Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы развития отечественной медико-социальной экспертизы и реабилитации



2020-02-03 423 Обсуждений (0)
Основные этапы развития отечественной медико-социальной экспертизы и реабилитации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Решение проблемы неполнофункционирующих граждан общества всегда зависело от экономического, политического, культурного уровня конкретной страны и от этапа развития общества. Пройдя путь от идей неприязни и физического уничтожения инвалидов, человечество пришло к пониманию необходимости интеграции и реинтеграции в общество лиц с различными физическими дефектами и психосоциальными нарушениями. Ведь с позиций сегодняшнего дня инвалидность следует рассматривать как проблему не одного человека, а общества в целом. Интеграция инвалида в социальную среду требует значительных усилий многих специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и др.

В связи с этим большое значение приобретает медико-социальная экспертиза, занимающаяся установлением степени выраженности нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальных последствий, к которым приводят заболевание, травма или дефект, а также реабилитация, способствующая сохранению здоровья и трудового потенциала, уменьшению тяжести инвалидности или ее предотвращению.

Задачи и функции медико-социальной экспертизы связаны с развитием структурных элементов системы реабилитации, в основе которой лежат принципы гуманизма и доверия к личности больного или инвалида, а также к их возможностям. Сегодня медико-социальная экспертиза рассматривается как область науки и система практической деятельности, функционирующие в здравоохранении и в установленном порядке определяющие медицинские показания к социальной помощи и защите. Следовательно, медико-социальная экспертиза (МСЭ) определяет потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Следует отметить, что МСЭ в свое время рассматривалась как более узкое понятие под названием «врачебно-трудовая экспертиза». В задачи врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ) в первую очередь входили:

•     диагностика заболевания и научно обоснованная оценка состояния трудоспособности;

•     определение степени утраты трудоспособности и установление остаточной работоспособности;

•     установление научно обоснованных трудовых рекомендаций, позволяющих без ущерба для здоровья участвовать в общественно-полезном труде;

•     систематическое наблюдение и контроль за состоянием трудоспособности инвалидов;

•     определение мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности, т.е. реабилитация (медицинская и социальная);

•     выяснение причин снижения или утраты трудоспособности и осуществление мероприятий по предупреждению инвалидности.

Становление реабилитации как цельного и непрерывного процесса, активно использующего механизмы государственной и общественной деятельности, исторически связано с дифференциацией и развитием различных социальных служб, призванных оказывать материальную и моральную помощь лицам, потерявшим трудоспособность. Связь между ними носит многосторонний и соподчиненный характер, поскольку в процессе реабилитации наиболее эффективно реализуются государственные цели, например здравоохранения и социального обеспечения, которые приобретают конкретное значение как существенные элементы того или иного этапа системы реабилитации. Смысл такой интеграции заключается в построении взаимосвязанной цепи конструктивных мер под эгидой реабилитационной методологии, которая возводит инвалида в ранг полноправного гражданина общества, способного активно участвовать в производственной и социальной жизни.

Таким образом, задачи социальных служб и реабилитации находятся в диалектическом единстве.

Организация этих научно-исследовательских институтов способствовала выработке новых научных и практических аспектов врачебно-трудовой экспертизы, началу изучения и анализа заболеваемости, разработке мероприятий по ее снижению. Одновременно началась работа по созданию более рациональной классификации групп инвалидности. В 1928 г. на I Всесоюзном совещании по врачебно-трудовой экспертизе были отмечены недостатки в работе БВЭ и поставлен вопрос о необходимости новой классификации групп инвалидности. В 1932 г. разработана и утверждена новая трехгрупповая классификация инвалидности, в основу которой положен принцип определения состояния трудоспособности с учетом медицинского и социального факторов. Эта классификация была прогрессивнее предыдущей, она четко регламентировала критерии для установления каждой группы инвалидности с учетом показаний к работе в своей или другой профессии. I группа инвалидности определялась лицам, «утратившим трудоспособность полностью и нуждающимся в постороннем уходе»; II группа— «утратившим полностью трудоспособность к профессиональному труду как по своей, так и по какой бы то ни было другой профессии»; III группа — «неспособным к систематическому труду по своей профессии, но могущим использовать свою остаточную трудоспособность: а) либо на нерегулярной работе; б) либо при сокращенном рабочем дне; в) либо в другой профессии со значительным снижением квалификации».

В последние годы в нашей республике получила развитие новая концепция последствий болезни, разработанная экспертами ВОЗ и представленная как дополнение к Международной статистической классификации болезней (МКБ-9 и -10) в виде «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности». Применение этой концепции предопределило пересмотр основных документов по медико-социальной экспертизе, благодаря чему в 2002 г. утверждены «Инструкция по временной нетрудоспособности», «Инструкция по определению инвалидности», «Инструкция по определению причин инвалидности» и заканчивается работа над «Инструкцией по определению инвалидности у детей».

Таким образом, врачебно-трудовая, а затем медико-социальная экспертиза за годы своего существования превратилась в государственную систему, деятельность которой направлена на улучшение здоровья народа, сохранение трудоспособности, снижение или устранение имеющихся ограничений жизнедеятельности, профилактику заболеваний, повышение материального благополучия, улучшение условий труда и быта, максимальную интеграцию или реинтеграцию больных и инвалидов в общество.

 

Используемая литература:

 

Смычёк В.Б. Основы реабилитации (курс лекций). — Мн., 2000. — 132 с

Ренкер К. Основы реабилитации. — М., 1980. — 116 с.

Юмашев Г.С., Ренкер К. Основы реабилитации. — М., 1973. — 112 с.

Яровинский М. Я. Медицинский работник и пациент :

Смычёк В.Б. // VI Рос. нац. конгресс с междунар. участием «Человек и его здоровье». — СПб., 2001. — С. 217—218.

 



2020-02-03 423 Обсуждений (0)
Основные этапы развития отечественной медико-социальной экспертизы и реабилитации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы развития отечественной медико-социальной экспертизы и реабилитации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)