Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА: Современные фонологические школы



2020-02-03 252 Обсуждений (0)
ТЕМА: Современные фонологические школы 0.00 из 5.00 0 оценок




(Коллоквиум)

    

1. Теоретический материал.

  Ленинградская фонетическая школа

1. История становления и развития школы. Основные представители

2. Понятие фонемы. Принцип соотношения фонемы и звука.

3. «Оттенок фонемы». Комбинаторные и позиционные оттенки.

4. Принцип установления фонемного состава языка.

 

  Московская фонологическая школа

1. История становления и развития школы. Основные представители.

2. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука.

3. Понятие гиперфонемы. Отличие фонемы и гиперфонемы.

4. Соотношение понятий: «фонема», «основной оттенок фонемы», «вариант фонемы», «вариация фонемы».

5. Принцип установления фонемного состава языка.

 

  Пражская фонологическая школа

1. История становления школы. Основные представители.

2. Принципы характеристики звуков. Метод оппозиции как основной при характеристике звуков.

3. Фонема. Определение фонемы. Соотношение фонемы и звука.

4. Архифонема. Синонимичны ли термины «гиперфонема» и «архифонема»?

5. Принцип установления фонемного состава языка.

       

   II. Практическое задание.

    1. Заполнить таблицу: «Как современные фонологические школы решают два основных вопроса фонологии».

 

Основные вопросы фонологии Московская школа Пражская школа Ленинградская школа
Как определяется соотношение звука и фонемы?      
Как устанавливается состав фонем в языке?      

 

2. Затранскрибировать текст в а) фонетической транскрипции

                                                б) морфофонематической (московская школа),

                                                 в) фонематической (ленинградская школа):

 

 

              Сквозь волнистые туманы

               Пробирается луна.

               На печальные поляны

               Льёт печально свет она.

                                     (А.С. Пушкин)

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка.

2. Булыгина Т.В. Пражская лингвистическая школа // Основные направления структурализма. М., 1964.

3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – С. 174-194.

4. Сидоров В.Н О московской фонологической школе // Развитие фонетики современного русского языка. – М., 1971.

5. Функциональная лингвистика // Звегинце6в В.А. История языкознания 19-20 вв. в очерках и извлечениях. – М., 1965. Ч.2.

6. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979. – С. 63-74.

 

Практическое занятие №11

ТЕМА: Слог и слогоделение

 

1. Теоретический материал.

1. Слог как фонетическая единица.

2. Структура слога. Классификация слогов.

3. Теории слогораздела. Теория мускульного напряжения.

4. Сонорная теория.

 

II. Практическое задание.

1. разделите слова на слоги с позиций теории мускульного напряжения и сонорной теории. Сравните слогоделение данных слов с возможностями их переноса. Дайте характеристику слогов в следующих словах:

разговор, окно, метр, станция, ванна, счастье, вопль, лайка, половодье, землетрясение.

2. Составьте модели слогов следующих слов:

артист, астма, воротник, ежевика, жнейка, население, объявление, раздолье, разоружение.

3. Составьте слова по следующим моделям слогов

Г- СГ – СГС; СГ – СГ; СГС – СГС; СГ – СС; ГС – СГ

              где гласный – Г, согласный – С.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 41-58.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 150-159.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – С. 166-177.

4. Зиндер Л.р. Общая фонетика. – С. 251-256.

5. Панов М.в. Современный русский язык. Фонетика. – С. 75-78.

6. Современный русский язык / Под. ред. В.А. Белошапковой. – С. 62-65.

7. Современный русский язык / Шанский Н.М., Иванов В.В. – С. 125-127.

 

Практическое занятие №12

ТЕМА: Русское словесное ударение

1. Теоретический материал.

1. Понятие словесного ударения.

2. Характер русского словесного ударения.

3. Место ударения в русском языке. Понятие речевого такта.

 4. Функции ударения.

5. Безударные (энклитики и проклитики) и слабоударяемые слова.

      

II. Практическое задание.

1. Определите функцию словесного ударения в словах:

  Хаос – хаос, хлопок – хлопок, самого – самому – самого – самому, белок – белок, рассыпать – рассыпать, слова – слова, вырезать – вырезать, орган – орган, село – село.

2. Используя словарь-справочник «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова определите, какой из вариантов ударения соответствует современной литературной норме:

  апартамент – апартамент, баржа – баржа, безудержно – безудержно.

  брался – брался, высоко – высоко, иначе – иначе, мышление – мышление.

  обжитый – обжитой.

3. Выпишите из названного словаря слова с вариативным ударением (например, заперта, индустрия, творог и т.п.)

4. Найдите проклитики и энклитики в тексте.

1) За ночь пережила полжизни, а утром встала бледная, печальная.

2) Вот и уж утро сереет, и мы расходимся, с какой-то приятной усталостью на душе.

3) Я прихожу к вечеру усталый, голодный, но мне казалось, что за день я вырос, узнал

что-то новое.

4) Он положил голову на руку, закрыл глаза и с полчаса сидел уничтоженный,

задавленный горем.

5) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём, ночью же казалось

всё другим, незнакомым.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – С. 60-87.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – С. 161-166.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – С. 222-239.

 

Практическое занятие №13



2020-02-03 252 Обсуждений (0)
ТЕМА: Современные фонологические школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА: Современные фонологические школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)