Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воздействие железнодорожного транспорта на атмосферный воздух



2020-02-03 172 Обсуждений (0)
Воздействие железнодорожного транспорта на атмосферный воздух 0.00 из 5.00 0 оценок




На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижной состав. Они подразделяются на передвижные и стационарные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные различных железнодорожных предприятий. В зависимости от применяемого топлива при его горении выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твердого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы (SO), оксиды углерода (СО), оксиды азота (NO) и летучая зола с частицами несгоревшего топлива в виде сажи. Мазуты при сгорании в котлоагрегатах выделяют с дымовыми газами оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания и соединения ванадия. При использовании в качестве топлива газа происходит выброс диоксида азота и оксида углерода. [19, 33]

Многие производственные процессы на различных предприятиях железнодорожного транспорта сопровождаются загрязнением атмосферного воздуха вредными веществами. Наиболее пагубное воздействие на окружающую среду и здоровье людей оказывает производство на шпалопропиточных заводах, где загрязнение атмосферного воздуха происходит при остывании шпал после пропитки их антисептиком. При объеме обрабатываемых шпал 4,1 млн. м3 годовые выбросы вредных веществ составляют 870 т, в том числе 584 т нафталина, 106 т фенола и 180 т прочих углеводородов. [8, 31]

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением в воздушную среду пыли и газообразных веществ, образующихся в процессе сжигания газа или мазута в печах сушильных камер. Концентрации в воздухе пылевидных частиц, содержащих 20 - 70 % SiO2, составляют от 50 до 300 мг/м3. [28, 29]

На заводах и в депо при сварке деталей в воздух поступают сварочная аэрозоль - 1 - 20 мг/м , оксиды марганца - 0,1 - 2,5 мг/м , соединения кремния - 0,1 - 1,0 мг/м3, фториды - 0,2 - 2,5 мг/м3, фтористый водород -0,07 - 1,0 мг/м3. На рельсосварочных предприятиях при зачистке одного сварочного стыка выделяется до 220 - 280 г пыли, содержащей двуокиси кремния до 20%, фосфора до 1%, марганца и его оксидов до 1 %. При шлифовке одного сварочного стыка выделяется 600 — 800 г пыли с содержанием SiO2 до 50%, оксидов алюминия до 1%, оксида кальция до 0,5%, магния и его оксидов до 4%. При сварке стыков выделяется 18 - 25 г сварочного аэрозоля, состоящего на 98,5 - 99,0% из оксидов железа, 0,9 -1,4% оксидов марганца, 0,3 - 0,4% оксидов кремния и на 0,02% из фосфора. [12,52]

Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в воздушную среду паров растворителей и аэрозоля краски. При использовании растворителей, шпатлевок, грунтовок, лаков и эмалей, поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, бутилацетат, бутиловый спирт, ксилол, метилэтилкетон, сольвент-нафта, толуол, уайт-спирит, хлорбензол, циклогексан, этилгликольацетат, этиловый спирт, этилцеллозольв, этилацетат, формальдегид, бензин и другие в концентрации от 10 до 150 мг/м3.

При обмывке подвижного состава в атмосферный воздух может выделяться пыли до 10 мг/м3, паров щелочи (едкого натра) - до 1,5 - 2,0 мг/м3, карбоната натрия - до 1,0-5,0 мг/ м3.

Машины химической чистки одежды различных предприятий железнодорожного транспорта выделяют в воздух пары различных органических соединений: трихлорэтилена - 200 - 400 мг/м3, бензина - 1 – 7 мг/м3 , ацетона - 1 - 17 мг/м3, циклогексана - 1 - 2 мг/м3 и изопропилового спирта - 2 - 5 мг/м3.

На предприятиях по ремонту подвижного состава изготавливаемые и ремонтируемые запасные части подвергаются гальванопокрытию, окраске, в большом объеме производятся сварочные и газорезные работы, цветное и медное литье, выплавка металла. В атмосферу выбрасываются при этом оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид, фенол, формальдегид, свинец, высокотоксичные оксиды ванадия, никеля, пыль горелой земли и многое другое. Из общего количества загрязняющих веществ на литейное производство приходится 60 - 65 %, на котельные - 20 - 30 %, на долю остальных - 8 - 15 %. [3]

На объектах железнодорожного транспорта используют следующие виды подвижного состава: тепловозы (магистральные, маневровые), электровозы, вагоны (грузовые, пассажирские, рефрижераторные, наливные, специальные), путевые и строительно-дорожные машины. [38]

Тепловоз самый главный подвижной источник загрязнения атмосферы на железнодорожном транспорте. За год в атмосферу тепловозы выбрасывают около 130 тыс. т вредных веществ. Основными вредными составляющими отработавших газов являются оксиды (NО), диоксиды (NО2) и окислы азота (NОХ), оксиды (СО) и диоксиды углерода (СО2), углеводороды С2Н5, сажа. Последняя не токсична, но ее частицы сорбируют канцерогенный бензапирен и переносят его к живым клеткам организма человека. СО2 усиливает парниковый эффект в атмосфере, а также стимулирует выделение окиси азота в крови и наносит вред нервной системе человека. [35]

В таблице 2 представлена характеристика комбинированного действия токсических веществ от подвижного состава железнодорожного транспорта на уровнях близких к ПДК.

При одновременном действии токсических веществ даже на уровнях близких к предельно допустимым и порогам хронического действия, чаще всего встречается аддитивный эффект, а в присутствии окиси углерода даже более аддитивного эффекта. [37, 48]

Аддитивность - это возможность многопараметрического сложения различных источников техногенного и антропогенного воздействия на природу, что может привести к непредсказуемым изменениям в природе.

Таблица 2

 

Комбинированное действие токсических веществ и выявленный эффект [48]

Наименование токсических веществ Выявленный эффект
Озон, аэрозоль серной кислоты более аддитивного
Фтористый водород, сернистый газ аддитивный
Циэтиламин, аммиак аддитивный
Окись углерода, фенол, сернистый ангидрид более аддитивного
Окись углерода, сернистый газ более аддитивного
Окись углерода, окислы азота, аммиак более аддитивного
Двуокись азота, аммиак аддитивный
Окись углерода, двуокись углерода, формальдегид, гексан более аддитивного
Окись углерода, двуокись углерода, окислы азота более аддитивного
Сернистый газ, фенол более аддитивного
Ингредиенты отработавших газов двигателей внутреннего сгорания аддитивный
Нефтяные газы аддитивный
Продукты термоокислительной деструкции полимерных материалов аддитивный
Органические растворители аддитивный

 



2020-02-03 172 Обсуждений (0)
Воздействие железнодорожного транспорта на атмосферный воздух 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воздействие железнодорожного транспорта на атмосферный воздух

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)