Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ финансовых результатов



2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ прибыли

 

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, расчет абсолютных отклонений).

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет удельных весов).

3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

4. Исследования влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение по формуле (3.1.) [20]:

 

П =     П1 – П0,    (3.1.)

 

где

П0 – прибыль базисного периода,

П1 – прибыль отчетного периода,

     П – изменение прибыли.

Например, абсолютное отклонение выручки от реализации продукции (работ, услуг) в отчетном году составило – 103258 тыс. руб. (260223 – 156965), что свидетельствует об ее сокращении в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

2. Темп роста (Т) находится по формуле (3.2.):

 


              П1

Т=         х 100% (3.2.)

              П0

 

Темпы роста выручки от реализации составил 165.78% (260223: 156965), что также свидетельствует о снижении выручки в отчетном году.

3. Уровень каждого показателя в выручке от реализации (в%) находится по формуле (3.3.):

 

Уровень каждого             Показатель в выручке

показателя =           – – – – – – – – – – – –               (3.3.)

                                          Выручка от реализации

 

Например, в отчетном периоде уровень себестоимости реализации в выручке составил 74.98% [(195123: 260223) х 100%], что говорит о «значительной» доле затрат в общей массе выручки от реализации.

Указанные показатели рассчитываются в отчетном и базисном периодах.

4. Изменение структуры находится по формуле (3.4.):

 

У    =  УП1 – УП0 (3.4.)

 

где

УП1 – уровень отчетного периода,

УП0 – уровень базисного периода,

У – изменение структуры.

Уровень себестоимости реализации в выручке в 2004 году составил 85.32% [(133928: 156965) х 100%]. Следовательно, изменение структуры этого показателя составило – 10.34% (74.98% – 85.32%).

5. Проведение факторного анализа.

На сумму прибыли отчетного периода влияют все показатели – факторы, ее определяющие. Составим факторную модель в виде формулы (3.5.) [20]:

 

Пб = В-С – КР – УР +%пол. -%упл. + Др.Д + Пр.Д – Пр.Р + Вн.Д – Вн.Р. (3.5.)

 

где

В-выручка от реализации продукции;

С – себестоимость реализации продукции;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

%пол. – проценты к получению;

%упл. – проценты к уплате;

Др.Д – доходы от участия в других организациях;

Пр.Д – прочие операционные доходы;

Пр.Р – прочие операционные расходы;

Вн.Д – внереализационные доходы;

Вн.Р – внереализационные расходы;

Пб – балансовая прибыль.

Величина балансовой прибыли в 2004 году составляет 20072 тыс. руб. (156965–133928–596+14+56+237–2676).

Проведем анализ различных видов прибыли ООО «Заря», применяя вышеназванные приемы в табл. 3.1. Анализ проведем в ценах 2005 года.

 

Таблица 3.1. Анализ различных видов прибыли, тыс. руб.

Показатели прибыли

2004 год

2005 год Абсолютное отклонение

Удельный вес, в %

Отклонение, в %
   

 

  2004 2005  
Прибыль (убыток) от реализации Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности Прибыль (убыток) отчетного периода Нераспределенная прибыль отчетного периода   22441     22511   20072     14826

 

27794

 

 

27308

 

22421

 

 

16111

  + 5353     + 4797   + 2349     + 1285   14.29     14.34   12.79     9.45   10.68     10.49   8.62     6.19   -3.61     -3.85   -4.17     -3.26
               

 

Из табл. 3.1. видно, что в абсолютном отношении все показатели прибыли отчетного года увеличились по сравнению с 2004 годом. Наибольшее увеличение наблюдается по прибыли от реализации (+5353 тыс. руб.), а наименьшее – по нераспределенной прибыли (+1285 тыс. руб.). Что касается изменения показателей прибыли в выручке, то по всем видам прибыли наблюдается их уменьшение. Наибольшее сокращение составила прибыль отчетного периода (-4.17%), а наименьшее – нераспределенная прибыль (-3.26%).

Все перечисленные показатели прибыли отражаются в Отчете о прибылях и убытках (форма №2).

Воспользуемся для анализа прибыли от реализации отчетной формой №2, показатели которой отразим в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2. Анализ прибыли (убытка) от реализации, тыс. руб.

Наименование показателя Код Стр. 2004 год 2005 год Абс. отклонение

Уд. Вес, в %

 

Отклонение, в %
          2004 2005  
Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг)     010     156965     260223     + 103256     100     100     -
Себестоимость реализации продукции     020     133928     195123     + 61195     85.32     74.98     -10.34
Коммерческие расходы   030   596   1943   +1347   0.38   0.75   + 0.37
Управленческие расходы   040   -   35363   +35363   -   13.59   +13.59
Прибыль (убыток) от реализации     050     24141     27794     +5353     14.29     10.67     -3.61

 

Из расчетов видно, что в отчетном году наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость реализации (74.98%). В 2005 году увеличились все показатели, формирующие прибыль (убыток) от реализации, однако уровень себестоимости реализации в выручке сократился на 10.34%, доли коммерческих расходов (на 0.37%) и управленческих расходов (на 13.59%).

Проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли от реализации продукции.    Влияние фактора «Выручка от реализации» находится по формуле (3.6.) [44]:

 

                                 [(В1 – В0) – Ви ] х Rр

Пр(в) +                                                                      (3.6.)

                                          100

 

где, Пр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»;

В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;

Вц – показатель изменения выручки от реализации под влиянием цены;

Rр – рентабельность продаж в базисном периоде.

Показатель Вц находится по формуле (3.7.):


                       В1

Вц = В1 –                                (3.7.)

                       Jц

 

Где, Jц – индекс цен.

Используя данные предприятия, рассчитываем влияние на прибыль от реализации фактора «Выручка от реализации».

Показатель Вц в отчетном году (в соответствиями с расчетами предприятия) составил 131699.12. Влияние фактора «Выручка» составило – 4067.08 ([(103258 – 131699.12) х 14.30]: 100%). Однако следует отметить, что не всегда получение большей выручки от реализации определенных видов продукции говорит о большей величине полученной прибыли.

Расчет влияния фактора «Себестоимость реализации» осуществляется по формуле (3.8.) [45]:

 

                       В1 х (УС1 – УС0)

Пр(с) =                                                                            (3.8.)

                       100

 

где, УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах.

В отчетном году влияние фактора «Себестоимость реализации» составило

-26907.06 ([260223х (-10.34)]: 100%)

Для расчета влияния факторов «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы» используются формулы, аналогичные предыдущей:

 


                       В1 х (УКР1 – УКР0)

Пр(кр) =                                                        (3.9.)

                                 100

 

и                     В1 х (УУР1 – УУР0)

Пр(ур) =                                                             (3.10.)

                                          100

 

В 2005 году влияние фактора «Коммерческие расходы» составило +962.83

[(260223 х 0,37): 100%], а влияние фактора «Управленческие расходы» составило: +35364.31 [(260223 х 13.59): 100%].

Обобщим расчет влияния указанных факторов на величину прибыли от реализации в табл. 3.5.

 

Таблица 3.5. Сводная таблица влияния факторов на величину прибыли от реализации продукции

Показатели – факторы Сумма, руб.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – 4067.08
Себестоимость реализации продукции (работ, услуг) – 26907.06
Коммерческие расходы + 962.83
Управленческие расходы +35364.31
Влияние на прибыль от реализации + 5353.00

 

Из табл. 3.5. видно, что наибольшее влияние на прибыль от реализации продукции оказало увеличение управленческих расходов на 35363 тыс. руб. (сила влияния этого фактора составила + 35364.31). Также значительное влияние на прибыль от реализации продукции оказал рост себестоимости на 61195 тыс. руб. (сила влияния этого фактора – 26907.06). Незначительное влияние оказал рост выручки от реализации на 103258 тыс. руб. (сила влияния фактора составила – 4067.08).

Таким образом, в отчетном году наибольшее влияние на изменение величины прибыли от реализации продукции оказали изменения величин управленческих расходов и себестоимости реализованной продукции.

Анализируя реализацию на внутреннем рынке, сопоставим плановые и фактические данные по продажам.

Выберем для этого пять изделий: окна, двери-1 сорт, двери- 2 сорт, стулья кухонные, столы, указанных в табл. 3.6.

 

Таблица 3.6. Реализация отдельных видов продукции за 2005 год, тыс. шт.

Наименование продукции План за 2005 г.

