Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Карта характеристики уровней коммуникативной компетентности родителей



2020-02-03 159 Обсуждений (0)
Карта характеристики уровней коммуникативной компетентности родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеристика общности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Вид общности

Основные компоненты общности Признаки общности Параметры общности Событийная общность

Симбиотическая общность

Формальная общность

1 2 3 4

5

6

Позиция «Я-родитель» Самоанализ Особенности рефлексии причин затруднений во взаимоотношениях с ребенком Анализируют себя как организатора взаимодействия с ребенком, психологический климат в семье – как источник затруднений. Причины затруднений видят, прежде всего, в себе

Анализируют преимущественно поведение ребенка и результаты его деятельности. Причины затруднений взаимодействия видят, прежде всего, в особенностях ребенка.

Анализ ребенка ситуативен, преимущественно в конфликтных ситуациях. Причины затруднений видят в ребенке и его дефекте, временных или материальных факторах.

Цель воспитания Образ ребенка в будущем Характеристика личности ребенка и своей роли в ее развитии Считают необходимым развивать самостоятельность, индивидуальность ребенка, корригировать имеющиеся недостатки. Определяют и свою роль как значимую в социализации ребенка.

Не ставят цели развития самодостаточной, самостоятельной личности.

Формальная цель, т.е. признают необходимость социализации ребенка, его развития, но не придают значения своей роли в формировании личности ребенка и коррекции недостатком его развития.

Статус ребенка в семье Эмоциональное отношение к ребенку Принятие-отвержение ребенка Положительно относится к ребенку, принимает его таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, воспринимает как равноценного партнера в деятельности.

Положительно относится к ребенку, но считает его возможности ограниченными вследствие нарушения зрения, не доверяет ему, видит его маленьким, немошным, жалеет, постоянно опекает, наставляет.

Ситуативен в своих проявлениях. Колебания от положительного до отрицательного отношения. Иногда раздражение, досада, злость, безразличие. Игнорирует дефект или акцентирует на нем внимание.

               

 

Отношение к неудачам ребенка Оценка родителями успехов, неудач ребенка и его способностей Верит в ребенка, неудачи считает преодолимыми. Саморазвитие ребенка рассматривает как средство преодоления трудностей, в том числе и связанных с нарушением зрения Верит в будущее ребенка, но считает, что избежать неудач поможет опека родителей. Стремится обезопасить ребенка, предупредить неудачи. Преувеличивает способности и возможности ребенка, неоправданно восхищается им или сомневается в его способностях. Может считать неудачником, низко оценивая его способности, игнорируя нарушение или акцентируя на нем внимание.

Способы общения сребенком

Способы и методы организации взаимодействия Умение управлять процессами взаимодействия Организует взаимодействие как с равноценным партнером, управляет процессами отождествления и обособления (поощряет самостоятельность и инициативу ребенка). Использует методы, побуждающие к действию (активное слушанье, я- высказывания, эмоциональное поглаживание, личный пример и др.) Организует взаимодействие, в котором преобладает процесс отождествления. Не уделяет внимания формированию самостоятельности ребенка. Использует авторитарные методы, направленные на следование образцу (наставления, требования, нотации, запреты и др.) Редко организует совместную деятельность. Позиции родителя и ребенка обособленны. Спонтанное ситуативное использование методов.
Позиция родителя и ребенка в общении Характер эмоционального контакта родителя и ребенка Понимание, принятие, признание ребенка. Близкая душевная связь Эмоциональная близость, но и подавление ребенка, отсутствие принятия его как самодостаточной личности Равнодушие, раздражение, может восхищение, отсутствие эмоциональной близости
Контроль Тип контроля Сочетание доверия к ребенку с разумным поддерживающим контролем Жесткий контроль за поведением ребенка Слабый контроль либо отсутствие контроля
стиль взаимодействия

Совокупность всех показателей и критериев

Сотрудничество Диктат, гиперопека Конфронтация, отвержение, сосуществование рядом, но не вместе

Для практического применения карты были подобраны и проведены диагностические методики:

1) анкета для родителей, позволяющая получить общие сведения о ребенке и его семье, знаниях родителей об особенностях, интересах и проблемах ребенка, связанных с его нарушением, а также об особенностях воспитания ребенка в семье [126];

2) анкета для родителей «Общение в семье» направленная на изучение особенностей контактов родителей с ребенком [126];

3) тест «Мой ребенок», позволяющий оценить тип родительской позиции по отношению к ребенку [63,64];

4) наблюдение за взаимодействием родителей и ребенка, позволяющее с помощью фиксации сведений о частоте и характере их вербальных и невербальных контактов в естественных условиях, выявить особенности коммуникативного поведения родителей, способов общения с детьми, контроля, используемых методов воспитания ребенка.

