Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семья, как фактор развития.



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Семья, как фактор развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 1. Теоретическое исследование проблемы брачно-семейных отношений в семья с детьми- инвалидами

 

Семья, как фактор развития.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (Голод С.И., 1998).

По определению И. А. Антонова (1998), семья – основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами   супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Современные авторы видят в семье более сложную систему отношений, которая объединяет не только супругов и их детей, но также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (Силяева Е.Г., 2002).

Представления о семье как системе получили свое развитие в 50-х годах ХХ века (Jackson D.D., 1965). Согласно данной теории, семья – открытая, живая, развивающаяся система, функционирующая благодаря взаимосвязанному взаимодействию двух законов: закона поддержания гомеостаза и закона отклонения от гомеостаза.

Основоположники системного подхода (М.Боуэн, С.Минухин, В.Сатир, К.Витакер) рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, для которой характерны следующие признаки:

· система как целое больше, чем сумма ее частей;

· что-либо, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри системы;

· расстройство или изменение в состоянии одной части отражается в изменении других частей и системы в целом. (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).

С практической точки зрения, выделяют четыре уровня семейного функционирования – индивидуальный (отдельный член семьи), микросистемный (нуклеарная семья), макросистемный (расширенная семья), мегасистемный (семья и социальное окружение) (Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А. Велента Т.Ф., 2006).

Каждый из членов семьи является составной частью системы (подсистемой), выполняя определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции. Изменение поведения любого из членов семьи влияют на нее и другие, входящие в нее подсистемы, и одновременно испытывают воздействие с их стороны.

Большой вклад в понимание проблемы отношений внесли известные отечественные психологи: В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Н.Н. Обозов. В.Н. Мясищев (2003) определяет личность как систему отношений индивида с окружающей средой, как целостную, организованную систему связей с реальной действительностью.

Рассматривая проблему отношений личности, Б.Г. Ананьев (2000) показал важность категории общения среди других детерминант, определяющих развитие психики человека. Он подчеркивал, что в своем повседневном бытии человек связан с другими людьми, среди которых наиболее значимыми являются родители и близкие родственники ребенка, то есть его семья.

В настоящее время психологическая наука обладает данными о тех психологических параметрах семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных качеств в данной среде (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, и др.).

Ивлева Т.Г. (2003) в своей работе выделила те условия, которыми должна обладать развивающаяся семейная среда: особенности семейного общения, его содержание, его эмоциональная окраска, интенсивность взаимодействия с внесемейным общением. В развивающей семейной среде взаимодействие взрослых и детей должно строится на основе равных ценностей, взаимного уважения, сотрудничества. Детско-родительские отношения должные содержать эмпатическое понимание, искренность проявления эмоций, адекватное восприятие возможностей ребенка.

В. Сатир (1999) также указывала на важную роль эмоционального климата семьи и целесообразность осознания эмоциональных проявлений ее членами в процессе коммуникации. Неполноценные эмоциональные контакты между родителями и детьми пагубно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка, но и на его психическом развитии.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что безразличие родителей в силку нежелания или каких-либо других причин, не удовлетворяющих стремления ребенка к общению, депривации различного типа (неполноценные эмоциональные контакты между детьми и родителями, материнская депривация, авторитарность родителей, конфликтность между матерью и отцом, развод родителей) неизбежно негативно отражаются на личности ребенка (А.И. Захаров, В.Н. Мясищев. А.С. Спиваковская, Э.Г. Эдемиллер, Р.Ж. Муамедрахимов, Mair и др.).

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. Семья в данном случае является одним из таки наиболее подходящих для этих целей окружений. Именно здесь происходит закладывание будущих основ и навыков, необходимых для успешного существования человека в окружающем мире. Она определяет отношение ребенка к себе и другим людям, формирует образ его «Я» и те возможные предпосылки для физических, эмоциональных и познавательных способностей, которые в будущем будут характеризовать его как неповторимую личность (Mair T., Thorlansdottir E, 2004).

Большое значение для гармонического развития ребенка имеют и отношения, сложившиеся между супругами, являющимися не только образцом поведения, перенимаемым для построения отношений в собственной семье, но и как основополагающими в создании той атмосферы, в которой растет ребенок. Кемпбелл считает, что взаимоотношения между супругами по важности перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. «То, насколько подлинные душевные узы связывают родителей и детей, и то, как ребенок ощущает свое место в мире и свою безопасность, зависит от глубины и искренности отношений, которые сложились между мужем и женой» (Кемпбелл Росс, 1990).

Г.Т. Хоментаускас (1989) также подчеркивает то влияние, которое оказывают отношения между мужем и женой на развитие личности ребенка. «Осмысляя происходящее вокруг, ребенок видит не только то, что родители ему демонстрируют, но и чувствует то, что наверняка хотели бы скрыть».

Таким образом, вся организационная сфера семейных взаимоотношений, по представлению ряда авторов, оказывается развернутой в многомерном пространстве. В этом пространстве с одной стороны расположены характерологические особенности родителей, с другой – индивидуальные характеристики ребенка, с третьей – предъявляемые к ним требования и ожидания со стороны окружающих, с четвертой – предъявляемые требования друг к другу, а также многое другое, индивидуально относящееся к каждой конкретной семье (Скворцов И.А., Осипенко Т.Н. и др., 1995). Их совместное действие, в конечном счете, формирует личность ребенка, его отношение к себе и своему окружению.

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. (Бодалев А.А., Столин В.В., 1989). В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка.



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Семья, как фактор развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семья, как фактор развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)