Фактически

Отклонения

    2004 2005 факт от плана факт от предыдущего года план от предыдущего года
Окна 225 274 280 + 49 – 6 – 55
Двери 1 сорт 440 430 425 – 10 + 5 + 15
Двери 2 сорт 52 68 75 + 16 – 7 – 23
Стулья кухонные 560 500 542 – 60 – 42 + 18
Столы 128 100 134 – 28 – 34 – 6

 

Из расчетов видно, что превышение фактических продаж в 2005 году над запланированными наблюдается лишь по окнам (на 49 тыс. шт.) и дверям 2 сорта (на 16 тыс. шт.). Сопоставляя плановые показатели с данными за 2004 год, можно сделать вывод, что ООО «Заря» планировало увеличить объем продаж лишь по дверям 1 сорта (на 15 тыс. шт.) и стульям кухонным (на 18 тыс. шт.).

Однако фактически объем продаж увеличился лишь по дверям 1 сорта (на 5 тыс. шт.) по сравнению с 2004 годом.

Изобразим уровни продаж этих изделий (рис. 3.3.).

 


Рис. 3.3. Анализ продаж за 2005 год

 

Из рис. 3.3. видно, что увеличение фактических продаж по сравнению с прошлым годом наблюдается только по дверям 1 сорта (на 5 тыс. шт.). По остальным изделиям предприятие снизило уровень продаж. Превышение фактического объема над плановыми показателями наблюдается только по окнам (на 49 тыс. шт.) и дверям 2 сорта (на 16 тыс. шт.).

Проведем анализ прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в табл. 3.7.

 

Таблица 3.7. Анализ прибыли (убытка) от финансово-хозяйственной деятельности ООО «Заря», тыс. руб.

Наименование Показателя Код стр. 2004 год 2005 год Отклонение

Удельный вес, в %

Отклонение в %
          2004 2005  
Проценты к получению 060 14 285 +271 0.0090 0.1100 +0.1010
Проценты к уплате 070 - - - - - -
Доходы от участия в других организациях 080 - - - - - -
Прочие операционные доходы 090 56 7 -49 0.0360 0.0003 -0.0357
Прочие операционные расходы 100 - 778 +778 - 0.2900 +0.2900
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (050+060–070+ +080+090–100) 100 22511 27308 +4779 14.0300 10.4900 -3.8500

        

Из расчетов видно, что в отчетном году увеличился показатель процента к получению на 271 тыс. руб., что повлияло на увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. Также на указанный показатель прибыли повлекло сокращение прочих операционных доходов (на 49 тыс. руб.) и рост прочих операционных доходов (на 778 тыс. руб.). В отчетном году наблюдается сокращение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в выручке на 3.85%.

Перед тем, как продолжить факторный анализ, следует отметить, что показатели от прочей деятельности (формулирующие прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности) не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на прибыль тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки.

Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель – фактор «прямого действия», на какую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли наоборот.

Обобщим влияние факторов, воздействующих на прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности в табл. 3.8.

 

Таблица 3.8. Влияние показателей – факторов на прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности ООО «Заря» за 2005 год

Показатели – факторы Сумма, тыс. руб.
Влияние факторов на прибыль от реализации + 5353
Проценты к получению + 271
Проценты к уплате -
Доходы от участия в других организациях -
Прочие операционные доходы -49
Прочие операционные расходы -778
Влияние на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности +4797

 

Из расчетов видно, что на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности значительное влияние оказала прибыль от реализации (сила влияния + 5353 тыс. руб.), а рост прочих операционных расходов привел к сокращению прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (сила влияния – 778 тыс. руб.).

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности участвует в формировании прибыли отчетного периода.

 

Таблица 3.9. Анализ прибыли (убытка) отчетного периода ООО «Заря» за 2005 год, тыс. руб.

Наименование показателя Код стр. 2004 год 2005 год Отклонение

Удельный вес, в %

Отклонение, в %
          2004 2005  
Прочие внереализационные доходы 120 237 389 +152 0.15 0.15 -
Прочие внереализационные расходы 130 2676 5276 +2600 1.71 2.03 +0.32
Прибыль отчетного периода (110+120+130) 140 20072 22421 +2349 12.79 8.62 -4.17

 

Из табл. 3.9. видно, что в отчетном году все показатели, составляющие прибыль отчетного периода, увеличились. В выручке от реализации возросла доля прочих внереализационных расходов (на 0.32%), а доля прибыли отчетного периода сократилась (на 4.17%).

Показатели внереализационной деятельности влияют на прибыль отчетного периода аналогично показателям от прочей деятельности, влияющим на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности. Проведем факторный анализ прибыли отчетного периода в табл. 3.10.


Таблица 3.10. Влияние показателей – факторов на прибыль отчетного периода ООО «Заря» за 2005 год

Показатели – факторы Сумма, тыс. руб.
Влияние факторов на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности + 4797
Прочие внереализационные доходы + 152
Прочие внереализационные расходы – 2600
Влияние на прибыль отчетного периода + 2349

 

Из расчетов видно, что наибольшее влияние на рост прибыли отчетного периода оказал рост прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (сила влияния + 4797 тыс. руб.), а увеличение прочих внереализационных расходов (сила влияния – 2600 тыс. руб.) привело к сокращению прибыли отчетного периода.

Последним этапом анализа различных видов прибыли является анализ нераспределенной прибыли отчетного периода, проведенный в табл. 3.11.

 

Таблица 3.11. Анализ нераспределенной прибыли отчетного периода ООО «Заря», тыс. руб.

Наименование показателя Код стр. 2004 год 2005 год Отклонение

Удельный вес, в %

Отклонение в %
          2004 2005  
Налог на прибыль 150 5005 5812 +807 3.19 2.23 -0.96
Отвлеченные средства 160 241 498 + 257 0.15 0.19 +0.04
Нераспределенная прибыль отчетного периода (140–150–160) 170 14826 16111 +1285 9.45 6.19 -3.26

 

Из таблицы видно, что в отчетном году наблюдается рост налога на прибыль (на 807 тыс. руб.), однако его доля в выручке сокращается на 0.96%. Наблюдается увеличения показателя «отвлеченные средства» на 257 тыс. руб. с одновременным ростом его доли в выручке на 0.04%.

Эти факторы повлияли на увеличение нераспределенной прибыли на 1285 тыс. руб. Однако ее доля в выручке сократилась в отчетном году на 3.26% и составила 6.19%.

Обобщим влияние факторов на различные виды прибыли в табл. 3.12.

 

Таблица 3.12. Сводная таблица влияния факторов на нераспределенную прибыль отчетного периода ООО «Заря»

Показатели – факторы Сумма тыс. руб.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) -4067.08
Себестоимость реализации продукции (работ, услуг) -26907.06
Коммерческие расходы +962.83
Управленческие расходы +35364.31
Влияние на прибыль от реализации +5353.00
Проценты к получению +271.00
Проценты к уплате -
Доходы от участия в других организациях -
Прочие операционные доходы – 49.00
Прочие операционные расходы – 778.00
Влияние на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности +4797.00
Прочие внереализационные доходы +152.00
Прочие внереализационные расходы -2600.00
Влияние на прибыль отчетного периода +2349.00
Налог на прибыль -807.00
Отвлеченные средства -257.00
Нераспределенная прибыль отчетного периода +1285.00

 

На основании данных табл. 3.12. можно сделать выводы о том, что наибольшее влияние на рост нераспределенной прибыли оказало увеличение управленческих расходов (сила влияния + 35364.31). Однако прибыль увеличилась не на столь большую величину, поскольку снижающим фактором послужил рост себестоимости реализации (сила влияния фактора – 26907.06). Остальные показатели оказали незначительное влияние как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения нераспределенной прибыли отчетного периода.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Кроме прибыли, еще одной составляющей понятия «результативность» является доходность предприятия.

 

Анализ доходности

Доходность предприятия – понятие многообразное. Оно включает в себя набор определенных показателей, которые характеризуют прибыльность работы предприятия, рентабельность его работы, деловую активность и в целом экономический рост.

Прибыльность работы предприятия проявляется в получении прибыли от различных видов деятельности. Рентабельность отражает степень прибыльности деятельности предприятий.

Исследование доходности предприятия заключается в изучении уровней и динамики показателей.

Для эффективности комплексного измерения прибыльности используются коэффициенты рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. [20]

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

– показатели рентабельности капитала (активов);

– показатели рентабельности продукции.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал; акционерный капитал.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т.д. [22]

Для расчета показателей рентабельности необходимы данные бухгалтерского баланса, отраженные в табл. 3.13.

