Рентабельность продукции
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
Дисциплина: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
Выполнил: студент гр. ____-______ _____________ Проверил: Доцент, к.э.н Сорокин Д.А.
«____»_____________
Челябинск 2007 Содержание Введение. 3 Часть 1. 4 Часть 2. 14 Заключение. 18 Список используемой литературы.. 21 Приложения. 22 Введение
Функционирование предприятий в рыночной экономике требует от них постоянного повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции на основе внедрения научно-обоснованных нововведений. Важнейшая роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности предприятия. Современные экономико-производственные системы отличаются большой сложностью, а, следовательно, значительными динамически изменяющимися во времени взаимосвязями. Для выбора рациональных или оптимальных экономических или технических решений в производстве и продвижении продукции на рынок необходимо обладать предысторией развития анализируемых систем. Тезис о необходимости использования полной, достаточной и достоверной информации для оптимального управления производственными системами приобрел жизненную важность. Получить же техническую или экономическую информацию по заданным факторам можно только при детальном анализе работоспособности предприятия по отдельным направлениям и функциям. А для этого следует обладать знаниями о правилах и методах анализа экономической деятельности предприятия на различных стадиях его жизненного цикла. Анализ (от греч. analisis) – это детальное расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, присущие данному объекту, с целью их изучения и выявления тенденций изменения под влиянием различных факторов. Полученные зависимости и закономерности синтезируются, т.е. объединяются в систему, для того чтобы вскрыть ее свойства, отличные от свойств элементов. Поэтому понятие «анализ – синтез» охватывает действия по расчленению и объединению элементов в какую-либо систему. При анализе экономической деятельности предприятия, как в любой отрасли научных знаний, в любой сфере человеческой деятельности (политической, межнациональной, общественной, социальной, экологической, культурно-бытовой и др.) обойтись без анализа элементов с дальнейшим их синтезом невозможно. Всюду требуется глубокое раскрытие того или иного положения, той или иной ситуации, того или иного процесса; это необходимо для точного формирования ожидаемых тенденций, соображений, предположений, а, также рекомендаций на любом уровне управления производством. Анализ экономической деятельности предприятия предполагает последовательное рассмотрение его состояний по функциям: хозяйственной деятельности, финансового состояния, а также анализа нововведений и инвестиций. Такой анализ довольно полно характеризует результативность работы предприятия.
Часть 1
а) Доля основного и оборотного капитала в структуре активов:
Совокупный капитал предприятия за анализируемый период увеличился на 3,31 млрд. руб. или на 25,2%. Причем увеличение внеоборотных активов составило 2,67 млрд. руб. или 23,9%, увеличение оборотных активов 0,64 млрд. руб. или 32,4%. Рост показателей свидетельствует о расширении деятельности предприятия. «Молодость» компании и отраслевая принадлежность (телекоммуникации) в большей степени будет определять значительную долю внеоборотных средств в общей величине активов.
б) Уровень и динамика фондоотдачи и материалоемкости:
ФОНДООТДАЧА | 80,086% | 84,345% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРАЛОЕМКОСТЬ | 10,002% | 9,997% |
Фондоотдача за анализируемый период увеличилась на 4,26% что связано в первую очередь с опережающим ростом выручки по сравнению с величиной основных производственных фондов (основных средств). Несмотря на примерно одинаковое абсолютное изменение исследуемых величин за анализируемый период выручка от продаж увеличилась на 2,31 млрд. руб. или на 28%, а величина основных средств увеличилась на 2,22 млрд. руб. или на 22%.
Изменение материалоемкости за анализируемый период практически не произошло вследствие одинакового относительного изменения выручки от продаж и материальных затрат на 28%. Значение материалоемкости составило на конец периода около 10%.
в) Структура себестоимости на рубль реализации и динамика компонентов:
Наименование показателя | За отч. год | За пред. год | ||
Σ | на 1 руб. реализации | Σ | на 1 руб. реализации | |
Мат. затраты | 1 052 881 | 0,100 | 822 009 | 0,100 |
в т.ч.: сырье и материалы | 613 411 | 0,058 | 529 743 | 0,064 |
топливо и энергия | 291 535 | 0,028 | 248 320 | 0,030 |
запасные части | 147 935 | 0,014 | 43 946 | 0,005 |
Оплата труда | 2 489 941 | 0,236 | 1 951 772 | 0,237 |
Отч. на соц. нужды | 876 607 | 0,083 | 692 756 | 0,084 |
Амортизация | 770 662 | 0,073 | 635 977 | 0,077 |
Прочие затраты | 2 556 793 | 0,243 | 1 853 373 | 0,226 |
в т.ч.: налоги, включаемые в затраты | 128 645 | 0,012 | 83 023 | 0,010 |
арендная плата | 67 124 | 0,006 | 228 547 | 0,028 |
подготовка и переподготовка кадров | 27 632 | 0,003 | 12 340 | 0,002 |
Итого по элементам затрат | 7 746 884 | 0,736 | 5 955 887 | 0,725 |
Анализ структуры себестоимости продукции показал, что наибольший вес в ней занимают оплата труда с социальными отчислениями и прочие затраты, занимающие на конец анализируемого периода 32,1% и 22,6% соответственно. Незначительную долю занимают материальные затраты и амортизация, 10% и 7,7% соответственно. За анализируемый период не произошло значительного изменения затрат. Максимальному изменению подверглись прочие затраты – увеличение за период составило 1,7% (за счет роста арендной платы на 2,2%). Остальные статьи затрат изменились менее, чем ±0,6%.
г) Сопоставить темпы роста;
· себестоимости и объема продаж
· постоянных затрат и объема продаж
· активов и объема продаж:
Показатели | На начало периода | На конец периода | Темп прироста |
Выручка от продажи | 8 218 489 | 10 531 981 | 28,15% |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 6 058 488 | 7 834 789 | 29,32% |
Постоянные затраты | 2 489 350 | 3 327 455 | 33,67% |
Величина баланса-нетто (активы) | 13 154 216 | 16 467 464 | 25,19% |
Себестоимость – объем продаж:
за анализируемый период произошел рост выручки и себестоимости, на 28,2% и 29,3% соответственно, однако тенденцию незначительно опережающего роста себестоимости над выручкой нельзя классифицировать как положительную.
Постоянные затраты – себестоимость – объем продаж:
за анализируемый период произошел рост выручки и постоянных затрат на 28,2% и 33,7% соответственно. Опережающий рост постоянных затрат над себестоимостью (29,3%) увеличивает операционный рычаг, т.е. наряду с увеличением «бизнес»-риска увеличивается вероятность повышения операционной прибыли предприятия. Однако постоянные материальные расходы должны покрываться постоянными доходами – выручкой, а ее динамика за анализируемый период неудовлетворительна.
Активы – объем продаж:
за анализируемый период произошел рост выручки и активов предприятия на 28,2% и 25,2% соответственно. Это косвенно свидетельствует об эффективном использовании активов предприятия.
д) Структура текущих активов:
Показатели | На начало периода | На конец периода |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения | 202 480 | 218 525 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 1 145 556 | 1 272 783 |
Запасы и НДС: | 590 814 | 1 083 019 |
из них налог на добавленную стоимость | 158 962 | 498 762 |
ИТОГО текущих активов | 1 938 850 | 2 574 327 |
Анализ структуры текущих активов показал, что наибольший вес в общей величине на начало периода занимали краткосрочная дебиторская задолженность и запасы – 59,1% и 30,5% соответственно. На конец анализируемого периода ситуация немного изменилась в сторону увеличения доли запасов и уменьшения доли средств в расчетах – 49,4% и 42,1% соответственно.
Анализ динамики текущих активов показал, что текущие активы увеличились на 635,5 млн. руб. или на 32,8%, и составили на конец периода 2,57 млрд. руб. Наибольший прирост испытали запасы (в т.ч. НДС) – рост произошел на 492,2 млн. руб. и составил 83,3%. Остальные статьи текущих активов – денежные средства и средства в расчетах – имеют незначительные отклонения: 7,9% и 11,1% соответственно.
Полученные данные анализа структуры и динами текущих активов позволяют сделать следующее заключение:
· компания придерживается агрессивной кредитной политики стимулирования продаж (продажи в кредит, рассрочка платежа, скидки):
· создание материальной базы для дальнейшего развития бизнеса (рост запасов и НДС, рост доли и объема последнего свидетельствует о росте задолженности бюджета по данному налогу перед предприятием вследствие крупных вложений в развитие)
е) Скорость и время оборота запасов:
Показатели | На начало периода | На конец периода |
Запасы | 431 852 | 584 257 |
Выручка от продажи | 8 218 489 | 10 531 981 |
Количество дней в периоде | 365 | |
Оборачиваемость запасов, в оборотах | 19,03 | 18,03 |
Оборачиваемость запасов, в днях | 19,18 | 20,25 |
Оборачиваемость запасов (без НДС) за анализируемый период, несмотря на опережающие темпы прироста запасов над выручкой – увеличение на 35,3% и на 28,2% соответственно, практически не изменилась – уменьшение оборачиваемости в оборотах с 19 до 18, и в днях 19,2 до 20,3. Подобное замедление оборачиваемости нельзя признать критичным.
ж) Уровень рентабельности предприятия, продукции, собственного капитала:
Показатели | На начало периода | На конец периода |
Величина баланса-нетто (активы) | 13 154 216 | 16 467 464 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 6 058 488 | 7 834 789 |
Реальный собственный капитал | 9 081 060 | 10 248 570 |
Валовая прибыль | 2 160 001 | 2 697 192 |
Чистая прибыль | 977 933 | 1 561 915 |
Рентабельность капитала предприятия | 7,43% | 9,48% |
Рентабельность продукции | 35,65% | 34,43% |
Рентабельность собственного капитала | 10,77% | 15,24% |
За анализируемый период темпы прироста выручки (+28,2%) и чистой прибыли (+59,7%) больше темпов прироста активов («всего» +25,2%), следовательно, можно говорить о повышении эффективности использования активов предприятия в отчетном периоде.
Рентабельность совокупного капитала предприятия за анализируемый период увеличилась на 2,05% и составила 9,48%, однако прирост рентабельности совокупного капитала связан, скорее всего, с удешевлением заемных ресурсов, а не с повышением эффективности основной деятельности. Рентабельность продаж в отчетном периоде незначительно, но сократилась на 1,23% и составила 34,43%, что является приемлемым результатом для предприятия телекоммуникационной отрасли
Рентабельность собственного капитала за отчетный период возросла почти на 5% и составила 15,24%. Такая тенденция характеризуется как положительная, и свидетельствует о повышении эффективности использования собственного капитала.
з) Влияние различных факторов на рентабельность активов фирмы:
Показатели | На начало периода | На конец периода | Изменение |
РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
| ||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 6 058 488 | 7 834 789 | 1 776 301 |
Чистая прибыль | 977 933 | 1 561 915 | 583 982 |
Рентабельность капитала предприятия | 7,43% | 9,48% | 2,05% |
РАСЧЕТЫ ДЛЯ ТРЕХФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ |
| ||
Фактор 1. Прибыльность продукции | 0,1190 | 0,1483 | 0,0293 |
Фактор 2. Фондоемкость продукции | 1,3582 | 1,3132 | -0,0450 |
Фактор 3. Фондоемкость оборотных активов (оборачиваемость ОбА) | 0,2424 | 0,2504 | 0,0080 |
Применив способ цепной подстановки получим следующее расчеты: | |||
1 расчет | 7,43% |
| |
2 расчет | 9,27% |
| |
3 расчет | 9,53% |
| |
4 расчет | 9,48% |
| |
|
| ||
За счет увеличения прибыльности продукции на 2,93% рентабельностиь капитала предприятия увеличилась на 1,83% | |||
За счет уменьшения фондоемкости основного капитала на 4,5% рентабельностиь капитала предприятия увеличилась на 0,27% | |||
За счет замедления оборачиваемости оборотных активов на 0,8% рентабельностиь капитала предприятия уменьшилась на -0,05% | |||
