Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова
1.Найти однокоренные слова.
СНЕЖНАЯ СКАЗКА Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лёд снегурки. С. Погореловский
2. К выделенным словам подобрать однокоренные (стихотворение записывается на доске). У леса на опушке Жила зима в избушке. Она снежки солила В берёзовой кадушке, С. Островой 3. Определить, однокоренные ли выделенные слова (стихотворение записывается на доске).
Я ДРУЗЕЙ НАРИСОВАЛА У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Варя варит, Валя валит, Света светит, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Но не дам ей утонуть! Я спасу подружку Тоню: Подрисую что-нибудь.
ИГРЫ
КТО БОЛЬШЕ? Учитель называет слова (дом, лес, пень, сад, мост), а учащиеся образовывают новые при помощи суффиксов -ик, -ок, -ёк. Кто больше запишет слов, тот выигрывает. Отгадать загадки.
ЗАГАДКИ 1. Я несу в себе водицу. Нам водица пригодится, Можно мыться без хлопот, Если есть... (водопровод).
2. Ем я уголь, пью я воду, Как напьюсь — прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс И называюсь... (паровоз).
3. По волнам плывёт отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое?.. (Пароход.)
4. Зимой, в часы веселья, Вишуна яркой ели я. Стреляю, точно пушка, Зовут меня... (хлопушка).
НАЙДИ ДРУЗЕЙ СЛОВ Играющие подбирают к словам мир, орех, осина, берёза, малина, свет однокоренные. Кто больше подберёт однокоренных слов и объяснит правописание безударной гласной в корне, тот победитель. Отгадать загадки и сказать, что помогло узнать отгадки.
ЗАГАДКИ 1. Меня слепым зовут всегда. Но это вовсе не беда. Я под землёй построил дом. Все кладовые полны в нём. (Крот.) 2. Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёжик.) 3. Сроду он не ест, не пьёт — Песни звонкие поёт. И с урока, на урок Подаёт свой голосок. (Звонок.) 4. Много бед таят леса. Волк, медведь там и лиса! Наш зверёк живёт в тревоге. От беды уносит ноги... Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверёк зовётся?.. (Зайка.) 5. И зелен и густ На грядке куст. Покопай немножко — Под кустом... (картошка). 6. Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути. И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый... (барабан), 7. Серебряный конь по всему морю пробежал, а ног не замочил. (Месяц.) 1. Образовать слова из рассыпанных частей слов! по-, нёс; вы-, пере-, шел; от-, по-, за-, ехал; на-, под-, над-, писал. Объяснить правописание приставок. 2. Назвать слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Объяснить почему.
ВЕСНУШКИ Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла,— Зависело б от мыла Веснушки я б отмыла. А. Шибаев 1. Не всякая бездна (пропасть) — без дна. 2. Какая досада: не успел дойти до сада, как его закрыли. 3. Не вертись с подносом у меня под носом.
ЛЕНТЯИ Сидел он на окошке И размышлял о кошке. Вдруг подумал: «А у сов Есть усы иль нет усов?» Я. Козловский
УГАДАЙКА Подряд три предлога возьмём, Целое дерево найдём. (Сук.)
3. Обратить внимание на то, что в русском языке есть только предлог с, но нет з.
ЗАГАДКА С ногами — без рук, с боками — без рёбер, с сиденьем — без живота, со спинкой — без головы. (Стул.)
4. Одинаков ли смысл предложений? Они обедают в три часа. Они обедают три часа. 5. Из каких трёх предлогов можно сложить название домашнего животного? ШАРАДЫ Шарады — это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
1. Мой первый слог — предлог, — Совсем для вас не новый. Второй —градусник Покажет жар у больного, А целое моё — Стихийная беда. Его потушите, Коль близко есть вода. (По-жар.) 2. Жилище — первый олог, Затем идёт предлог, А в целом я огромна И называюсь... (дом-на). 3. Мой первый олог — предлог, А во втором мы проживём всё лето, А целое от нас и вас Давно уж ждёт ответа. (За-дача.) 4. Корень в нем такой же, как в слове домашний, суффикс такой же, как в слове шарик. Какое это слово. (Домик) Практическая часть
Цель нашей работы– пронаблюдать, как дидактическая игра влияет на усвоение изучения состава слова. Конспект урока Тема: «Состав слова» Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова; закрепить навыки разбора слова по составу. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, самостоятельность. Воспитывать аккуратность, уважение друг к другу. Ход урока - Ребята, а знаете ли вы игру под названием «Что? Где? Когда?». Как называются участники игры? (Знатоки) - Хотели бы вы быть «знатоками»? - Чтобы получить такое высокое звание надо много знать, правильно давать ответы на вопросы. - Сегодня на уроке мы проведем игру «Что? Где? Когда?», а задания нам прислали учащиеся из другой школы. С некоторыми заданиями они не справились. Я надеюсь, что вы выполните все задания и получите звание «знатоков». (Учитель делит класс на две команды). - Сейчас мы проведем разминку и узнаем, чему будет посвящена наша игра. Давайте разгадаем кроссворд: 1. Учебное помещение для занятий (класс) 2. Верхняя одежда женская или мужская (пальто) 3. Корм для лошади (овес) 4. Защитник Отечества (солдат) 5. Лиственное дерево с белым стволом (береза) 6. Красна девица сидит в темнице, хвост - на улице(морковь)
(Дети называют отгадки. Один вызванный ученик на доске заполняет словами строки кроссворда). - Дети, внимательно посмотрите на слова и попробуйте найти слово, «спрятанное» в кроссворде по вертикали (состав) - Верно! Это слово состав оно имеет несколько значений. (Дети с помощью учителя выясняют, что состав может быть: слова, вещества; в армии – офицерский, солдатский состав; есть пассажирский (грузовой) состав; состав команды и т.д.) - Сегодня на уроке нас будет интересовать только состав слова. Из каких частей может состоять слово? Какая часть слова не изменяется? Что называется корнем слова? Какие слова называются однокоренными? - Молодцы! А вот наше первое задание! (На доске вывешены конверты (для каждой команды отдельно) с заданиями. Один участник из каждой команды выходит к доске, выбирает задание и решает у доски, остальные на месте. Если учащийся затрудняется, ему помогает его команда. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание, получает звездочку, т. е. получает звание «знатока»). Конверт 1. Задание для 1-ой команды 1) Выпишите только пары однокоренных слов. Подосиновик — осина, гриб — боровик, мебель — стул, лес — лесник, домик — избушка, стол — столбик, стол — столик, книга — учебник, книга — книжный. 2) Объясните, почему вы не выписали остальные пары слов. Задание для 2-ой команды 1) Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой — синонимы. Море — морской, трава — травушка, плясать — танцевать, грусть — тоска, грусть — грустный, тихий — спокойный, туман — туманный. 2) Внимательно рассмотрите слова каждого столбика. Что общего в словах каждой группы? Конверт 2. Задание для 1-ой команды. 1) Выпишите только слова, в которых суффикс -арь указывает на лицо («тот, кто ...»). Словарь, аптекарь, библиотекарь, свинарь, вратарь, главарь, букварь, виноградарь, дикарь, пахарь. 2) Докажите, что в остальных словах суффикс -арь имеет значение «предмет». Задание для 2-ой команды. Спишите слова, распределяя их на две группы в зависимости от значения суффикса -ист-: 1) «тот, кто ...»; 2) «имеющий много ...». Какой частью речи окажутся слова каждой группы? Трубочист, душистый, солист, землистый, гористый, пушистый, лучистый, тракторист, гитарист, виолончелист, горнист, журналист, сахаристый. Конверт 3. Задание для 1-ой команды. Образуйте от слов дом, стол слова со значением «маленький» и со значением «огромный». Какие суффиксы вам для этого понадобились? Задание для 2-ой команды. От слов волк и орел образуйте и напишите слова со значением: 1) «самка животного», 2) «детеныш животного». Выделите морфемы, которые вносят в слова эти значения. Конверт 4. Задание для 1-ой команды. Прочитайте текст. Выпишите из него однокоренные слова с корнем -школ-. Объясните различие в значении этих однокоренных слов. Какая часть слова придает это различие?
Озорные буквы Не жалел Дошкольник Петя, Что однажды От него Убежали На рассвете Буква Д И буква О. Петя ходит В первый класс. Школьник В доме есть у нас! ( А. Шибаев )
Задание для 2-ой команды. Из текста выпишите слова с корнем –кат-. Объясните смысловые различия однокоренных слов. С помощью каких частей слова выражаются эти смысловые различия?
Мяч Покатился В огород, Докатился До ворот, Подкатился Под ворота, Добежал До поворота, Там . Попал Под колесо. Лопнул, Хлопнул — Вот и все. (С. Маршак)
Конверт 5. Задание для 1-ой команды. Напишите имена существительные, от которых образованы прилагательные кленовый, айвовый, карманный, малиновый, серебристый, завистливый, кожаный. Обозначьте суффикс, с помощью которого образовано имя прилагательное. Образец записи: слива слив суф. ов ый Задание для 2-ой команды. Выпишите однокоренные слова парами. Покажите стрелочкой, какое слово, от какого образовано. Образец записи: петь прист. за петь Стеклянный, стекло. Клеить, заклеить. Мусорный, мусор. Богатырь, богатырский. Конверт 6. Задание для 1-ой команды. Чтобы определить, одинаковую ли приставку имеют эти слова, установите, как они образованы. Подозвать, подоить, поддержать. Задание для 2-ой команды. 1) Выпишите слова с приставкой от- (ото-). Отопить, отодвинуть, отпарить, отощать, оттащить, отселить, отварить (капусту), оторвать, оттепель, отработать. 2) Объясните, почему вы не выписали остальные слова. Конверт 7. - Я прочитаю загадку, а вы попробуйте разгадать ее по моделям-отгадкам.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |