, идентифицировать другую в качестве целостной, самодостаточной системы координат 10 . А выйти за пределы собственной когнитивной модели (не «дистанцироваться» в ходе проявления метатеоретической перспективы, сохраняя при этом собственную позицию на «базовом» уровне концептуальной системы, а выйти за пределы последней), не лишившись теоретико-методологической идентичности, на этом методологическом уровне невозможно.

Как следствие, «взаимодействие» когнитивных моделей принимает здесь опосредованный характер конкуренции «научно-исследовательских программ». В этом смысле формирование когнитивной модели представляет собой не только разработку методологического каркаса и его концептуальное развертывание в виде системы эпистемологических принципов и онтологических представлений. Этот процесс также предполагает «доказательство» практической значимости (не истинности, а именно значимости) когнитивной модели. И только на этом этапе становится возможным (и необходимым) обращение исследователя к содержательным проекциям или теоретико-методологическим фрагментам других когнитивных моделей. А это объясняет его ориентацию на обоснование доминантности собственных представлений и оценку теоретических построений других исследователей исключительно с точки зрения соответствия их выводов его собственным методологическим предпосылкам 11 . Это, конечно, не означает, что данный процесс исключает возможность развития субъектом познания своих представлений в ходе «опредмечивания» методологических предпосылок в виде научной теории (философской концепции), но предполагает, что осуществление названного процесса ориентировано на усиление когерентности собственной концептуальной системы, с одной стороны, и поиск путей расширения объяснительных возможностей опосредованных ею теоретических построений — с другой 12 .

Итак, формируемые на втором методологическом уровне когнитивные модели существуют и в то же время трактуются с точки зрения исследователя, осознающего себя в качестве субъекта их формирования, в виде взаимоисключающих когнитивных структур по принципу доминирования разрабатываемой данным субъектом системы координат. А это делает актуальной тему взаимодействия когнитивных моделей и связанные с ней проблемы преемственности научного знания, институционализации познавательного процесса и в конечном счете взаимодействия исследователей в условиях множественности имеющих равное право на существование когнитивных моделей.



2020-02-03 171 Обсуждений (0)
Проблема формирования когнитивной модели 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема формирования когнитивной модели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)