Предмет и функции философии. Философия в потоке истории.
Становление философии. Философия и миф (порошок такой, ага). Филосо фия («любовь к мудрости») – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах (бытия) и познания, жизни человека, об отношении человека и мира в целом. Философия родилась из мифа. Миф, как наиболее ранняя форма духовной культуры, выражал мировосприятие людей той эпохи, в которую он был создан – он выступал как универсальная форма знания, объединяя в себе религиозные, научные (в то время натуралистические), политические и культурные представления о мире. Впоследствии философия становится самостоятельным знанием. Первым термин «философия» употребил Платон, однако термин «философ» (в значении «мудрый человек») ещё раньше использовал греческий мыслитель и математик Пифагор (4-5 век до нашей эры). Философия и религия. Специфика религиозного мировоззрения. Знание и вера. Филосо фия («любовь к мудрости») – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах (бытия) и познания, жизни человека, об отношении человека и мира в целом. Рели гия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, человека в нём, а также жизненные позиции, знания, убеждения, стремления, чувства и много другое – это то, что формирует человека, образует основу его личности. Мировоззрение представляет собой познавательную, ценностную и поведенческую сферы человека в их взаимосвязи. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Зна ние – результат процесса познавательной деятельности. Обычно под знанием подразумевают только тот результат познания, который может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку. Ве ра – признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры. Отличительной особенностью познания, реализующегося в вере, является приверженность принципам диалогичности, согласно которым субъект веры активно соотносит самораскрывающийся объект веры с собой. В этом смысле религиозная вера отличается от философского или научного знания не тем, что не вполне аргументирована или уверена в своём предмете, а по способу получения и обоснования своего знания. Философия и наука. Характерные черты научного знания. Философская картина мира. Философия – особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих. Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Связь между наукой и философией имеет исторический аспект, однако сейчас между наукой и философией существуют серьёзные различия: наука, в отличие от философии, не задаётся метафизическими вопросами «зачем?» и «для чего?», а философия, в отличие от науки, не опирается на исключительно практические и точные данные, а представляет собой множество самостоятельных концепций и позиций, объединённых под этим термином. Критериями научного знания являются: · объективность, т.е. отразить объект таким, каков он есть на самом деле (критерий истины по Аристотелю); · рационалистическая обоснованность (согласно Декарту); · системность знания, т.е. имеет форму теории или развёрнутого теоретического понятия; · проверяемость, научное наблюдение, опыт, логические рассуждения, доказывающие истинность знания. Картина мира – сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Предмет и функции философии. Философия в потоке истории. Предмет философии безграничен не только по объему - он охватывает все без исключения, но и по своей проблемной интенсивности. Это не только проблема абсолютного, но и абсолютная проблема. Человеческое бытие в мире, взятое в его предельных, универсально-всеобщих формах, составляет обобщенный предмет философии, который конкретизируется в форме отдельных философских доктрин в конкретной культурной эпохе и на конкретном этапе истории философии. Понимание предмета философии обусловлено типом культурно-исторической практики: - от природы к мифу (этап зарождения философии); - от мифа к логосу (античная философия). Философия античности и средневековья предлагает логико-космическое толкование своего предмета. По Аристотелю, философия ищет знание ради него самого; - от логоса к тео (средневековье). Философия - служанка теологии; - от бога к науке (эпоха Возрождения и Нового времени). Философия служанка науки и техники. Начиная с эпохи Возрождения предметом философии, провозглашается рефлексия человека и человечества на свою культуру. Френсис Бэкон делит философию на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Рене Декарту принадлежит метафорическое сравнение всей философии с деревом, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике; - от науки к искусству (постклассический иррационализм XIX в.); - от искусства к технике (техницизм и технократизм XX в.); - от техники к новым формам жизни (модерн и постмодернизм).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |