Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова



2020-02-03 313 Обсуждений (0)
Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Найти однокоренные слова.

 

СНЕЖНАЯ СКАЗКА

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

 С. Погореловский

 

2. К выделенным словам подобрать однокоренные (стихотворение записывается на доске).

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она снежки солила

В берёзовой кадушке,

 С. Островой

3. Определить, однокоренные ли выделенные слова (стихотворение записывается на доске).

 

Я ДРУЗЕЙ НАРИСОВАЛА

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет, Поля полет,

Паша пашет, Варя варит,

Валя валит, Света светит,

Соня спит, Катя катит, Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь.

 

ИГРЫ

 

КТО БОЛЬШЕ?

Учитель называет слова (дом, лес, пень, сад, мост), а учащиеся образовывают новые при помощи суффиксов -ик, -ок, -ёк.

Кто больше запишет слов, тот выигрывает.

Отгадать загадки.

 

ЗАГАДКИ

1. Я несу в себе водицу.

Нам водица пригодится,

Можно мыться без хлопот,

Если есть... (водопровод).

 

2. Ем я уголь, пью я воду,

 Как напьюсь — прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс

И называюсь... (паровоз).

 

3. По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?.. (Пароход.)

 

4. Зимой, в часы веселья,

Вишуна яркой ели я.

Стреляю, точно пушка,

Зовут меня... (хлопушка).

 

НАЙДИ ДРУЗЕЙ СЛОВ

Играющие подбирают к словам мир, орех, осина, берёза, малина, свет однокоренные. Кто больше подберёт однокоренных слов и объяснит правописание безударной гласной в корне, тот победитель.

Отгадать загадки и сказать, что помогло узнать отгадки.

 

ЗАГАДКИ

1. Меня слепым зовут всегда.

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом.

Все кладовые полны в нём. (Крот.)

2. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик.)

3. Сроду он не ест, не пьёт —

Песни звонкие поёт.

И с урока, на урок

Подаёт свой голосок. (Звонок.)

4. Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге.

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся?.. (Зайка.)

5. И зелен и густ

На грядке куст.

Покопай немножко —

Под кустом... (картошка).

6. Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый... (барабан),

7. Серебряный конь по всему морю пробежал, а ног не замочил. (Месяц.)

1. Образовать слова из рассыпанных частей слов! по-, нёс; вы-, пере-, шел; от-, по-, за-, ехал; на-, под-, над-, писал.

Объяснить правописание приставок.

2. Назвать слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Объяснить почему.

 

ВЕСНУШКИ

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,—

Зависело б от мыла

Веснушки я б отмыла.

 А. Шибаев

1. Не всякая бездна (пропасть) — без дна. 2. Какая досада: не успел дойти до сада, как его закрыли. 3. Не вертись с подносом у меня под носом.

 

ЛЕНТЯИ

Сидел он на окошке

И размышлял о кошке.

Вдруг подумал: «А у сов

Есть усы иль нет усов?»

 Я. Козловский

 

УГАДАЙКА

Подряд три предлога возьмём,

Целое дерево найдём. (Сук.)

 

3. Обратить внимание на то, что в русском языке есть только предлог с, но нет з.

 

ЗАГАДКА

С ногами — без рук, с боками — без рёбер, с сиденьем — без живота, со спинкой — без головы. (Стул.)

 

4. Одинаков ли смысл предложений?

Они обедают в три часа. Они обедают три часа.

5. Из каких трёх предлогов можно сложить название домашнего животного?


ШАРАДЫ

Шарады — это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

 

1. Мой первый слог — предлог, —

Совсем для вас не новый.

Второй —градусник

Покажет жар у больного,

А целое моё —

Стихийная беда.

Его потушите,

Коль близко есть вода.

(По-жар.)

2. Жилище — первый олог,

Затем идёт предлог,

А в целом я огромна

И называюсь... (дом-на).

3. Мой первый олог — предлог,

А во втором мы проживём всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

(За-дача.)

4. Корень в нем такой же, как в слове домашний, суффикс такой же, как в слове шарик. Какое это слово. (Домик)


Практическая часть

 

Цель нашей работы– пронаблюдать, как дидактическая игра влияет на усвоение изучения состава слова.

Конспект урока

Тема: «Состав слова»

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова; закрепить навыки разбора слова по составу.

Развивать мышление, внимание, наблюдательность, самостоятельность.

Воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.

Ход урока

- Ребята, а знаете ли вы игру под названием «Что? Где? Когда?». Как называются участники игры? (Знатоки)

- Хотели бы вы быть «знатоками»?

- Чтобы получить такое высокое звание надо много знать, правильно давать ответы на вопросы.

- Сегодня на уроке мы проведем игру «Что? Где? Когда?», а задания нам прислали учащиеся из другой школы. С некоторыми заданиями они не справились. Я надеюсь, что вы выполните все задания и получите звание «знатоков». (Учитель делит класс на две команды).

- Сейчас мы проведем разминку и узнаем, чему будет посвящена наша игра. Давайте разгадаем кроссворд:

1. Учебное помещение для занятий (класс)

2. Верхняя одежда женская или мужская (пальто)

3. Корм для лошади (овес)

4. Защитник Отечества (солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом (береза)

6. Красна девица сидит в темнице, хвост - на улице(морковь)


 

  1          
2            

3        
4            
5            
6            

 

(Дети называют отгадки. Один вызванный ученик на доске заполняет словами строки кроссворда).

- Дети, внимательно посмотрите на слова и попробуйте найти слово, «спрятанное» в кроссворде по вертикали (состав)

- Верно! Это слово состав оно имеет несколько значений. (Дети с помощью учителя выясняют, что состав может быть: слова, вещества; в армии – офицерский, солдатский состав; есть пассажирский (грузовой) состав; состав команды и т.д.)

- Сегодня на уроке нас будет интересовать только состав слова. Из каких частей может состоять слово? Какая часть слова не изменяется? Что называется корнем слова? Какие слова называются однокоренными?

- Молодцы! А вот наше первое задание! (На доске вывешены конверты (для каждой команды отдельно) с заданиями. Один участник из каждой команды выходит к доске, выбирает задание и решает у доски, остальные на месте. Если учащийся затрудняется, ему помогает его команда. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание, получает звездочку, т. е. получает звание «знатока»).

Конверт 1.

Задание для 1-ой команды 1) Выпишите только пары однокоренных слов.

Подосиновик осина, гриб боровик, мебель стул, лес лесник, домик избушка, стол — столбик, стол — столик, книга учебник, книга — книжный.

2) Объясните, почему вы не выписали остальные пары слов.

Задание для 2-ой команды 1) Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой — синонимы.

Море морской, трава травушка, плясать танцевать, грусть тоска, грусть грустный, тихий спокойный, туман туманный.

2) Внимательно рассмотрите слова каждого столбика. Что общего в словах каждой группы?

Конверт 2.

Задание для 1-ой команды. 1) Выпишите только слова, в которых суффикс -арь указывает на лицо («тот, кто ...»).

Словарь, аптекарь, библиотекарь, свинарь, вратарь, главарь, букварь, виноградарь, дикарь, пахарь.

2) Докажите, что в остальных словах суффикс -арь имеет значение «предмет».

Задание для 2-ой команды. Спишите слова, распределяя их на две группы в зависимости от значения суффикса -ист-: 1) «тот, кто ...»; 2) «имеющий много ...». Какой частью речи окажутся слова каждой группы?

Трубочист, душистый, солист, землистый, гористый, пушистый, лучистый, тракторист, гитарист, виолончелист, горнист, журналист, сахаристый.

Конверт 3.

Задание для 1-ой команды. Образуйте от слов дом, стол слова со значением «маленький» и со значением «огромный». Какие суффиксы вам для этого понадобились?

Задание для 2-ой команды. От слов волк и орел образуйте и напишите слова со значением: 1) «самка животного», 2) «детеныш животного». Выделите морфемы, которые вносят в слова эти значения.

Конверт 4.

Задание для 1-ой команды. Прочитайте текст. Выпишите из него однокоренные слова с корнем -школ-. Объясните различие в значении этих однокоренных слов. Какая часть слова придает это различие?

 

Озорные буквы

Не жалел

Дошкольник

Петя,

Что однажды

От него

Убежали

На рассвете

Буква Д

И буква О.

Петя ходит

В первый класс.

Школьник

В доме есть у нас!

 ( А. Шибаев )

 

Задание для 2-ой команды. Из текста выпишите слова с корнем –кат-. Объясните смысловые различия однокоренных слов. С помощью каких частей слова выражаются эти смысловые различия?

 

Мяч

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота,

Там .

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул —

Вот и все.

 (С. Маршак)

 

Конверт 5.

Задание для 1-ой команды. Напишите имена существительные, от которых образованы прилагательные кленовый, айвовый, карманный, малиновый, серебристый, завистливый, кожаный. Обозначьте суффикс, с помощью которого образовано имя прилагательное.

Образец записи:  слива слив суф. ов ый

Задание для 2-ой команды. Выпишите однокоренные слова парами. Покажите стрелочкой, какое слово, от какого образовано.

Образец записи:     петь прист. за петь

Стеклянный, стекло. Клеить, заклеить. Мусорный, мусор. Богатырь, богатырский.

Конверт 6.

Задание для 1-ой команды. Чтобы определить, одинаковую ли приставку имеют эти слова, установите, как они образованы.

Подозвать, подоить, поддержать.

Задание для 2-ой команды. 1) Выпишите слова с приставкой от- (ото-).

Отопить, отодвинуть, отпарить, отощать, оттащить, отселить, отварить (капусту), оторвать, оттепель, отработать.

2) Объясните, почему вы не выписали остальные слова.

Конверт 7.

- Я прочитаю загадку, а вы попробуйте разгадать ее по моделям-отгадкам.



2020-02-03 313 Обсуждений (0)
Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)