Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наука как: а) тип знания; б) познавательная деятельность; в) социальный институт



2020-02-03 341 Обсуждений (0)
Наука как: а) тип знания; б) познавательная деятельность; в) социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука как специфический тип знания - исследуют логика и методология науки. Главная проблема - выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания. Признаки научного знания: объективность (не зависит от познания человека, основано на идее: мир существует сам по себе), истинность (позиция классического научного шовинизма), инновационность (научная новизна), результативность (результат научного знания-публикации), рефлексизм (постоянное осознание способов постижения знания),объект науки (весь мир в целом и любая его часть), предмет науки (определенная сфера бытия, исследуемая через сетку научности),наличие особого языка науки, открытость, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, обоснованность, полезность. 

Наука как познавательная деятельность. Наука это когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства. Цель- получение нового научного знания (истина), предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы, и наконец, взаимодействие объекта и субъекта. Три основные модели изображения процесса научного познания: Эмпиризм - научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о предмете научного исследования, выдвижение на их основе гипотез. Теоретизм исходный пункт научной деятельности – некая общая идея, рожденная в научном мышлении. Проблематизм исходный пункт - научная проблема, которая представляет собой существенный эмпирический или теоретический вопрос. Циклическая схема научной деятельности Поппера. Современная научная деятельность не сводиться к чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельность, направленной на создание новых потребительных стоимостей.

Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное – стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

За всю историю человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Это ставит вопрос о критериях, которые позволили бы отличить научное знание от ненаучного.

Можно выделить 5 критериев научного знания.

1.Системность знания: наука – определенная структура, а не бессвязный набор отдельных частей. Система характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких-либо элементов в ее структуру. В рамках научного знания есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), а также знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики.

2.Наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации.

3.Теоретичность знания, определяющая цель научного познания. Этой целью является получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. Если наука направлена на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова.

4.Рациональность знания, т.е. получения знания только на основе рациональных процедур. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания.

5.Наличие экспериментального метода исследования, мамематизация науки (для науки начиная с Нового времени). Этот критерий связал современную науку с практикой, создал современную цивилизацию, ориентированную на сознательное преображение окружающего мира в интересах человека.

8. Ценности и идеалы науки:

универсализм (внеличностный, объективный характер научного знания)
коллективизм (сотворчество)
 бескорыстие
организованный скептицизм (Р. Мертон)
эмоциональная нейтральность
рационализм (Б. Барбер)

Универсализм подчеркивает неличный характер научного знания. Научные высказывания универсальны, справедливы везде, их истинность не зависит от того, кем они высказаны.
Коллективизм предписывает ученому незамедлительно передавать результаты исследований всему научному сообществу. Научные открытия образуют общее достояние, являются собственностью всего научного сообщества и общества в целом, а не отдельных ученых и научных коллективов.
Бескорыстие предписывает ученому строить научную деятельность так, как будто у него нет других интересов (кроме постижения истины). Главной целью деятельности ученых должно быть служение объективной истине, а не достижение личных выгод.
Организованный скептицизм означает, что наука исключт возможность некритичского принятия новых знаний. истинный ученый по долгу свого звния ((ученый» обязан сомневаться. ученые не только вправе, они обязаны сомневаться. организованный скптицизм сздае атмосферу отвтствнности учных за рзультты своей научной дятл ьности. Позднее к этим импртивм было добавлено еще да императива: рационализм и эмоциональная нейтральность.                                                                                                          Рационализм утверждает, что ученый должн стрмиться не просто к истине, а к доказанному знанию.
Эмоциональная нейтральность запрещает учным использовть при ршнии нучных проблем эмоции, личны симптии и антипатии.

9. Типы цивилизаций:
- традиционное общество (М. Вебер)
 - техногенное общество

Признаки традиционного общества:

- природа как материальный ресурс развития (земледелие, рыболовство, скотоводство)

- использование физической силы человека

- занятость физическим трудом большинства населения

- консерватизм (господство традиций, канонов мышления и поведения)

Признаки техногенного общества:

-опора на науку и технику (вместо физического труда)

- активное преобразование природы с помощью машин и технологий

- изменение характера труда (фабричное производство вместо ремесла)

- появление массовой культуры

- инновационность (вместо канонов и норм)

- права личности, гражданина, свобода, демократия

Функции науки

Выделяют следующие основные группы социальных функций науки:

Мировоззренческая функция. Разработка и продвижение научного мировоззрения, научной картины мира, изучение отношения человека к миру. Наука создает научную картину мира, представленную совокупностью знаний о человеке, обществе, природе. Научная картина мира соотносится с философским, мифологическим, религиозным осмыслением мира, она постоянно переоценивается.

Познавательная функция. Выражается в познании человека, природы, общества, рационально-теоретическом осмыслении мира, изучении его законов, объяснении разнообразных процессов и явлений, выполнение прогностических действий.

Экономическая функция. Непосредственная производительная сила. Наука выступает значительным фактором хозяйственного и культурного развития человека.

Технико-технологическая, или производственная функция. Осуществляет внедрение в производство новых форм организации, технологий и т.д.



2020-02-03 341 Обсуждений (0)
Наука как: а) тип знания; б) познавательная деятельность; в) социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наука как: а) тип знания; б) познавательная деятельность; в) социальный институт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)