Данные табл. 3.13. показывает, что за проверяемый период структура средств предприятия и их источники претерпела определенные изменения. Так, за 2005 год имущество ООО «Заря» уменьшилось на 30496 тыс. руб. или на 8.33%. Это изменение было обусловлено снижением стоимости основных средств предприятия на 64863 тыс. руб., или на 12.33% и увеличением стоимости оборотных активов лишь на 30298 тыс. руб. или на 10.13%. Иначе говоря, за отчетный период в текущие активы было вложено средств явно недостаточно для осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, прирост текущих активов в отчетном году был связан, прежде всего, с увеличением запасов и затрат (на 15759 тыс. руб. или в два раза), готовой продукции (на 3309 тыс. руб. или на 1. 2 раза), дебиторской задолженности (на 10600 тыс. руб. или в 2.1 раза).

Основным источником финансовых ресурсов предприятия являются собственные средства, доля которых на конец отчетного года составила 83.34%. Однако необходимо отметить, что за отчетный период в абсолютном выражении наблюдалось сокращение доли собственных средств в общей стоимости имущества предприятия на 7957 тыс. руб. и увеличение доли заемных средств на 6.11% или на 17270 тыс. руб. Особенно это касается кредиторской задолженности, доля которой к концу периода составила 15.66%, а краткосрочных кредитов и займов – всего лишь 1.00%.

ООО «Заря» к концу отчетного периода полностью погасило свои долгосрочные обязательства, что оказало определенное влияние на снижение валюты баланса.

 

Таблица 3.13. Характеристика структуры и динамики изменений бухгалтерского баланса ООО «Заря» за 2005 год

Показатели

на начало года

на конец года

Изменения

Динамика измен.
  тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу в %
АКТИВ 1.1. Основные средства 1.2. Прочие внеоборотные активы Итого: 2. Оборотные активы 2.1. Запасы и затраты 2.2. Готовая продукция и товары 2.3. Дебиторская задолженность 2.4. Денежные средства и вложения     283114     39580 321694   15405   16650   9728   2528     77.08     10.81 87.89   4.21   4.55   2.66   0.69     217251     43649 260900   31164   19959   20328   3158     64.75     13.01 77.76   9.29   5.95   6.06   0.94     -64863     +4069 - 60794 +15759   +3309   +10600   +630     -12.33     +2.20 -10.13   +5.08   +1.40   +3.40   0.25     -22.99     +10.28 -18.89   +102.3   +19.87   +10.96   +24.92
Итого 44311 12.11 74609 22.24 +30298 +10.13 +68.38
3. Непокрытые убытки прошлых лет Итого: Баланс     - - 366005     - - 100.00     - - 335509     - - 100.0     - - -30496     - - -     - - -8.33
ПАССИВ 4. Капитал и резервы 5. Долгосрочные пассивы 6. Краткосрочные пассивы, в т.ч. 6.1. Заемные средства 6.2. Кредиторская задолженность 6.3. Фонды потребления Баланс     287565   39809   38631   1530     36231   870   366005     78.57   10.88   10.55   0.42     9.89   0.24   100.00     279608   -   55901   3365     52536   -   335509     83.34   -   16.66   1.00     15.66   -   100.0     -7957   -39809   +17270   +1835     +16305   -870   -30496     +4.77   -10.88   +6.11   +0.58     +5.77   -0.24   -     -2.77   -   +44.71   119.93     +45.00   -   -8.33

 

На основании данных табл. 3.1. и табл. 3.13. рассчитаем показатели рентабельности первой группы в табл. 3.14.

Из расчетов видно, что в отчетном году все показатели рентабельности капитала (активов) сократились, за исключением рентабельности инвестиционного капитала (она увеличилась на 1.23%). Это свидетельствует о росте отдачи на инвестируемый капитал. Значительное сокращение рентабельности оборотного капитала (на 31.41%) свидетельствует о том, что с каждого рубля, вложенного в оборотный капитал, прибыль получена в 2005 году на 31.41 коп. меньше, чем в 2004 году.

Одним из наиболее важных показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия, является показатель рентабельности всех активов. Он показывает, сколько денежных средств потребовалось предприятию (независимо от источника привлечения этих средств), чтобы получить одну денежную единицу прибыли.

 


Таблица 3.14. Показатели рентабельности капитала (активов) ООО «Заря», %

Наименование показателя

Формула расчета

Значение показателя

 

Отклонение
 

 

2004 2005  
1. Рентабельность всех активов по балансовой прибыли

Балансовая прибыль

2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ финансовых результатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)