Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выбор профессии учащимся



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Выбор профессии учащимся 0.00 из 5.00 0 оценок




Выбор профессии – наиболее важное решение, которое нужно принять в подростковом возрасте. В этом разделе мы подробно изучим процесс выбора, рассмотрим факторы, влияющие на него или способные повлиять.

Каждый человек нуждается в признании окружающими и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и способствовала утверждению чувства собственного достоинства.

Призвание для молодых людей – это тот единственный путь, который должен привести к достижению главных жизненных целей и осуществлению намерений. Это смысл их существования, та ниша, которую они должны заполнить в этом мире. Если подростки поверят, что жизнь имеет смысл и цель, они приложат все свои силы, чтобы обрести этот смысл и достичь этой цели, чему и посвятят своё время, талант и энергию. В том числе и путём выполняемой ими работы.

Выбор профессии подразумевает ответ на вопрос не только “Как я буду зарабатывать себе на жизнь ?”, но и “Как я собираюсь распорядиться своей жизнью ? “ (23, C. 54).

Для молодых людей, которые хотят посвятить свою жизнь служению людям и улучшению общества, в котором живут, выбор профессии будет зависеть от того, какие социальные потребности покажутся им наиболее важными и какие из них, работая, они смогут лучше удовлетворить. Таким образом, они ищут профессию, в которой станут наиболее полезными.

Другие же, стараясь быть “практичными”, выбирают такие профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны и к которым они лучше всего подготовлены. Такой выбор обоснован, прежде всего, экономическими мотивами и практическими соображениями, а также личными интересами, знаниями и навыками.

К тому же, поиски призвания могут становиться способом показать окружающим свою “взрослость”, финансовую независимость, свободу от родительской опеки и готовность жить самостоятельно. Работа воспринимается как дверь, ведущая в мир взрослых.

Однако иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное место, на которое их приняли или о котором они знают.

В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких – то выгод. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку своих целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющей смысл, приносящей удовлетворение работе.

Малая часть подростков предпочитает вообще не работать или работать не больше, чем это необходимо. Неприятие ценностей, воплощённых в жизни взрослых, и ценностей общества приводит таких молодых людей к мысли, что, максимально ограничив свои потребности в деньгах, они смогут вести жизнь простую, но яркую и делать то, что им нравиться. Иногда это означает вообще ничего не делать, в других случаях – это самозабвенное погружение в работу, позволяющую полностью себя реализовать, даже если совершенно не приносит денег.

Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в конкретных социальных условиях. В 30–60–х годах в нашей стране высокий престиж имели военные, инженерные профессии, в 70-80-х годах – гуманитарные, в 90-х – коммерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста юриста, переводчика, социолога, психолога (6, С. 20).

В.И. Журавлёв показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которого осуществляется профессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже оказываются плохими помощниками. Таким образом, решающая роль принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники школ поступают в то или иное профессиональное учебное заведение. (4, С. 59).

Существует множество способов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии их детьми. Один из вариантов – прямое наследование профессии: сын или дочь принимает дело родителей, продолжение семейного бизнеса представляется более лёгким и мудрым решением, чем начало своего собственного.

Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Несомненно, воздействует и общая атмосфера, профессиональные семейные традиции. Примерно 44% сыновей врачей также становятся медиками, а 28% сыновей адвокатов выбирают юридическую карьеру – процент значительно более высокий, чем при случайном выборе. (16, С. 52).

Родители иногда направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения в определённой школе или специализации в колледже, на приобретении указанной ими профессии. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов или желаний своих детей, могут обречь их на всю жизнь заниматься делом, к которому они совершенно не приспособлены.

Зачастую подростки не решаются возражать родителям и соглашаются с их желаниями, чтобы сделать им приятное или просто оттого, что сами не знают, чего хотят. Одним из мотивов такого “произвола” со стороны родителей может быть желание видеть, что ребёнок приобрёл специальность, которой они сами всегда интересовались, но так и не смогли её получить.

Еще одним важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, и тому имеется много причин.

Во-первых, интеллект является важным фактором, определяющим способность человека принимать решения. Существует более высокая вероятность, что способные подростки сделают соответствующий их интеллектуальным способностям, интересам, знаниям и возможностям профессиональный выбор.

Во-вторых, интеллект оказывает большое влияние на уровень стремлений молодого человека. Учащиеся, проявляющие высокие способности к приобретению знаний, как правило, ставят перед собой более высокие цели, чем менее способные.

В-третьих, способность индивида достичь успеха или потерпеть неудачу в выбранной работе зависит от уровня его интеллекта. По этой причине профконсультант, прежде чем приступить к оценке профессиональной пригодности конкретного человека, обычно определяет уровень его интеллекта, потому что некоторые профессии требуют более высоких способностей, чем другие. Но высокий коэффициент интеллекта (IQ) ещё не гарантирует профессионального успеха, так же как и низкий IQ не предвещает неминуемую неудачу. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества индивида определяют его успех не в меньшей степени, чем интеллект. Высокий IQ доказывает только то, что данный индивид обладает способностью достичь успеха в решении интеллектуальных задач определённого уровня, но для большей объективности следует принимать в расчёт и реальные достижения конкретного человека. Способные и целеустремлённые люди обычно отличаются более рациональным подходом к изучению материала, ставят перед собой более высокие цели в профессиональной деятельности и карьере по сравнению с людьми способными, но не целеустремлёнными.

Различные профессии требуют и различных способностей. Например, при тестировании пригодности к специальностям из области механики проверяются соответствующие знания: типы шестерён, гаечных ключей, измерительных инструментов, прочность материалов, размеры крепёжных деталей, или же некоторые способности – такие как ловкость и сноровка рук, пальцев. Для некоторых профессий требуется физическая сила, для других – скорость и координация движений, для третьих – пространственное представление. Определённые виды деятельности требуют особого таланта, художественных, музыкальных или литературных способностей.

Для некоторых профессий необходимы творческие способности, оригинальность и самостоятельность мышления. Иные требуют умения согласовывать свои действия с действиями других, сотрудничать с людьми и правильно выполнять указания. Наличие определённых способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, даёт возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.

Оказывают заметное влияние на выбор профессии и социально-экономические факторы и факторы престижа.

Очень важным фактором при выборе работы является финансовое вознаграждение за труд. Появляется всё больше данных, свидетельствующих об изменении целей и мотивации молодых людей при выборе специальности.

В середине 1980-х более половины опрошенных учащихся средней школы указали, что хотели бы изучать гуманитарные дисциплины и работать в социальной сфере, что говорит о важности для них нематериальных ценностей. В 1999-е годы выпускники выбирают профессии более престижные и дающие больше возможностей для развития карьеры (наиболее популярны наука и техника, компьютеры и бизнес). (14, С. 37).

Подростки могут также сказать, что выбирают данную профессию просто потому, что её название эффектно звучит, или потому, что эта специальность престижна. В нашей культуре определились, по меньшей мере, пять критериев ценности профессии: 1) “белый воротничок”; 2) самостоятельность в работе;

3) чистая работа; 4) престиж работы в бизнесе зависит от размера дела;

5) предпочтение отдаётся работе в учреждениях и на предприятиях по сравнению с той же работой, выполняемой для одного человека.

Были и другие попытки классифицировать достоинства профессий. Один из методов предусматривал три основные группы ценностей: ориентированные на человека, ориентированные на особые вознаграждения и ориентированные на самовыражение. Выбор профессии будет зависеть отчасти от того, что кажется молодому человеку самым важным. Общественное мнение также влияет на юных. Профессии, которые считаются наиболее престижными и имеющие самый высокий статус, пользуются большей популярностью, чем менее престижные и имеющие низкий статус.

И в заключении хотелось бы ещё раз обозначить те факторы которые оказывают влияние на выбор профессии учащимися.

К числу этих факторов были отнесены: социальные потребности; востребованность той или иной профессии на рынке труда; стремление подростков и юношей казаться взрослее; отсутствие свободных рабочих мест; престижность профессии; влияние социальной среды, родителей, учителей и т.д.; уровень умственных способностей; требования профессии; интересы учащегося.

И это далеко не полный список тех причин которые руководят молодым человеком вступающим во многообразный и изменчивый мир профессий.

 

 

                       

 

 

                2. Специфика профконсультирования

Содержание процесса индивидуального профессионального консультирования

Индивидуальная консультация – одна из форм работы в области профессионального консультирования, ориентированная на отдельного человека (11, С.23).

Как процесс активного взаимодействия консультанта с клиентом, с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения она является основным видом деятельности консультанта.

Главная задача профконсультанта – помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии.

Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в ней много “неизвестных” слагаемых, ограничений объективного характера, вариантов решений и проверить их правильность можно лишь по истечении некоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеет множество различных признаков. При этом выбирается не столько сама профессия, сколько способ достижения жизненного успеха.

Принято условно подразделять индивидуальную консультацию на такие пункты как: информационную, диагностическую, коррекционную и формирующую.

Информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим вопросам:

- интересующие профессии и основные качества, необходимые для работы по ним;

- предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;

- возможности обучения и переобучения по различным специальностям;

- конъюктура рынка труда;

- возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.

Для достижения информационной цели консультант не только снабжает клиента достаточно полной и достоверной информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.

Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции консультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы,возникающие у консультируемого.

Такая консультация предполагает использование профконсультантом различных справочников, информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм. Это особенно значимо при профконсультировании молодёжи – именно эта категория клиентов имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации.

Помимо традиционно используемых видов информации в процессе консультирования можно использовать различные информационные материалы развивающего характера.

Например, это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора.

Диагностический компонент в разном объёме присутствует в любой профконсультации.

Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально – психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера.

Применяя психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.

В профконсультировании основным предметом диагностики в той или иной степени является профессиональная пригодность.

Обычно при определении профессиональной пригодности используется “схема наложения”: предполагается, что большинство профессии предъявляют к человеку определённые требования; с помощью стандартного набора методик психологической и психофизиологической диагностики можно выявить достаточно устойчивые индивидуальные особенности консультируемых и при наложении на них сетки профессиональных требований установить наиболее подходящие для данного человека профессии. Однако эта схема имеет ряд недостатков:

1. При диагностике интеллектуальных и специальных способностей не учитывается влияние деятельностного опыта, сферы общения, содержания образования (формального и неформального). Результаты таких тестов не учитывают индивидуальный темп овладения умениями;

2. В юношеском возрасте происходит интенсивное развитие – психологическое, физическое, духовное, поэтому при изменении образа жизни, содержания учебной и трудовой деятельности индивидуально – психологические особенности могут значительно измениться;

3. “Схема наложения” задаёт профконсультанту упрощённый алгоритм деятельности, вследствие чего тот имеет дело уже не со сложной, а иногда и противоречивой личностью клиента, с набором однозначных формальных данных.

В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что клиент начинает более серьёзно задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с её результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врождённых индивидуально – типических свойств психики (психофизиологи – ческих, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни консультант может дать рекомендации следующего плана:

- как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;

- от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;

- как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путём проб и ошибок.

Профконсультанту необходимо быть осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.

Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы развития необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер.

В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий.

При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке и его уверенности в себе.

Прогнозируемая степень удовлетворённости человека его деятельностью во многом зависит от того, насколько его ожидания соответствуют реальным особенностям профессии. Одни и те же обстоятельства для разных людей могут иметь совершенно различный личностный смысл. Обмануться в своих ожиданиях легче всего в молодом возрасте.

Коррекционная работа профконсультанта проводиться на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок. Она включается в процесс консультирования и не имеет определённого алгоритма.

Развивающие возможности профконсультации заложены в любых применяемых методах, но особенно в разного рода активизирующих средствах – профориентационных карточных играх, упражнениях и заданиях.

Одно из ключевых направлений в профконсультировании клиентов – содействие формированию жизненной перспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта более широкого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием.

Задача консультанта – помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной но и других сфер жизни. При этом следует учитывать возрастную специфику: “образы будущего в юности ориентированы прежде всего на результат, а не на средства его достижения, то есть жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами” (16, C.32).

Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять различие между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.

Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо ответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию.

Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодёжь, например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планирует своё будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу “то что хорошо для всех, хорошо и для меня”.

В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только на противоречивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентаций. Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту трудно определить очерёдность и направленность своих действий.

Следующий шаг в построении жизненной перспективы – постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определённого события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям.

Жизненные планы – ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели.

Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимальность, согласованность, дифференцированность.

Продолжительность определяется по тому, насколько далеко человек заглядывает в будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворённости жизнью.

Реалистичность выражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.

Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Она зависит от уже имеющихся жизненных достижений.

Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с прошлыми и настоящими.

Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое.

Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдалённой перспективы, отдельных последовательных этапов.

В ходе профконсультации такое развёрнутое построение жизненной перспективы очень трудно реализовать. Учитывая критерии оптимальной перспективы, консультант может помочь клиенту осознать собственное будущее, оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.

Профконсультанту не следует “переделывать” клиента на нужный лад в процессе консультирования. Его задача – выявить данные качества с помощью диагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы и найти оптимальное решение с учётом всех имеющихся возможностей.



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
Выбор профессии учащимся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выбор профессии учащимся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)