Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Сила зла, творящая добро



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Глава 3. Сила зла, творящая добро 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Перед нами Москва конца двадцатых - начала тридцатых годов. «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». Вскоре этим двоим, литераторам Михаилу Александровичу Берлиозу и Ивану Бездомному, пришлось встретиться с неизвестным иностранцем, о наружности которого впоследствии были самые противоречивые показания очевидцев. Автор же дает нам его точный портрет: «...Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый - почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой Словом - иностранец». Это Воланд - будущий виновник всех беспорядков в Москве.

Кто он? Если символ мрака и зла, то почему в его уста вложены мудрые и светлые слова? Если пророк, то почему рядит себя в черные одежды и с циничным смехом отвергает милосердие и сострадание? Все просто, как он сам сказал, все просто: «Я - часть той силы...». Воланд - Сатана в иной ипостаси. Образ его символизирует не зло, а его самоискупление. Ибо борьба зла и добра, тьмы и света, лжи и правды, ненависти и любви, малодушия и душевной силы продолжается. Борьба эта внутри каждого из нас. А сила, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, растворена повсюду. Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни [24, с.113].

 


 

Образ Воланда

 

Воланд (переводится с древнееврейского как «черт») - представитель «темной» силы, художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Он явился в Москву с одной целью - узнать, изменилась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. Ведь Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала новые принципы переустройства, новые ценности, новую жизнь. И что же видит он? Москва превратилась в подобие Великого бала: ее населяют большей частью предатели, доносчики, подхалимы, взяточники [14, с. 45].

Булгаков наделяет Воланда широкими полномочиями: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает - жизнь или смерть, осуществляет возмездие, раздавая всем по заслугам: « Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!». За свои четырехдневные гастроли в Москве Воланд, кот Бегемот, Коровьев, Азазелло и Гелла выворачивают наизнанку деятелей окололитературной и околотеатральной среды, чиновников и обывателей, определяя «кто есть кто». Цель деятельности «князя тьмы» — обнажить сущность явлений, выставить на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение денег в доллары и прочая чертовщина - раскрытие пороков человека. Фокусы в Варьете - испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: «Ну что ж они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж, милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…» [9, с. 100].

Воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла. Воланд в художественном мире романа - не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга. Это похоже на то, что мы не знали бы, что такое белый цвет, если б не было черного, что такое день, если б не существовало ночи. Но наиболее полно диалектическое единство, взаимодополняемость добра и зла раскрываются в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?».

Добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками. Кто же может вступить в борьбу со злом, кто из героев романа достоин «света»? На этот вопрос отвечает роман, написанный Мастером. В городе Ершалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляется человека: Иешуа Га-Ноцри, считавший, что злых людей не бывает и что самый страшный грех - это трусость. Вот это тот человек, который достоин «света» [24, с. 127].

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Москву. «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Все, что может Иешуа, - это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро. Мир - это своеобразные весы, на чашах которого лежат два груза: добро и зло. И пока сохраняется равновесие, мир и человечество будут существовать.

У Булгакова дьявол - это не только вершитель зла, это одухотворенное существо, которому не чуждо ничто человеческое. Поэтому Воланд многим героям дарует прощение, достаточно наказав их за пороки. Прощать - главное, чему должен научиться человек в своей жизни.

Образ Маргариты

 

Примером следствия нравственной заповеди любви является в романе Маргарита. Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, потому что в нем прочитываются черты одного из самых близких Булгакову людей - Елены Сергеевны Булгаковой [21, с. 117].

На Елену Сергеевну Маргарита оказалась похожей поразительно. И та, и другая жили сытной обеспеченной жизнью, спокойно и без потрясений: «Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Словом ... она была счастлива? Ни одной минуты! Что же нужно было этой женщине?! Ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его...». Внешнего портрета Маргариты автор не дает. Мы слышим звук ее голоса, ее смех, видим ее движения. Неоднократно Булгаков описывает выражение ее глаз. Всем этим он хочет подчеркнуть, что для него важен не внешний облик, а жизнь ее души. Булгакову удалось выразить настоящую, верную, вечную любовь, которая естественным образом проясняет главную мысль романа. Любовь Маргариты и Мастера необычна, вызывающа, безрассудна - и этим как раз привлекательна. В нее верится сразу и навсегда. «За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» [21, с. 118].

Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы Мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке. «Довольно: - говорит он Маргарите, - «Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушие и не вернусь к этому вопросу, будь спокойна. Я знаю, что оба мы жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе... Ну, что же, вместе и понесем ее». Духовная близость Маргариты с Мастером настолько сильна, что Мастер не в состоянии забыть свою возлюбленную ни на минуту, а Маргарите видит его во сне.

В образе Маргариты ярко отражены творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова устойчивым эстетическим законам. С одной стороны, в уста Маргариты вложены самые поэтические слова о Творце, о его бессмертии, о прекрасном «вечном доме», который станет ему наградой. С другой стороны - ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла, запускает «острые когти» в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому, выливая ведра воды в ящики его письменного стола. Маргарита с ее яростной, наступательной любовью противопоставлена Мастеру: «Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной коморке и думала только про одно - про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза, а теперь, когда обрушилось счастье, ты меня гонишь?». Свою яростную любовь сама Маргарита сравнивает с яростной преданностью Левия Матвея. Но Левий фанатичен и поэтому узок, любовь же Маргариты всеобъемлюща, как жизнь. С другой стороны, своим бессмертием Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату. А своей беззащитной и одновременно могущественной человечностью - всесильному Воланду. Маргарита борется за свое счастье: во имя спасения Мастера заключает договор с дьяволом, тем самым губит свою душу. Надежда на то, что тем ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!».Маргарита стала обобщенным поэтическим образом любящей женщины, женщины так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, яростно расправляющейся с врагом Мастера Латунским: «Внимательно прицелившись, Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жалобный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный инструмент. Маргарита рвала и метала молотком струны. Разрушение, которое она произвела, доставило ей жгучее наслаждение ...» [7, с. 119].

Маргарита отнюдь не во всем представляет собой идеал. Нравственный выбор Маргариты был определен в пользу зла. Она продала душу дьяволу ради любви. И этот факт заслуживает осуждения. По религиозным убеждениям она лишила себя шанса попасть в рай. Еще один ее грех - участие в бале Сатаны вместе с величайшими грешниками, которые после бала превращались в прах, возвращались в небытие. «Но этот грех совершается в иррациональном, потустороннем мире, действия Маргариты здесь никому не причиняют вреда и потому не требуют искупления». Маргарита берет на себя активную роль и пытается вести ту борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой отказывается Мастер. И страдание рождает в ее душе жестокость, которая, однако, не укоренилась в ней [22, с. 45].

С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия. Она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера. Она говорит: «Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло». Но этим не ограничивается милосердие Маргариты. Даже будучи ведьмой, она не теряет самых светлых человеческих качеств. Человеческая натура Маргариты, с ее душевными порывами, преодолением соблазнов и слабостей, раскрывается как сильная и гордая, совестливая и честная. Именно такой Маргарита предстает на балу. «Она интуитивно с сразу схватывает истину, как способен на это лишь нравственный и разумный человек с легкой душой, не отягощенный грехами. Если она по христианским догмам и грешница, то такая, которую язык не поворачивается осудить, ибо любовь ее на редкость самоотверженна, так может любить только истинно земная женщина». С любовью и творчеством связаны понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины и гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Именно с образом Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь [4,с. 100].


Заключение

Творчество Михаила Булгакова – замечательная страница в истории русской литературы XX столетия. Благодаря ему литература стала более многогранной в тематическом и жанрово-стилевом отношении, избавилась от описательности, обрела черты глубокого аналитизма.

Роман «Мастер и Маргарита» по праву принадлежит к числу величайших произведений русской и мировой литературы XX века. Булгаков писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, потому, вероятно, роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. По сей день, мы убеждаемся в глубине творческих поисках автора, что подтверждается непрекращающимся потоком книг и статей о писателе. В романе присутствует некий особый магнетизм, своеобразная магия слова, которая очаровывает читателя, вводит в мир, где реальность невозможно отличить от фантазии. Магические действия и акты, высказывания героев на высшие философские темы мастерски вплетены Булгаковым в художественную ткань произведения.

Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Добро для М. Булгакова - это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не страшно перенести боль и страдания. Очень важна и ярка мысль автора, произнесенная устами Иешуа: «Все люди добрые». То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть двенадцать тысяч лун назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает борьбу писателя и веру в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане внутренне?» - прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, очевидно, ощущается горькое «нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы». Основной свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, самым тяжким из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования обезличенного индивидуализма.

Тема добра и зла у М. Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Главная ценность произведения состоит в том, что Михаил Афанасьевич Булгаков считает только человека способным преодолеть любое зло наперекор обстоятельствам и соблазнам. Так в чем же спасение непреходящих ценностей по Булгакову?

Двойственность человеческой природы, при наличии свободной воли человека, является единственным фактором порождения как добра, так и зла. В мироздании нет ни добра, ни зла как таковых, но есть законы природы и принципы развития жизни. Все, что дано для жизни человека, не плохо и не хорошо, но становится тем или другим в зависимости от того, как каждый из нас применяет данные ему способности и потребности. Какое из существующих в мире зол мы ни взяли бы, творцом его будет не кто иной, как сам человек. Поэтому мы сами творит свою судьбу и сами избираем свой путь.

Воплощаясь из жизни в жизнь во всевозможных условиях, положениях и состояниях, человек, в конце концов, выявляет свой истинный лик, выявляет или божественный, или демонический аспект своей двойственной природы. Весь смысл эволюции заключается именно в том, что каждый должен показать, представляет ли он собой будущего бога или будущего дьявола, обнажая одну из сторон своей двойственной природы, а именно ту, которая соответствовала его устремлениям или в сторону добра или в сторону зла.

Через судьбу Маргариты представляет Булгаков нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и содержится его сила. Маргарита у писателя - идеал. Мастер - носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, то, что он отступил, не продолжил борьбу за свою идею. Необычен и образ сатаны в романе. Зло для Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью.

Писатель показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая. Если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романе смог охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности, о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.

 


 

Список использованной литературы

Акимов, В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против дьяволиады./ В. М. Акимов. - М., 1995.-160 с.

Андреев, П. Г. Беспросветье и просвет. / П. Г. Андреев. // Литературное обозрение.-1991. - № 5.- С.56-61.

Бабинский, М. Б. Изучение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в XI классе. / М. Б. Бабинский. - М., 1992.- 205 с.

Белый, А. Д. О «Мастере и Маргарите» / А. Д. Белый. // Вестник русского христианского движения. –1974. -№112.- С.89-101.

Боборыкин, В. Г. Михаил Булгаков. / В. Г. Боборыкин. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита: роман. / М. А. Булгаков.- Минск, 1999.-407с.

Галинская, И. Л. Загадки известных книг. / И. Л Галинская. - М.: Наука, 1986.-345с.

Грознова, Н. А. Творчество Михаила Булгакова / Н. А. Грознова.- М., 1991.-234с.

Казаркин, А. П. Истолкование литературного произведения: вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. / А. П. Казаркин.- Кемерово, 1988.-198 с.

Колодин, А. Б. Свет и во тьме светит. / А. Б. Колодин. // Литература в школе.-1994.-№1.-С.44-49.

Лакшин, В. Я. Мир Булгакова. / В. Я. Лакшин. // Литературное обозрение.-1989.-№10-11.-С.13-23.

Немцев, В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. / В. И. Немцев. - Самара, 1990.- 142 с.

Петелин, В. В. Возвращение мастера: о М. А. Булгакове./ В. В. Петелин. - М., 1986.-111 с.

Рощин, М.М. Мастер и Маргарита./ М. М. Рощин. - М., 1987.-89 с.

Русская литература XX века: учеб. пособие/ под ред. В. В. Агеносова.-М., 2000.-167с.

Сахаров, В. Э. Сатира молодого Булгакова. / В. Э. Сахаров. - М.: Художественная литература, 1998.-203с.

Скорино, Л. В. Лица без карнавальных масок. / Л. В. Скорино. // Вопросы литературы. -1968.-№ 6.-С.6-13.

Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия. / Б. В. Соколов.- М., 1997.

Соколов, Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: очерки творческой истории. / Б. В. Соколов.– М., 1991.

Соколов, Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. / Б. В. Соколов. - М., 1997.

Чеботарева, В. А. Прототип булгаковской Маргариты. / В. А. Чеботарева. // Литература в школе. -1998.- №2.-С. 117-118.

Чудакова, М. О. Жизнеописание М. Булгакова./ М. О. Чудакова.- М., 1988.

Янковская, Л. И. Творческий путь Булгакова. / Л. И. Янковская.- М.: Советский писатель,1983.- 101с.

Яновская, Л. М. Треугольник Воланда/ Л. М. Яновская. - М., 1991. – 137с.

 



2020-02-03 177 Обсуждений (0)
Глава 3. Сила зла, творящая добро 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Сила зла, творящая добро

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)