Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ современной ситуации



2020-02-03 214 Обсуждений (0)
Анализ современной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В отношениях Украины и России назрел новый газовый конфликт. Именно это основная проблема!

Медведев потребовал взыскать с Украины газовый долг в размере 2,4 миллиарда долларов.

"С долгом Украины нужно окончательно определиться и взыскать его или в добровольном порядке, или в принудительном. Так, как это установлено действующим законодательством и в рамках наших двусторонних отношений", – заявил Медведев на встрече с главой "Газпрома" Алексеем Миллером.

Российский президент подчеркнул, что 2,4 миллиарда долларов – большие деньги для любого государства и любой компании, особенно в условиях текущей ситуации в мире.

Между тем, по словам зампреда правления НАК "Нафтогаз Украины" Владимира Триколича, Украина должна не "Газпрому", а компании-посреднику "РосУкрЭнерго". Причем должна не 2,4 миллиарда долларов, а почти вдвое меньше.

"С учетом всех нюансов долг перед "РосУкрЭнерго" на сегодня составляет 1 миллиард 260-270 миллионов", – заявил Триколич, подчеркнув, что перед "Газпромом" "Нафтогаз" никакого долга не имеет.

В свою очередь компания "РосУкрЭнерго" сделала заявление, опровергающее слова Триколича. По словам пресс-секретаря "РосУкрЭнерго" Андрея Кнутова, "НАК "Нафтогаз" не учитывает обязательства по оплате поставок газа в ноябре, а также штрафные санкции, которые, согласно нашему договору, налагаются за несвоевременную уплату долга". "На сегодняшний день, с учетом текущего месяца поставок, финансовые обязательства НАК "Нафтогаз Украины", согласно условиям контракта с нашей компанией составляют 2,4 миллиарда долларов, – сообщил "Газете.Ru" Кнутов. – Указанная задолженность Украины препятствует своевременным и полным расчетам "РосУкрЭнерго" с "Газпромом".

На встрече с российским президентом Миллер сообщил, что в настоящее время "Газпром" ведет с украинской стороной переговоры о долгосрочном газовом контракте сроком на десять лет, предусматривающим переход в расчетах за газ на рыночные цены, то есть вычисленных по формуле, которая используется при продаже газа в Европе.

"На корпоративном уровне степень готовности высокая, все необходимые документы готовы", – сообщил Миллер. Но главный вопрос переговоров – условия контракта на следующий, 2009 год.

Последние годы Украина и Россия все чаще спорят из-за энергоресурсов. В середине 2005 года между странами разразился нефтяной конфликт. Проблема заключалась в том, что российские компании ограничили поставки.

На сегодняшний день, в условиях экономического кризиса, сумма долга Украины России астрономическая и вопрос о возврате его Украиной весьма проблемный.

Но если вопрос долга не решится, под угрозой октябрьское соглашение "Газпрома" и "Нафтогаза" о переходе на прямые (без участия "РосУкрЭнерго") поставки газа по фиксированным ценам в 2009 и 2010 годах и переходе на рыночные цены с 2011 года. Миллер напомнил, что эти условия увязывались с погашением украинского долга.

Но даже если бы Украина была готова расплатиться, принять решение о выделении бюджетных средств для расчета с "Газпромом" сейчас некому. 12 ноября в отставку отправлен председатель Верховной Рады Арсений Яценюк, а без председателя Рада не может принять ни одного акта, и когда появится председатель – неизвестно.

Найти такие деньги – огромная проблема для бюджета, говорит Дмитрий Боярчук из аналитического центра CASE. Если они даже будут найдены, выплата 2,4 миллиарда долларов создаст значительное давление на резервы Нацбанка в условиях оттока капитала и ослабления гривны За октябрь резервы Нацбанка сократились с 37,529 до 31,923 миллиарда доллара, в конце октября МВФ согласился выделить кредит в 16,5 миллиарда долларов, но большая часть первого транша в 4,5 миллиарда долларов ушла на поддержку гривни. Долг сейчас получить невозможно, заявление Медведева – попытка укрепить позицию "Газпрома" на переговорах с "Нафтогазом", заключает Боярчук.

Цена газа для Украины с 1 января 2009 года может превысить 400 долларов за тысячу кубометров при переходе на рыночные отношения, заявил Миллер после встречи с президентом РФ.

По оценкам экспертов, такая цена будет смертельна для экономики Украины – сейчас мы покупаем газ по 179,5 доллара за тысячу кубометров. Между тем заявление председателя правления ОАО "Газпром" Алексея Миллера о цене на газ для Украины в 2009 году в размере 400 долларов за 1 тысячу кубов является политическим, заявил министр промышленной политики Владимир Новицкий.

Данные Дмитрием Медведевым указания главе "Газпрома" напрямую связаны как с российско-украинскими переговорами о цене на газ, так и с идеологическими демаршами Виктора Ющенко, – объясняет ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Судя по всему, переговоры идут достаточно сложно. Кроме того, денег на оплату долга у Украины нет, к тому же она пытается не допустить сильного повышения цены на газ. И все это на фоне лоббирования выборов президента Украины, которым активно занимается Виктор Ющенко. Все это, по мнению эксперта, весьма раздражает Москву. Однако основным поводом, считает политолог, является последний выпад Ющенко насчет чествования памяти жертв Голодомора

Чтоб изменить эту катастрофическую ситуацию усилия целесообразно направить на разработку и осуществление важных шагов в таких стратегических направлениях.

Первое направление. Опреде­ление и закрепление законодательно национальных интересов и приоритетов: развитие газовой сферы на основе разработки и внедрения правительством программы радикальных мер по сокращению потребления газа до 2015 года( ПРМЕГУ-2015); эффективное использование собственных газовых ресурсов (в т.ч. на основе современных нормативных документов, потому что, например, действующее постановление Кабинета министров Украины №786 от 15 июля 1997 г. “О порядке нормирования удельных затрат топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве” до сих пор разрешает применять временные расточительные, научно не обоснованные отраслевые методики нормирования затрат топливно-энергетических ресурсов). Приведение в соответствие с программами социально-экономического развития топливно-энергетических газовых балансов государства и его регионов; рыночное обеспечение эффективного и стабильного функционирования и развития газовой сферы, ее детенизация; активизация участия в международном разделении труда в газовой сфере, в создании современной энергокоммуникационной среды; превращение транзитного потенциала Украины в действующий стратегический ресурс.

Второе направление. Выявление, идентификация, учет или устранение внешних и внутренних вызовов и препятствий: проявление надлежащей политической воли к выработке и проведению самодостаточной, прозрачной энергетической политики; преодоление вызовов несовершенства и вредности посредничества в поставках и торговле газом; преодоление неготовности украинской системы газопользования конкурировать на рынке XXI века; ослабление угрозы политического давления на основе усовершенствования экономического сотрудничества; переосмысление энергетических возможностей Украины. Одним из серьезных вызовов является печальная участь НАК “Нафтогаз Украины”, которая была спровоцирована действиями предыдущего правительства и пути улучшения которой разрабатываются правительством Ю.Тимошенко.

Изучение и разумное использование международного опыта, улучшение диалога со странами—поставщиками газа, уменьшение барьеров на пути торговли и инвестиций, эффективное использование международных институтов в случае политического давления. Создание условий для невозможности дисбаланса между спросом и предложением газового ресурса. Реализация обеспечения экономического роста при уменьшении газопотребления. Политика газосбережения, сохранения и защиты окружающей среды.

Третье направление. Разработка основ и проведение самодостаточной, прозрачной и последовательной энергетической политики Украины. В отношении газовой сферы — модернизация системы газопользования и газовой инфраструктуры, стабилизация системы газообеспечения, укрепление энергетической безопасности государства, обеспечение охраны окружающей среды, сохранение и укрепление руководящей роли государства (через законодательство, систему регулирования деятельности естественных монополий). Государственное обеспечение эффективного использования и развития национальных достижений в газовой сфере, формирование современного понимания государственной функции управления структурой энергопользовани (СЭНП). Также государство должно сосредоточиться на макроэкономическом регулировании, стратегическом планировании, стимулировании экономических процессов на длительную перспективу, на системной гармонизации функционального, организационного и структурного развития СЭНП. Кроме того, государство обязано обеспечить реализацию законного статуса и эффективности работы формально существующего Национального агентства по обеспечению эффективного использования энергетических ресурсов, НАК “Нафтогаз Украины”, других ключевых ведомств.

Четвертое направление. Разработка и проведение активной политики экономических и рыночных реформ: внедрение энергоэффективной модели экономики; создание действенных механизмов государственного управления функциональным развитием топливно-энергетической сферы путем усовершенствования финансовой, ценовой, налоговой и таможенной политики; обеспечение прогнозируемости, эффективности и прозрачности рынка газа, демонополизация и детенизация рынка газа, легализация механизма расчетов и схем газоснабжения, предупреждение образования государственных долгов и их погашение передачей стратегических объектов; осуществление систематического государственного мониторинга рынка газа и его использование исходя из того, что наиболее эффективным регулятором системы “спрос—предложение” газа является контролируемый государством рыночный механизм; проведение эффективной ценовой политики и ценообразования, отказ от субсидирования потребителей социальной сферы за счет цены; проведение фискальной экономической политики по борьбе с расточительным и неэффективным использованием газа.

Исходя из тенденции политических событий по разрешению февральского кризиса газоснабжения Украины, можно надеяться, что между Украиной и Россией будет подписано соглашение о пятилетнем сроке адаптации Украины к оптимальным условно рыночным ценам на газ и транзитные услуги. Понятно, что без ПРМЕГУ-2015 делать это будет крайне сложно.

Пятое направление. Разработка эффективной и технологически совершенной газовой инфраструктуры: преодоление изношенности газотранспортной и газораспределительной системы (распределительные газовые сети давлением до 1,2 МПа составляют трубопроводную инфраструктуру длиной почти 287 тыс. км и около 51 тыс. газорегуляторных пунктов, требующих постоянных эксплуатационных вложений); усовершенствование и автоматизация системы управления, контроля и учета газопотоков (из-за ее несовершенства существуют неучтенные объемы списываемых газовых “потерь”); расширение использования природного газа в новых нетрадиционных установках (экономичные мини-котельные, микротурбины и т.п.); обеспечение надежности газовой инфраструктуры, профилактика и предупреждение аварийности; эффективное использование подземных газохранилищ, создание стратегического резерва газа (в ущерб национальным интересам предыдущее правительство отдало подземные стратегические газохранилища в аренду дочерней компании “РосУкрЭнерго” ЗАО “УкрГаз-Энерго” на 25 лет, теми же стараниями ЗАО “УкрГаз-Энерго” стало опасным монополистом на внутреннем газовом рынке — ПРМЕГУ-2015 должна позитивно решить участь распределительных газовых сетей); приведение цен и тарифов к экономически обоснованному уровню; упорядочение оплаты за использованный газ потребителями жилищно-коммунальных услуг, осуществляемой сегодня в основном по установленным нормам, почти вдвое превышающим фактические объемы потребления газа; усиление системы технического надзора и контроля над соблюдением обязательств лицензиатов (дабы в принципе исключить аварии, подобные произошедшей в Днепропетровске); снижение техногенной нагрузки на окружающую среду при добыче, транспортировке и распределении газа; внедрение в газотранспортной системе экономных газоперекачивающих агрегатов. Интенсификация разведки новых газовых месторождений, увеличение собственной добычи газа (к сожалению, статистика свидетельствует, что в Украине наблюдается уменьшение собственной добычи газа).

Шестое направление. Совершенствование политики международного сотрудничества и развитие газового моста в страны ЕС: укрепление роли существующей газотранспортной системы и ее дальнейшее развитие как важного фактора надежности и безопасности энерго­обеспечения и евроинтеграции; проведение надежной транзитной политики, усиление безопасности транзита газа, оптимизация тарифов за транзит и хранение газа в подземных хранилищах; переход в газовой сфере исключительно на прямые контракты; переход на долго­срочные контракты по транзиту; поиск новых источников и поставщиков газа, участие в строительстве новых евро-азиатских транспортных коридоров и маршрутов (“Белый поток” и т.п.).

Седьмое направление. Разработка основ и проведение эффективной организационной политики. Разработка и выполнение ПРМЕГУ-2015 требует создания и функционирования на этот период эффективного координационного органа при правительстве Украины. Для усиления функции государственного управления и ее эффективного осуществления, адаптации к изменчивой экономической и энергетической ситуации, принципиальным условием является необходимость создания Энергетического координационного совета при Кабинете министров Украины . Этот орган должен компетентно и оперативно обеспечивать реальную энергонезависимость государства, оценивать и направлять действия властей, квалифицированно и своевременно реагировать на все вызовы по дестабилизации сферы энергопользования.

 



2020-02-03 214 Обсуждений (0)
Анализ современной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ современной ситуации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)