Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семантический аспект звука



2020-02-03 175 Обсуждений (0)
Семантический аспект звука 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

 

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

Ф О Н Е Т И К А

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОСОБИЕ

для студентов 1 курса

факультета филологии и журналистики

 

 

КЕМЕРОВО

Составитель: Чабаненко М.Г.

 

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры русского языка

 

Зав. кафедрой_________ (Кишина Е.В.)

 

 

Рекомендовано к изданию

методической комиссией

филологического факультета

председатель ________(Мельник Н.В.)

 

 

    Учебно-методический пособие «Фонетика современного русского языка» содержит рабочую программу курса, литературу (основную и дополнительную), систему практических занятий и вопросы к зачету по фонетике.

     Данное пособие предназначено для студентов I курса факультета филологии и журналистики и имеет целью способствовать усвоению теоретических сведений и выработке практических навыков фонетического анализа речевых единиц.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Введение

 

   Фонетика занимает особое место среди других лингвистических дисциплин. Лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка: значения, заключенные в словах, предложениях и в значимых частях слова – морфемах. Фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, с языковыми единицами, лишенными самостоятельного смыслового содержания.

   Фонетика – это наука, изучающая звуки, правила их сочетаемости, чередования, функционирования, а также суперсегментные единицы (ударение, интонацию). Кроме того, фонетика исследует и более крупные единицы членения речевого потока (слог, такт, фразу).

   Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Без знания фонетической системы языка нельзя построить его научную грамматику. Невозможно полно и непротиворечиво описать состав слова, процессы словообразования, морфологию без опоры на фонетику: морфемы, словообразовательные форманты, морфологические показатели в речи получают звуковое оформление, варьирующееся в зависимости от положения в фонетическом слове. Фонетика связана и с синтаксисом: интонация, ударение являются важными средствами оформления синтаксических единиц.

   Описательная фонетика имеет исключительно важное значение для создания алфавитов и орфографий ранее бесписьменных языков, дает теоретические основы для научного изучения орфографии, а также её преподавания, особенно в системе развивающего обучения. Поэтому знакомство с фонетической системой необходимо для учителя-словесника.

   ЦЕЛЬ курса – познакомить студентов-филологов с особенностями организации фонетической системы и законами функционирования её единиц в речи.

   ЗАДАЧИ:

1. Овладеть основной терминологией, отражающей системный и структурный аспекты изучения фонетического уровня языка.

2. Сформировать представление о системных отношениях единиц фонетической системы в языке и речи.

3. Выработать навыки анализа фонетического и фонологического состава слова и морфемы.

4. Осознать коммуникативную роль звука при построении связного текста.

5. Сформировать представление о содержании и аспектах изучения фонетики в школьной программе.

 

   Изучение фонетики предполагает лекционный курс (34 час.), практические занятия (34 час.) и самостоятельную работу студентов. Завершается курс фонетики ЗАЧЕТОМ.

 

РАЗДЕЛ I

 

Фонетика как система звуковых единиц

Русского языка

   1. Понятие звуковой системы русского языка и звука речи.

   Уровни языка, единицы разных уровней и их взаимодействие. Фонема – единица фонематического уровня языка. Звук как единица речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Функции сегментных единиц. Типологические тождества и различия как основа системности фонетического уровня языка. Общая характеристика артикуляционного аппарата. Аспекты изучения фонетических единиц. Связь фонетики с другими разделами науки о языке. Понятие фонетической транскрипции.

   2. Классификация звуков.

   2.1. Артикуляционная характеристика гласных звуков.

   Гласные и согласные, их сходство и различие. Классификация гласных по ряду, подъему, лабиализованности/нелабиализованности.

   2.2. Артикуляционная классификация согласных звуков.

   Характеристика согласных по месту и способу образования, работе голосовых связок, палатализованности/непалатализованности. Различные классификации согласных, их достоинства и недостатки.

   2.3. Акустическая классификация звуков.

   Издержки артикуляционной классификации. Необходимость акустической классификации звуков. Понятие системного, релевантного признака. Понятие бинарной оппозиции. Соотнесение артикуляционной и акустической классификации.

 

 

РАЗДЕЛ II

 

Фонология

  

   1. Теория фонемы.

   Фонема и её признаки. Фонема и звук речи. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Их соотношение.

   2. Фонологическая система русского языка.

   Состав гласных фонем. Система согласных фонем. Долгие согласные в русском языке. Спорные случаи в составе фонем. Парадигматические отношения фонем. Оппозиции фонем. Одномерные и многомерные оппозиции. Эквиполентные, градуальные, привативные оппозиции.

   3. Изменения фонем в потоке речи.

   Понятие потока речи. Понятие сильной и слабой позиции. Перцептивно сильные и перцептивно слабые позиции гласных и согласных фонем. Сигнификативно сильные и сигнификативно слабые позиции гласных и согласных. Действие фонетических законов. Звуковые законы гласных и согласных фонем.

   4. Чередования фонем.

   Фонемный ряд как функциональное единство фонем при сохранении тождества морфем. Позиционные чередования, их виды. Параллельные чередования. Перекрещивающиеся чередования фонем. Понятие вариации и варианта фонемы. Позиция нейтрализации фонем. Гиперфонема. Понятие о морфофонематической транскрипции. Исторические чередования. Отличие исторических чередований от позиционных.

   5. Из истории русской фонологии.

   Работы В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, Я.Н.Грота. Таблица гласных Н.М.Надеждина. Возникновение понятия фонемы. Потребности лингвистической науки и практики в понятии фонемы. И.А.Бодуэн де Куртенэ – основоположник теории фонемы. Понятие дивергентов и условия их выделения. Синтагматика и парадигматика фонемы в работах И.А.Бодуэна де Куртенэ. Историческая заслуга И.А.Бодуэна де Куртенэ в развитии мировой и отечественной фонологии.

   6. Теория фонемы в концепции Ленинградской, Московской и Пражской фонологической школы.

   Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ). История возникновения и развития школы. Основные представители. Понятие фонемы. Принцип соотношения фонемы и звука. Понятие «оттенка фонемы». Принцип установления фонемного состава языка. Фонетичность теории ЛФШ.

   Московская фонологическая школа (МФШ). История формирования школы. Её представители. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука. Понятие гиперфонемы. Фонологичность теории МФШ.

   Пражская фонологическая школа. История создания школы. Основные представители. Принципы характеристики звуков. Метод оппозиции как основной при характеристике звуков. Фонема. Определение фонемы. Соотношение фонемы и звука. Архифонема. Функционализм Пражской фонологической школы.

 

РАЗДЕЛ III        

 

Семантический аспект звука

   Понятие звукового символизма. Фонетическое значение и его статус. Отличие фонетического значения от лексического. Истоки звукосимволизма. Объективный и субъективный звукосимволизм. Звукосимвол в составе слова. Звуковая символика в поэтическом тексте.

 

РАЗДЕЛ IV

Слог и слогоделение

   1. Слог как фонетическая единица. Структура слога. Слогообразующие и неслогообразующие элементы. Классификация слогов.

   2. Проблема слогоделения. История разработки вопроса. Экспираторная теория. Теория мускульного напряжения. Сонорная теория. Их практическое применение.

 

РАЗДЕЛ V

 



2020-02-03 175 Обсуждений (0)
Семантический аспект звука 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семантический аспект звука

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)