Карта характеристики уровней коммуникативной компетентности родителей
Для практического применения карты были подобраны и проведены диагностические методики: 1) анкета для родителей, позволяющая получить общие сведения о ребенке и его семье, знаниях родителей об особенностях, интересах и проблемах ребенка, связанных с его нарушением, а также об особенностях воспитания ребенка в семье [126]; 2) анкета для родителей «Общение в семье» направленная на изучение особенностей контактов родителей с ребенком [126]; 3) тест «Мой ребенок», позволяющий оценить тип родительской позиции по отношению к ребенку [63,64]; 4) наблюдение за взаимодействием родителей и ребенка, позволяющее с помощью фиксации сведений о частоте и характере их вербальных и невербальных контактов в естественных условиях, выявить особенности коммуникативного поведения родителей, способов общения с детьми, контроля, используемых методов воспитания ребенка. С помощью данных методик мы получили достаточное количество сведений о родителях, семьях и взаимоотношениях в них детей и взрослых. Как показали результаты анкетирования родителей по качественному составу, значительный интерес к эксперименту проявили, в основном, мамы. Мы объясняем это рядом причин: во-первых, количество неполных семей, в которых мама одна воспитывает детей, составило 35,0% от общего числа исследуемых семей, во-вторых, больше времени воспитанию детей дошкольного возраста уделяют мамы (87,0% исследуемой группы), кроме того, женщины по своей социальной природе, как отмечают психологи, более активны. По возрасту родителей можно разделить по группам: от 25 до 30 лет (12,5%), от 30 до 35 лет (82,5%) и после 35 лет (5,0%). Большинство родителей имеют высшее образование (59,0%) и среднее специальное (31,0%), то есть это взрослые, состоявшиеся люди, имеющие профессию и сформировавшиеся жизненные позиции. В большинстве изучаемых семей (52,5%) по одному ребенку, по два ребенка и более имеют значительно меньшее количество семей (37,5% и 10% соответственно). С помощью анкеты (второй и третей части) нам удалось выявить наличие предпосылок к межличностным конфликтам внутри семьи в отношениях родителей и детей. Полученные результаты показали, что в 14% исследуемых семей нет предпосылок к межличностным конфликтам родителей с детьми; в 36,0% имеются предпосылки и появления, которые могут привести к неблагоприятным межличностным отношениям; в 50,0 % семей обнаружилось наличие конфликтов. Контакты родителей с детьми мы изучили с помощью анкеты «Общение в семье». На предложенные вопросы анкеты родители должны были дать определенный ответ, который оценивался следующим образом: да - 3 балла, иногда - 2 балла, нет - 1 балл. В результате каждый родитель получил определенное количество баллов, попадая в одну из трех групп с характерными отношениями с ребенком: 1) 45 - 30 баллов - очень благополучные, многосторонние и насыщенные отношения с ребенком; 2) 29 - 15 баллов - отношения ребенка с родителями в основном можно считать, удовлетворительными, но не достаточно многосторонними; 3) 14 и менее баллов - контакты с ребенком явно недостаточны, необходимо срочно принимать меры для улучшения. Так, по результатам анкетирования в первую группу попали 12,0 % исследуемых родителей, они участвуют во всех сферах деятельности ребенка и стараются проводить с ним больше времени, строить с ребенком уже в дошкольном возрасте доверительные отношения. Во вторую группу вошли родители (49,0%) которые стараются построить оптимальные отношения с ребенком, но в силу различных обстоятельств не всегда умеют гибко реагировать на его поступки, их контакты с ребенком недостаточны, что бы полностью удовлетворить его потребность в общении. В третью группу вошли родители (39,0%), у которых явно недостаточно контактов с детьми или они носят формальный характер. Для оценки типа родительской позиции по отношению к ребенку нами был проведен тест «Мой ребенок», состоящий из вопросов, по каждому из которых были предложены 4 варианта ответов, выражающих следующие типы родительской позиции: 1) конструктивная (принятие проблемы, выработаны позитивные установки по отношению к своему ребенку, позволяющие родителям формировать у него навыки адаптивного поведения); 2) акцентуация с авторитарным стилем воспитания (усиленный контроль и подавление активности ребенка постоянным руководством всех его действий, отсутствие гибкости, категоричность в оценках, требование безоговорочного послушания, навязывание своей воли); 3) акцентуация с тенденциями потворствующей гиперопеки (стремление к симбиозу, стремление удовлетворить все потребности ребенка, оградить от трудностей и неприятностей; такие родители не предоставляют ребенку самостоятельности, проявляя повышенную тревогу за него); 4) негативизм, эмоциональное отчуждение (игнорирование проблем ребенка, связанных с особенностями развития, жестокое обращение и эмоциональное отвержение). Заполненный бланк ответов демонстрирует преобладающий тип позиции родителей по отношению к ребенку. Так, конструктивная позиция является преобладающей лишь у 17% родителей. Авторитарная позиция свойственна 27% родителей. Акцентуация с тенденциями потворствующей гиперопеки - 36%. В случае если трудно выделить преобладание какой-либо позиции, отношение к ребенку характеризуется как противоречивое, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением (20% родителей). Полученные с помощью теста и анкет сведения были дополнены оценками педагогов, работающих с детьми и родителями. Также результаты диагностики родителей соотносились с рисуночным тестом детей. В рамках нашего исследования было организовано открытое наблюдение за взаимодействием родителей с детьми в процессе общения и взаимодействия, которое осуществлялось воспитателями и педагогами. Наблюдение педагогов позволяет выявить особенности коммуникативного поведения родителей и детей. Наблюдение и фиксация сведений о частоте и характере их контактов с близкими взрослыми проводились, когда родители приводили детей в группу, забирали домой, а также во время посещения родителями утренников и других мероприятий. Наблюдение проводилось целенаправленно, периодически, с фиксированием его результатов в виде протокола. Критерии и показатели качественного анализа результатов наблюдения за поведением родителей и детей в коммуникативных ситуациях: 1. Эмоциональная близость родителей и детей: - понимание, принятие ребенка, близкая душевная связь; - есть эмоциональная близость, но присутствует и подавление ребенка, отсутствие принятия его как самодостаточной личности; - снисходительное равнодушие, раздражение, может быть восхищение либо отсутствие эмоциональной близости. 2. Способы и особенности организации взаимодействия: - родитель организует взаимодействие с ребенком как с равноценным партнером, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, использует методы побуждения к действиям (активное слушание, высказывания, эмоциональное поглаживание, развивающая оценка и др.) - не уделяет внимания формированию самостоятельности ребенка, использует авторитарные методы, направленные на следование образцу, «делай, как я сказал!» (наставления, требования, нотации, запреты); - позиции родителя и ребенка обособлены, спонтанное, ситуативное использование методов взаимодействия либо вовсе не организует взаимодействие с ребенком. 3. Знание о трудностях ребенка, связанных с дефектом: - учитывая особенности ребенка, в том числе и связанные с нарушением зрения, оказывают поддерживающую помощь; - заставляют преодолевать трудности, во что бы то ни стало, игнорируя дефект; - сами выполняют за ребенка все действия, в которых он затрудняется, либо игнорируют трудности ребенка, в том числе и связанные с нарушением зрения. 4. Тип контроля: - сочетание доверия к ребенку с поддерживающим контролем; - жесткий контроль за поведением ребенка; - слабый контроль, либо контроль отсутствует. В результате качественного и количественного анализа полученных данных были определены уровни коммуникативной компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения. Количественные данные приведены в табл.2. Из представленной таблицы видно, что лишь 29,0 % опытно-поисковой группы и 27,0 % контрольной имеют высокий уровень психолого-педагогической и коммуникативной компетенции, который характеризуется как событийная общность. Такие родители анализируют себя как организатора взаимодействия с ребенком, а психологический климат в семье - как источник затруднений взаимодействия. Причины затруднений видят, прежде всего, в себе. Считают необходимым развивать самостоятельность и индивидуальность ребенка, корригируя недостатки, связанные с нарушением зрения. Определяют свою роль в формировании социализации ребенка как ведущую. Положительно относятся к ребенку, принимают его таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, воспринимая как равноценного партнера в деятельности. Знают об особенностях и трудностях ребенка, связанных с нарушением зрения. Много читают педагогической и специальной литературы о воспитании и развитии ребенка. Посещают центры дополнительного образования. Трудности связанные с дефектом считают преодолимыми, поощряют самостоятельный поиск ребенком обходных путей. Саморазвитие ребенка рассматривают как средство преодоления трудностей, направляя при этом его активность, поощряя инициативу. Организуя взаимодействие, управляют процессами отождествления и обособления. Используют методы, побуждающие к действию (активное слушание, я – высказывания, эмоциональное поглаживание, личный пример). Во взаимоотношениях присутствует близкая душевная связь. Доверие к ребенку сочетают с разумным поддерживающим контролем. Стиль взаимодействия с ребенком – сотрудничество. Таблица 2
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |