Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическое наблюдение как метод исследования в теории физической культуры



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
Педагогическое наблюдение как метод исследования в теории физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Педагогическое наблюдение  отличается от повседневного, бы­тового наблюдения в основном двумя чертами:

а) четко обозначен­ным предметом наблюдения,

б) разработанной системой фиксации наблюдаемых фактов (специальные протоколы, условные обозна­чения при записи и т. п.).

Педагогическое целенаправленное наблюдение предполагает четкую постановку его цели и задач, определение конкретного объекта, исполь­зование способов регистрации наблюдаемых процессов и явлений, пла­номерность. Оно позволяет видеть процесс (явление) «сиюминутно» и в динамике, фиксировать его фазы, этапы непосредственно «с натуры»; оно дает возможность получить довольно объективную информацию об объекте наблюдения. Этот метод, как и другие, целесообразно исполь­зовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесторон­ней характеристики объекта. Объектами наблюдения могут быть содер­жание учебно-тренировочного процесса, методы обучения, технология обучения и тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузки в процессе занятий, тех­ника и тактические варианты выполнения спортивных нагрузок.  По форме наблюдение может быть открытым, когда объект знает, что за ним наблюдают, и скрытым, когда наблюдаемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя. Материалы наблюдения должны быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений, в кино-, видео- и звукозаписях) [2, с.14].

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и учащегося. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д. [1, с.135].

Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук - ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности - секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.

Все научные исследования должны удовлетворять требованию объективности: результаты исследования не должны зависеть от личных качеств исследователя. В тех же случаях, когда при визу­альной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективным методом. Не­допустимо, например, оценивать только на глаз величину угла сги­бания в суставе или ритм движения. В таких случаях необходимо использовать какие-либо приемы объективной регистрации (фото-и киносъемку, магнитофонную запись и т. п.)[5, с.23].

Иногда уровень современных знаний не дает еще возможности для объективной регистрации какого-либо явления, хотя сам факт его существования не вызывает сомнений. Например, в худо­жественной гимнастике и фигурном катании на коньках существует такое понятие, как «выразительность» движений. Очевидно, что мастера художественной гимнастики обладают большей вырази­тельностью движений, нежели, например, люди, не занимающиеся физическими упражнениями. Это различие объективно существует, но в нашем распоряжении нет аппарата, который мог бы его до­статочно точно измерить. То же относится к таким характеристи­кам движения, как мягкость или, наоборот, скованность и пр. В тех случаях, когда невозможна объективная регистрация, прибегают к специальным приемам объективизации педагогических наблюдений; суть этих приемов сводится к тому, что наблюдение проводится одновременно несколькими людьми, которые, не сооб­щаясь друг с другом, оценивают в каких-либо условных единицах интересующий их показатель. Практика показывает, что в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, акробатика и другие, не­смотря на некоторые ошибки в судействе, удается достаточно спра­ведливо оценить степень подготовленности спортсмена. Используя эти оценки в исследовательских целях, надо специальными матема­тическими приемами определить степень совпадения оценок, давае­мых разными наблюдателями. Если это совпадение достаточ­но велико, полученные данные можно считать вполне объектив­ными.

Одним из широко распространенных методов фиксации при на­блюдении является хронометрирование (определение време­ни, затрачиваемого на выполнение тех или иных действий). Чаще всего используется хронометрирование либо какого-нибудь дли­тельно выполняемого движения (бега на 800 м через каждые 100 м, например), либо всего занятия.

Методы регистрации параметров движений в за­висимости от времени, необходимого для получения данных, делят­ся на 2 группы:

1) методы срочной информации;  2) методы отстав­ленной информации (В. С. Фарфель). Например, результаты кино­съемки могут быть восприняты лишь через некоторое время после выполнения движения (отставленная информация); показатели же динамограммы (записи усилий при отталкивании) часто могут быть получены сразу после окончания упражнения (срочная ин­формация). Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения[5, с.24].



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
Педагогическое наблюдение как метод исследования в теории физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическое наблюдение как метод исследования в теории физической культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)