Организация экспериментального исследования
Исследование проводилось на базе Государственного учреждения «Областной социально–реабилитационный Центр для несовершеннолетних» (ОСРЦ) г. Кургана. Учреждение является стационарным специализированным учреждением медико-социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предназначенным для временного проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Свою деятельность Центр проводит в соответствии с федеральными законами и постановлениями Правительства, Администрации Курганской области и г. Кургана, Уставом, утвержденным 29.11.1995г. №506 являющимся нормативно-правовой основой работы центра. Штатная структура предусматривает 25 мест для детей от 4 до 18 лет на период проживания до полугода. Ребята находятся на полном государственном обеспечении. Основными направлениями деятельности Учреждения являются: - профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье ребенка; - обеспечение несовершеннолетними временного проживания до определения их дальнейшей судьбы и обеспечение совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства; - обеспечение доступности и своевременности предоставления квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, в соответствии индивидуальными программами социальной реабилитации. В соответствии с основными направлениями деятельности Учреждение выполняет следующие функции: - прием безнадзорных, беспризорных детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива; - предоставление временного проживания несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства, в условиях, приближенных к домашним, способствующих социальной реабилитации несовершеннолетних; заменяющих, извещение их о месте нахождении ребенка, установление связи с детским учреждением, где он находился постоянно; - доставление к месту проживания законных представителей несовершеннолетнего; - обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, защиты их от оскорблений, жестокости и насилия; - обеспечение воспитанников питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия, медикаментами согласно установленным нормам; - проведение лечебно-профилактической и противоэпидемической работы; - выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних; - разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации; - оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и возвращение ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание условий для учебно-трудовой деятельности воспитанников; - организация получения образования воспитанниками в соответствии с законом РФ «Об образовании» с учетом времени пребывания в Учреждении, формы и степени их дезадаптации, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования воспитанников принимается и согласовывается с медико-педагогической комиссией; - оказание консультативной помощи воспитанникам по юридическим, социальным, педагогическим, и другим вопросам; - организация досуга воспитанников, проведение совместно с учреждениями культур культурно-массовых и спортивных мероприятий; - содействие в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами, оказание помощи в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернатное учреждение или о переводе в другое детское учреждение, в постоянном или временном трудоустройстве подростков в этом нуждающихся; - осуществляет перевозку несовершеннолетних в соответствии с Положением об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, утвержденным постановлением Правительства от 26.10.2000г. № 822; - обеспечение организации труда сотрудников Учреждения и повышение их квалификации; - проведение инструктивно-методических совещаний для всех категорий сотрудников Учреждения с целью повышения их профессионального мастерства. Учреждение вправе осуществлять также любую деятельность, не запрещенную законодательными актами РФ и не противоречащую настоящему Уставу, в пределах, не наносящих ущерба деятельности Учреждения. В Центре отработана система реабилитационной, воспитательной и коррекционной работы с воспитанниками, обеспечивающая восстановление утраченных контактов с семьей, оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса, снятие психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения. А также содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении образования, оказание медико-психолого-педагогической помощи. Социально-правовая работа по защите законных прав и интересов детей осуществляется юристом Центра. Отличительной чертой правовой службы ОСРЦ является эффективность ее деятельности, которая обусловлена хорошим взаимодействием с различными органами и учреждениями городов и районов области, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами опеки и попечительства, судами, бюро ЗАГСа, органов внутренних дел, адресного бюро, учреждениями здравоохранения и прокуратуры. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте от 11 до 16 лет. Хотя штатная структура предусматривает 25 мест для детей, но так как это учреждение для временного пребывания, смена детей происходит часто, и вновь прибывшие дети тоже вовлекались в исследование. Исследование проводилось в период с февраля по март 2009 года. Целью нашего исследования является экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении. Задачи исследования: ü Изучение личности детей группы риска, находящихся в интернатном учреждении; ü Разработка плана комплексной реабилитации детей группы риска; ü Реализация программы «Мои профессиональные перспективы» в рамках плана комплексной реабилитации детей группы риска; ü Составление рекомендаций по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении. В процессе проведения исследования нами были использованы такие методы, как анкетирование, математико-статистическая обработка полученных результатов, опрос, ранжирование, эксперимент. Экспериментальное исследование проводилось в 4 этапа. На первом этапе проводилось изучение личности подростков, которое включало в себя определение уровня самоуважения, самооценки подростков, изучение их жизненных ценностей, изучение профориентации, определение потребностей детей, находящихся в центре. 2 этап – разработка плана комплексной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении и программы « Мои профессиональные перспективы». На третьем этапе проводилась реализация программы «Мои профессиональные перспективы». 4 этап – составление рекомендаций по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении. Важным условием успешной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении является изучение личности несовершеннолетнего. Данные изучения помогут при составлении индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего. Ведь подростки группы риска, поступающие в интернатное учреждение, имеют проблемы разного характера: психологического, медицинского, социального и т.д. Поэтому на первом этапе детям было предложено выполнить ряд заданий, который включал в себя методику Розенберга для определения уровня самоуважения подростка, методику изучения самооценки, методику для определения жизненных ценностей – ранжирование, анкету по профориентации «Я и профессия», методику для определения потребностей детей «Фантастический выбор». Все методики были нами модифицированы. Подростки приняли очень активное участие в данном исследовании, проявили большой интерес к заданиям. Для определения уровня самоуважения подросткам было предложено ответить на вопросы методики (Приложение 1), которая состоит из 10 вопросов и 4 вариантов ответов: полностью согласен; согласен; не согласен; абсолютно не согласен. Полученные данные отображены на рисунке 1. 25%низкий уровень самоуважения 75%адекватный уровень самоуважения
Рисунок 1. Диаграмма Выявление самооценки ставит перед ребенком вопрос, к чему он пригоден, каковы его склонности и способности. Для определения уровня самооценки ребятам необходимо было представить, что их жизнь лестница и оценить на какой из ее ступеней по состоянию здоровья, уму, ощущению счастья, успеху в учебе и уверенности в себе находятся они в данный момент. Отметить это «галочкой». (Приложение 2) Полученные данные наглядно представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Диаграмма
1ряд – адекватная самооценка; 2 ряд– завышенная самооценка; 3 ряд– заниженная самооценка. У большинства детей счастье стоит на самой низшей ступени, здоровье, ум, успехи в учебе занимает средние позиции, а уверенность в себе - верхние позиции. Подросткам было предложено расставить по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности и занятия (Приложение 3). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |