Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пропагандистская информативная роль плаката в военный период.



2020-02-03 221 Обсуждений (0)
Пропагандистская информативная роль плаката в военный период. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

 

Плакаты стали популярны в конце 19 века с изобретением в 1865 году метода фотохромолитографии, что позволило значительно упростить технологический процесс печати и, соответственно, уменьшить затраты на производство. Именно изобретение этого метода дало возможность печатать плакаты массовыми тиражами.

Однако, днем рождения плаката принято считать 1482 год. В этом году англичанин Бартольд решил использовать плакат, чтобы прорекламировать новое издание «Геометрии Евклида». Данная рекламная кампания дала свои плоды и принесла большой успех и неоспоримую узнаваемость плакату.

Апогей популярности плаката приходится на период Первой Мировой войны. В Англии, России, Германии и Франции начинается активная разработка и массовое тиражирование агитационных плакатов. Данный вид плаката оказывает, наверно, самое сильное влияние на людей. Эти плакаты мотивировали, способствовали поднятию духа патриотизма, запугивали и высмеивали противника, выставляли его же в дурном свете. Однако, агитационные плакаты актуальны только в период военного конфликта.

На мой взгляд, самыми постоянными являются рекламные коммерческие плакаты, но это не относится к тематике курсовой работы.

Сейчас передо мной стоит цель – выявить информативную и пропагандистскую роль военного плаката, а также понять каким образом формируются образы врагов и союзников в данном виде плаката в англоязычных странах. Начну свою работу от общего (что из себя представляет плакат в целом) к частному (англоязычный военный плакат).

 

Глава 1.

         1.1. Плакат, как средство PR .

Для достижения целей PR используются разнообразные и многочисленные приемы и средства. Рассмотрим поподробнее одно из средств достижения этих целей – PR посредством печатной продукции, в данном случае – плаката.

Прежде чем заговорить непосредственно о плакате, стоит уяснить в чем суть эстетического влияния человека от художественных образов и искусства в целом. Так, в современной теории искусства говорится, что на смену различным концепциям, которые выделяют отдельные аспекты эстетического воздействия, приходит системная теория эстетического, в которой преобладает принцип целостного воздействия. В системно-организованной целостности выделяется три главные субсистемы: когнетивная (то есть познавательная, которая включает различные процессы восприятия, представления, мышления и памяти), регулятивная (соответствует эмоциональной и волевой сферам человека), коммуникативная (психологическое содержание всех форм общения людей между собой). Эстетическое воздействие на человека объясняется определенными психологическими механизмами. Поэтому вполне естественно, что в художественном образе и в том реальном воздействии, которое он оказывает на человека, мы можем выделить, например, познавательные или эмоциональные аспекты. Также главная особенность художественной идеи и художественного образа, которая в принципе определяет их фактическую эффективность, заключается в целостности, при нарушении которой происходит распад данного образа.

 

Теперь перейдем непосредственно к плакату. Начнем с ответа на вопрос, что он из себя представляет? А именно то, что плакат – это одна из самых массовых форм изобразительного искусства, которая выполняет определенную прагматичную функцию и нацелена на достижение поставленных социальных задач. Его основная идея должна быть выражена ясно, лаконично, доходчиво, непротиворечиво. Информация на плакате является, как правило, краткосрочной, то есть данная информация воздействует на человека в ограниченный промежуток времени. Поэтому такую информацию называют экспресс-информацией. Такая действенность предполагает особых требований к построению образа плаката и стилю его исполнения.

 С помощью сокращения глубины пространства, ограничения планов по максимуму, минимального использования светотени, простоты и резкость контура достигается лаконичность и простота художественного решения, что позволяет быстро и недвусмысленно донести информацию до человека. Оперативное полиграфическое тиражирование плакатов выдвигает дополнительные требования к ограничению количества цветов и стандартным размерам листа.

 Помимо всех необходимых требований, наибольшую трудность в искусстве плаката представляет достижение гармоничного единства содержания и художественной формы. Данное единство может быть получено только при должном психологическом воздействии плаката на человека, вызывая в памяти воспоминания и ассоциации. За этим последует повышенный интерес к данной тематике, будет затронуто мышление и эмоциональная сфера, поскольку восприятие и оценка художественного произведения всегда включают элементы сотворчества.

 

Правильно соотнести изобразительную и выразительную составляющие в плакате на деле не всегда получается, так как решение этого вопроса имеет специфичный характер, поскольку специфика плаката допускает широкое употребление знаков и символов, которые несут определенную смысловую нагрузку. За счет этой специфики, легко потерять связь с действительностью и в таком случае создатель плаката может уклониться в сторону формализма. Кроме того, ограниченность знаков и символов приводит к неизбежным повторам и переходам к штампу. Однако полный отказ от символики в плакате был бы решением не из лучших. Живописно-психологическая, а затем графическая манера исполнения в плакате имели несомненный успех, но они ведут к однообразию, так как теряется индивидуальный стиль плаката, к которому собственно и нужно стремиться. Индивидуальное стилевое единство и лаконичность плаката оказывало бы на зрителя разностороннее воздействие, пробуждая в нем всю гамму психических процессов и состояний.

Бессмысленно пытаться создать плакат, который воздействует только на эмоции, или только на внешний эффект восприятия, или только на «интеллектуальный интерес». Добавление частей к уже готовому образу не приносит почти никакого эффекта.  Художественный образ, несущий определенную идейно-эмоциональную нагрузку, возникает в сознании автора как некое целое и воспринимается тоже как целое. Если этого не произошло, значит, творческий акт и полновесное общение со зрителем просто не состоялись. Поэтому искусство плаката можно считать одним из самых сложных и утонченных среди всех искусств, так как оно также сочетает в себе элементы науки.

 

 

Существует ряд приемов привлечения внимания, которые строятся на использовании привычных ассоциаций и информативности определенных изображений. Допустим, предостерегающий жест человека на плакате может быстрее подействовать на наблюдателя, чем соответствующий знак или надпись. В силу нашего жизненного опыта поза человека, его лицо всегда очень информативны и потому обязательно привлекают внимание. Наибольший объем неречевой информации несут глаза человека, с которым мы общаемся. Специальные исследования психологов показали, что при рассматривании портретов и фотографий наблюдатель преимущественно фиксирует свой взгляд на глазах. Именно поэтому изображение глаз – это ­­­­­­эффективный способ привлечения внимания.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, относящийся конкретно к первой части первой главы, о том, что плакат – это одно из самых эффективных средств PR, которое обладает сильнейшим влиянием на людей (на их выбор, взгляды, мнения, мировоззрение и т.д.) в разные периоды и в разных сферах жизни: в политике, экономике, торговле и т.д. Влияние от плакатов обычно всегда дает свои плоды. Поставленные задачи и цели, как правило, достигаются. На мой взгляд, наибольшее действие на человека оказывает пропагандистский плакат. Данные плакаты активно тиражируются и распространяются во время каких-либо военных конфликтов, как внутри одной страны, так и между странами или союзами (блоками). Подробнее о пропагандистском плакате и его роли в военный период я расскажу в следующей части данной главы.

 

Пропагандистская информативная роль плаката в военный период.

Прежде чем заговорить непосредственно о пропагандистской роли военного плаката, стоит разобраться с самим понятием «пропаганда».

Пропаганда — довольно многогранное и сложное явление, она осуществляется в отношении вооруженных сил и мирного населения противника (в форме информационно-психологического воздействия); в отношении нейтральных государств, а также в отношении собственных военных сил и тыла. Ранее эти функции формирования определенной точки зрения не были сформированы в слаженную систему, а были разбросаны между органами государства и частными лицами, что естественно не способствовало эффективности.

Так как тема моего доклада посвящена конкретно англоязычным плакатам, то стоит устремить взор на то, как Британская империя осуществляла военную пропаганду.

К началу военных действий Британская империя имела наибольшее число профессиональных журналистов, большое количество «коммерческих агентов» по всему миру, множество современных типографий и отличную прессу. Дипломатическая, консульская, почтовая и телеграфная службы практически по всему миру способствовали налаживанию грамотной и скоординированной пропагандистской деятельности.

Не желая отставать от Германии, в августе 1914 года при министерстве иностранных дел Великобритании по поручению Д. Ллойд Джорджа было основано бюро военной пропаганды (WPB) во главе с либеральным депутатом, профессиональным журналистом и успешным писателем Чарльзом Мастерманом.

 

 

Разобравшись с понятием пропаганды стоит перейти непосредственно к военному плакату и его пропагандистской информативной роли. Стоит отметить, что плакат относится к визуальной пропаганде. Помимо плаката к данной пропаганде относятся детские игрушки, открытки, фотографии, иллюстрации, карикатуры, кинематографические ленты и другие. Целью использования визуальной пропаганды в период Первой Мировой войны была трансляция идей, обусловленных военным положением, с расчетом на их усвоение в задействованной аудитории.

Не все группы визуальных источников равноценны. Именно пропагандистские плакаты имеют преимущества перед остальными группами. Приоритет заключается в определении прямого и косвенного назначения предмета с элементом визуальной пропаганды; при условии, что критерием для его оценки будет именно пропагандистское назначение конкретной формы.

Для пояснения приведу такой пример. Прямое и единственное назначение пропагандистского плаката заключается в передаче зрителю изложенного в нем послания. В то время как, например, посуда с нанесенным на нее изображением пропагандистского характера в первую очередь служит либо декоративным целям, либо в качестве приспособления для приёма пищи, и уже во-вторых является пропагандистским средством.

Поэтому плакат, как средство пропаганды, является лучшим вариантом из всех остальных.

 

 

Теперь непосредственно перейду к ролям военного плаката. Данные плакаты играли немаловажную роль в призывной кампании. Это можно пронаблюдать на примере Великобритании. В этой стране до наступления лета 1916 г. в стране не существовало закона о всеобщей воинской повинности - в действующей армии служили лишь добровольцы, которых необходимо было как-то привлекать. Поэтому главной задачей в Великобритании было достижение большого потока призывников, для формирования и поддержания британских экспедиционных сил. Одним из направлений пропагандистской работы, устремленным к решению этой задачи, было изготовление плакатов патриотического содержания. Знаковой в этом отношении, являлась работа Альфреда Лита, с ликом лорда Китченера. Лит сотрудничал с рядом журналов, включая «Punch Magazin» и «London Optinion», причем в последнем, в номере за сентябрь 1914 года подданные британского монарха могли впервые видеть военного министра в качестве рекрутера. В скором времени, по настоянию Парламентского комитета по набору в армию, рисунок вышел отдельным тиражом уже в форме пропагандистского плаката. Подписан он был следующим образом: "Britons. Join your country wants you! God save the king" (Британцы. Ваша страна нуждается в вас! Боже храни короля).

На этом плакате в упор на зрителя смотрел, указывая пальцем, военный министр Лорд Китченер, облаченный в армейскую униформу. Плакат был популярен, и, по всей видимости, способствовал неслыханному энтузиазму начала войны, когда очереди на призывные пункты растягивались в Лондоне на несколько кварталов.

 

Помимо призывной, плакат выполнял также информативную роль для населения своей страны. То есть плакаты информировали людей о ситуации на фронте. Как правило, содержание было очень положительное. Даже если, например, войска Великобритании потерпят ряд поражений на фронте, от которых погибнет тысячи и тысячи солдат, на плакатах и в других источниках информации будет сообщаться, что на фронте все прекрасно: потери минимальны, ни одного проигрыша на счету Великобритании, избыток продовольствий, идеальные условия проживания солдат и т.д.

Такая информация воодушевляет людей, они не боятся за своих сыновей, мужей, внуков. Ведь «На Западном фронте без перемен».

Обозначив роли военного плаката, следует поподробнее рассказать о тематике военных плакатов в англоязычных странах, о чем и будет повествоваться мною в первой части второй главы.

 

 

Глава 2.



2020-02-03 221 Обсуждений (0)
Пропагандистская информативная роль плаката в военный период. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пропагандистская информативная роль плаката в военный период.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)