    С помощью данных методик мы получили достаточное количество сведений о родителях, семьях и взаимоотношениях в них детей и взрослых.

    Как показали результаты анкетирования родителей по качественному составу, значительный интерес к эксперименту проявили, в основном, мамы. Мы объясняем это рядом причин: во-первых, количество неполных семей, в которых мама одна воспитывает детей, составило 35,0% от общего числа исследуемых семей, во-вторых, больше времени воспитанию детей дошкольного возраста уделяют мамы (87,0% исследуемой группы), кроме того, женщины по своей социальной природе, как отмечают психологи, более активны.

    По возрасту родителей можно разделить по группам: от 25 до 30 лет (12,5%), от 30 до 35 лет (82,5%) и после 35 лет (5,0%).

    Большинство родителей имеют высшее образование (59,0%) и среднее специальное (31,0%), то есть это взрослые, состоявшиеся люди, имеющие профессию и сформировавшиеся жизненные позиции.

    В большинстве изучаемых семей (52,5%) по одному ребенку, по два ребенка и более имеют значительно меньшее количество семей (37,5% и 10% соответственно).

    С помощью анкеты (второй и третей части) нам удалось выявить наличие предпосылок к межличностным конфликтам внутри семьи в отношениях родителей и детей.

    Полученные результаты показали, что в 14% исследуемых семей нет предпосылок к межличностным конфликтам родителей с детьми; в 36,0% имеются предпосылки и появления, которые могут привести к неблагоприятным межличностным отношениям; в 50,0 % семей обнаружилось наличие конфликтов.

Контакты родителей с детьми мы изучили с помощью анкеты «Общение в семье». На предложенные вопросы анкеты родители должны были дать определенный ответ, который оценивался следующим образом: да - 3 балла, иногда - 2 балла, нет - 1 балл.

В результате каждый родитель получил определенное количество баллов, попадая в одну из трех групп с характерными отношениями с ребенком:

1) 45 - 30 баллов - очень благополучные, многосторонние и насыщенные отношения с ребенком;

2) 29 - 15 баллов - отношения ребенка с родителями в основном можно считать, удовлетворительными, но не достаточно многосторонними;

3) 14 и менее баллов - контакты с ребенком явно недостаточны, необходимо срочно принимать меры для улучшения.

Так, по результатам анкетирования в первую группу попали 12,0 % исследуемых родителей, они участвуют во всех сферах деятельности ребенка

и стараются проводить с ним больше времени, строить с ребенком уже в дошкольном возрасте доверительные отношения.

Во вторую группу вошли родители (49,0%) которые стараются построить оптимальные отношения с ребенком, но в силу различных обстоятельств не всегда умеют гибко реагировать на его поступки, их контакты с ребенком недостаточны, что бы полностью удовлетворить его потребность в общении.

В третью группу вошли родители (39,0%), у которых явно недостаточно контактов с детьми или они носят формальный характер.

Для оценки типа родительской позиции по отношению к ребенку нами был проведен тест «Мой ребенок», состоящий из вопросов, по каждому из которых были предложены 4 варианта ответов, выражающих следующие типы родительской позиции:

1) конструктивная (принятие проблемы, выработаны позитивные установки по отношению к своему ребенку, позволяющие родителям формировать у него навыки адаптивного поведения);

2) акцентуация с авторитарным стилем воспитания (усиленный контроль и подавление активности ребенка постоянным руководством всех его действий, отсутствие гибкости, категоричность в оценках, требование безоговорочного послушания, навязывание своей воли);

3) акцентуация с тенденциями потворствующей гиперопеки (стремление к симбиозу, стремление удовлетворить все потребности ребенка, оградить от трудностей и неприятностей; такие родители не предоставляют ребенку самостоятельности, проявляя повышенную тревогу за него);

4) негативизм, эмоциональное отчуждение (игнорирование проблем ребенка, связанных с особенностями развития, жестокое обращение и эмоциональное отвержение).

Заполненный бланк ответов демонстрирует преобладающий тип позиции родителей по отношению к ребенку. 

Так, конструктивная позиция является преобладающей лишь у 17% родителей. Авторитарная позиция свойственна 27% родителей. Акцентуация с тенденциями потворствующей гиперопеки - 36%. В случае если трудно выделить преобладание какой-либо позиции, отношение к ребенку характеризуется как противоречивое, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением (20% родителей).

Полученные с помощью теста и анкет сведения были дополнены оценками педагогов, работающих с детьми и родителями. Также результаты диагностики родителей соотносились с рисуночным тестом детей.


В рамках нашего исследования было организовано открытое наблюдение за взаимодействием родителей с детьми в процессе общения и взаимодействия, которое осуществлялось воспитателями и педагогами.

Наблюдение педагогов позволяет выявить особенности коммуникативного поведения родителей и детей. Наблюдение и фиксация сведений о частоте и характере их контактов с близкими взрослыми проводились, когда родители приводили детей в группу, забирали домой, а также во время посещения родителями утренников и других мероприятий.

Наблюдение проводилось целенаправленно, периодически, с фиксированием его результатов в виде протокола.

Критерии и показатели качественного анализа результатов наблюдения за поведением родителей и детей в коммуникативных ситуациях:

1.    Эмоциональная близость родителей и детей:

- понимание, принятие ребенка, близкая душевная связь;

- есть эмоциональная близость, но присутствует и подавление ребенка, отсутствие принятия его как самодостаточной личности;

- снисходительное равнодушие, раздражение, может быть восхищение либо отсутствие эмоциональной близости.

2.    Способы и особенности организации взаимодействия:

- родитель организует взаимодействие с ребенком как с равноценным партнером, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, использует методы побуждения к действиям (активное слушание, высказывания, эмоциональное поглаживание, развивающая оценка и др.)

- не уделяет внимания формированию самостоятельности ребенка, использует авторитарные методы, направленные на следование образцу, «делай, как я сказал!» (наставления, требования, нотации, запреты);

- позиции родителя и ребенка обособлены, спонтанное, ситуативное использование методов взаимодействия либо вовсе не организует взаимодействие с ребенком.

3.    Знание о трудностях ребенка, связанных с дефектом:

- учитывая особенности ребенка, в том числе и связанные с нарушением зрения, оказывают поддерживающую помощь;

- заставляют преодолевать трудности, во что бы то ни стало, игнорируя дефект;

- сами выполняют за ребенка все действия, в которых он затрудняется, либо игнорируют трудности ребенка, в том числе и связанные с нарушением зрения.

4. Тип контроля:

- сочетание доверия к ребенку с поддерживающим контролем;

- жесткий контроль за поведением ребенка;

- слабый контроль, либо контроль отсутствует.

В результате качественного и количественного анализа полученных данных были определены уровни коммуникативной компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения. Количественные данные приведены в табл.2.

Из представленной таблицы видно, что лишь 29,0 % опытно-поисковой группы и 27,0 % контрольной имеют высокий уровень психолого-педагогической и коммуникативной компетенции, который характеризуется как событийная общность. Такие родители анализируют себя как организатора взаимодействия с ребенком, а психологический климат в семье - как источник затруднений взаимодействия. Причины затруднений видят, прежде всего, в себе. Считают необходимым развивать самостоятельность и индивидуальность ребенка, корригируя недостатки, связанные с нарушением зрения. Определяют свою роль в формировании социализации ребенка как ведущую. Положительно относятся к ребенку, принимают его таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, воспринимая как равноценного партнера в деятельности. Знают об особенностях и трудностях ребенка, связанных с нарушением зрения. Много читают педагогической и специальной литературы о воспитании и развитии ребенка. Посещают центры дополнительного образования. Трудности связанные с дефектом считают преодолимыми, поощряют самостоятельный поиск ребенком обходных путей. Саморазвитие ребенка рассматривают как средство преодоления трудностей, направляя при этом его активность, поощряя инициативу. Организуя взаимодействие, управляют процессами отождествления и обособления. Используют методы, побуждающие к действию (активное слушание, я – высказывания, эмоциональное поглаживание, личный пример). Во взаимоотношениях присутствует близкая душевная связь. Доверие к ребенку сочетают с разумным поддерживающим контролем. Стиль взаимодействия с ребенком – сотрудничество.

Таблица 2



2020-02-03 159 Обсуждений (0)
Карта характеристики уровней коммуникативной компетентности родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Карта характеристики уровней коммуникативной компетентности родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)