Итоговое изменение рентабельности капитала 2,05% | |||
|
|
и) Влияние различных факторов на рентабельность собственного капитала:
Показатели | На начало периода | На конец периода | Изменение | |
РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
| |||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 8 218 489 | 10 531 981 | 2 313 492 | |
Чистая прибыль | 977 933 | 1 561 915 | 583 982 | |
Величина баланса-нетто (актывы) | 13 154 216 | 16 467 464 | 3 313 248 | |
Собственный капитал | 9 081 566 | 10 248 570 | 1 167 004 | |
РАСЧЕТЫ ДЛЯ ТРЕХФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ |
| |||
Фактор 1. Рентабельность продаж | 0,1190 | 0,1483 | 0,0293 | |
Фактор 2. Оборачиваемость активов | 0,6248 | 0,6396 | 0,0148 | |
Фактор 3. Коэфициент финансовой зависимости | 1,4485 | 1,6068 | 0,1584 | |
Рентабельность собственного капитала | 10,77% | 15,24% | 4,47% | |
Применив способ цепной подстановки получим следующее расчеты: | ||||
1 расчет | 10,77% |
| ||
2 расчет | 11,95% |
| ||
3 расчет | 12,23% |
| ||
4 расчет | 15,24% |
| ||
| ||||
За счет увеличения коэффициента финансовой зависимости на 15,84% рентабельность собственного капитала предприятия увеличилась на 1,18% | ||||
За счет увеличения оборачиваемости активов на 1,48% рентабельность собственного капитала предприятия увеличилась на 0,28% | ||||
За счет увеличения рентабельности продаж на 2,93% рентабельность собственного капитала предприятия увеличилась на 3,01% | ||||
Итоговое изменение рентабельности капитала 4,47% | ||||
к) Расчет критического объема продаж в базовом и отчетном периоде:
Показатели | На начало периода | На конец периода | Изменение |
РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||
Выручка от продажи | 8 218 489 | 10 531 981 | 2 313 492 |
Общие затраты | 5 955 887 | 7 746 884 | 1 790 997 |
постоянные затраты | 2 489 350 | 3 327 455 | 838 105 |
переменные затраты | 3 466 537 | 4 419 429 | 952 892 |
Маржинальный доход | 4 751 952 | 6 112 552 | 1 360 600 |
Средняя цена продукции, руб. | 300 | 330 | 30 |
Удельные переменные затраты, руб./ед. | 127 | 138 | 12 |
Объем производства, усл. ед. | 27 395 | 31 915 | 4 520 |
РАСЧЕТЫ КРИТИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ | |||
а) в натуральных единицах, усл. ед. | 14 351 | 17 373 | 3 022 |
б) в стоимостном выражении, руб. | 4 305 325 | 5 733 234 | 1 427 910 |
Расчет критического объема продаж в натуральном и в стоимостном выражении показал, что для достижения точки безубыточности предприятию необходимо производить и продавать продукции больше на 3 022 шт. и 1,43 млрд. руб. соответственно. Такая динамика характеризуется как негативная, подтверждением тому является опережающий рост постоянных расходов по сравнению с маржинальным доходом (который выступает источником покрытия постоянных расходов) – на 33,7% и 28,6% соответственно.
Учитывая особенности развития телекоммуникационного бизнеса на ранней стадии (значительная доля заемного капитала, большие издержки, в том числе капитального характера), и превышение маржинального дохода над постоянными затратами на 522,5 млн. руб. дает запас финансовой прочности.
л) Анализ производственно-финансового левериджа:
Расчет эффектов операционного и финансового левериджей (рычагов) |
| ||||||||
Показатели | На начало периода | На конец периода | Изменение | ||||||
Собственный капитал | 9 081 060 | 10 248 570 | 1 167 510 | ||||||
Заемные средства | 4 073 662 | 6 218 894 | 2 145 232 | ||||||
EBIT, прибыль до выплаты налогов и % | 1 746 371 | 1 691 491 | - 54 880 | ||||||
Балансовая прибыль | 981 610 | 1 605 094 | 623 484 | ||||||
ЭФФЕКТ ФИНСОВОГО ЛЕВЕРИДЖА* | 1,78 |
1,05 | - 0,73 | ||||||
Постоянные затраты | 2 489 350 | 3 327 455 | 838 105 | ||||||
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |