Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Банк международных расчётов



2020-02-03 149 Обсуждений (0)
Банк международных расчётов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Банк международных расчётов (БМР) (англ. Bank for International Settlements (BIS)) — международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов; кроме того, это центр экономических и денежно-кредитных исследований.

 

Центральные банки ведущих торговых государств являются его учредителями, каждый назначает своего представителя в совет директоров; правление собирается не реже десяти раз в год. Штаб-квартира БМР расположена в Базеле.

 

Целью банка является:

 

“содействие развитию сотрудничества между центральными банками, создание новых возможностей для международных финансовых операций и деятельность в качестве доверенного лица или агента при проведении международных платежных операций, переданных ему на основании договоров со сторонами-участниками. (Статья 3 Устава БМР)“

 

Часть функции БМР в значительной степени взял на себя Международный валютный фонд. Сегодня основой его деятельности остаётся кооперация среди центральных банков. Кроме того БМР оказывает широкий спектр финансовых услуг центральным банкам стран-членов (предоставляет кредиты, принимает депозиты, выступает в качестве посредника или гаранта).

 

При Банке международных расчётов в 1974 г. был создан Базельский Комитет по банковскому надзору, который разрабатывает директивы и рекомендации, направленные на совершенствование банковского регулирования и ведёт работу по унификации требований к финансовому регулированию в разных странах. Кроме того под эгидой БМР действуют Комиссия по платежным системам, Комитет по глобальной финансовой стабильности, Группа по борьбе с подделкой денежных знаков и ряд других структур.

 

3. Для того чтобы рассмотреть модернизацию экономики, следует рассмотреть процесс глобализации. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Основными проявлениями глобализации считаются создание единого мирового рынка, основанного на свободном обмене товаров и капитала, широком доступе к зарубежным товарам потребителей и корпораций; активное развитие межгосударственных финансовых, торговых и производственных связей, расширившийся культурный обмен, возрастание информационных потоков между географически удаленными регионами, распространение технологий.

Следует ли считать феномен глобализации новым явлением международной и социальной жизни? Некоторые исследователи (вполне справедливо) полагают, что сегодняшние процессы мировой интеграции представляют собой не первую волну глобализации. Предшествующими следует считать эпоху Великих географических открытий и последующей колонизации, следующим крупным этапом можно считать новый уровень взаимодействия крупнейших национальных экономик в конце XIX - начале ХХ столетия.

Глобализация предполагает разделение мира на центр и периферию. Процесс глобализации отражает все возрастающую зависимость между государствами, особенно остро эта зависимость проявляется в отношении развитых и развивающихся стран. Современная глобализация продемонстрировала, что экономическое развитие «периферии» (под периферией, как правило, понимаются страны третьего мира) в еще большей степени, нежели прежде, зависит от хозяйственных потребностей и возможностей развитых стран.

От глобализации в первую очередь выигрывают развитые страны. Указанная возросшая взаимозависимость между национальными экономиками несет в себе угрозу финансово-экономической стабильности. Также важно отметить, что в результате процессов глобализации произошло приобщение значительной части человечества к плодам современного развития.

Глобализация представляет собой комплексный, объективный процесс. Данный процесс и его эффекты и результаты имеют разнообразные, порой диаметрально противоположные оценки. Мы хотели бы обратить внимание на один из аспектов глобализации и представить свою трактовку.

В условиях глобализующегося мира реформы в национальных государствах приобретают иное измерение, они перестают быть исключительно внутренним делом данного государства.

Мы хотели бы сосредоточиться на том, как международная интеграция и возрастающее влияние и вес международных организаций отражаются на процессах развития внутри национальных государств. Наша задача состоит в том, чтобы показать участие международных организаций в процессах развития в национальных государствах с позиции импорта институтов и содействия в проведении реформ.

Иностранная помощь – один из аспектов глобализирующегося мира – бесспорно, принесла пользу. В самых бедных африканских странах без иностранной помощи сотни тысяч людей погибли бы от голода и болезней. Среди таких международных организаций лидирующее положение занимают, пожалуй, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк). Международный Валютный Фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы.

МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь. МВФ декларирует помощь в построении и поддержании сильной экономики. Помимо оказания финансовой помощи, МВФ помогает членам выявлять и диагностировать проблемы финансовых систем; разрабатывать стратегии системных реформ и реструктуризации банков. Деятельность МФВ касается создания валютного рынка, основ денежно-кредитной политики, банковского регулирования и надзора, мер по борьбе с отмыванием денег, налоговой политики и администрации, управления государственными финансами.

Деятельность Международного банка реконструкции и развития носит более широкий характер. Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, также предоставляя техническую и финансовую поддержку. Основной целью МБРР является помощь странам в реформировании определенных секторов или осуществлении конкретных проектов. Например, здравоохранение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, образование, энергетика и добыча полезных ископаемых, инфраструктура – дороги, порты, помощь в создании институтов государственного управления (в западной литературе это принято называть public administration); содействие и поддержка политики институциональных реформ. Помощь Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. МБРР предоставляет развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты на цели развития.

Участие международных организаций в выработке политики в государствах-членах, особенно в странах-заемщиках приобрело за время их деятельности существенные масштабы.

Однако у иностранной помощи и поддержки есть и обратная сторона. Подобная практика становится самовоспроизводящейся, и, таким образом, серьезно подрывает возможности развития и ухода от сырьевой экономики.

Развитые страны все больше навязывают свои правила игры и модели развития, оказывая помощь развивающимся странам – как финансовую, материальную, так и консультационную. В свою очередь развивающиеся страны очень боятся лишиться иностранной помощи, в которой испытывают нужду (кто же захочет отказываться от иностранной помощи, пусть даже на основе кредита[5], если страна не обладает необходимым уровнем экономического, кадрового и организационного потенциала для проведения жизненно важных мер), следовательно, имеют все меньше влияния на процессы в своих обществах, выполняя указания международных экономических институтов для сохранения такой помощи.

Целый ряд развивающихся стран оказались в глубоком кризисе, следуя подобным рекомендациям международных финансовых организаций. Перед каждой страной стоят особые задачи, но в их стратегиях реформ имеются некоторые общие элементы: проведение стабильной экономической политики; укрепление институционального и кадрового потенциала; а также формирование благоприятных условий для предпринимательской деятельности, которые способствовали бы привлечению прямых иностранных инвестиций, созданию рабочих мест и сокращению бедности.

Теперь давайте рассмотрим влияние развитых стран на развивающиеся с точки зрения институциональной динамики, а именно заимствования или импорта институтов и практик. Институт здесь понимается как набор формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности. Можно условно выделить два вида институтов: организационные социальные институты или социальные организации; нормативные социальные институты, представляющие собой определенную систему социальных норм, стандартов поведения.

Факторы институциональных изменений можно разделить на внутренние и внешние. Мы имеем дело преимущественно с внешними факторами как лежащими за пределами национального государства.

Основная цель импорта институтов состоит в ускорении экономического развития. При этом не стоит забывать, что институт отвечает определенной общественной потребности.

Экспортеры института стремятся к унификации экономического, социального и политического пространства, поскольку это облегчает реализацию собственных задач в поле влияния.

Можно выделить ряд оснований институциональной динамики.

Институты могут базироваться на некоторой идеальной модели, то есть напрямую переносятся из теории в практику. Наиболее ярким примером тому служит период после Октябрьской революции, когда пришедшие к власти большевики действовали в соответствии с работами Маркса, Энгельса и их последователей. Это может быть навязывание (как встречный процесс - слепое заимствование) рыночных идей.

Второй вариант состоит в том, что институты воспроизводят образцы, уже существовавшие в истории данной страны. Поскольку институт заимствуется из прошлого, порой довольно далекого, здесь кроется опасность несоответствия и даже противоречия старого института новой сетке взаимодействий и правил в обществе.

Заимствование институтов извне может приобретать две формы. Заимствование самых передовых институтов у развитых стран безотносительно местных условий, существующих норм, в особенности неформальных, инфраструктуры, кадров и др. А также заимствование с адаптацией. Это более продуктивный вариант – конструирование институтов в развивающейся стране на основе адекватных (конгруэнтных) институтов, существующих в других странах. Здесь возможно одновременное заимствование нескольких вариантов института и их сосуществование. Импортирован может быть как действующий на настоящий момент институт, так и существовавший в прошлом той или иной страны.

Страны-импортеры, занимаясь реформированием государственного управления и народного хозяйства, стремятся в короткие сроки преодолеть тот путь, на который развитые страны затратили десятилетия. Очевидно, импорт институтов тесно связан с запаздывающей модернизацией (или догоняющим развитием).

Роль импорта институтов особенно возросла в свете межстрановой интеграции, деятельности международных финансовых организаций. Широкомасштабные реформы, проводимые в ряде стран, преследовали цель ускорения экономического развития путем заимствования лучших институциональных образцов – заимствования из наиболее эффективных систем. Однако практика свидетельствует о том, что институты, эффективные в одной системе, могут не принести никакой пользы, а в худшем случае – нанести вред импортирующей системе. В частности, МВФ, финансируя проведение реформ в целом ряде государств, рекомендовал максимально быстрый импорт и встраивание передовых институтов.

Проекты Всемирного банка, проводимые при поддержке международных организаций реформы часто не закрепляются, их не удается завершить и таким образом осуществить переход на новый уровень развития для данной страны. Причиной тому может служить появление дисфункций институтов. Основное внимание в исследованиях по данному вопросу обращено к проблеме несовместимости формальных и неформальных норм. Новые формальные институты, будучи трансплантированы, оказываются в окружении неформальных, сохранившихся в прежнем виде.

Ряд возникающих дисфункций при импорте институтов мы хотели бы особо отметить:

1. нехватка материальных средств, подготовленных кадров, организационное несовершенство.

2. неясность целей института, неопределенность функций, падение его престижа и авторитета.

3. потеря такого существенного качества института как деперсонализация деятельности, что приводит к изменению его функций в зависимости от интересов отдельных лиц, их субъективных качеств.

В результате институт все менее ориентирован на свою основную цель: обеспечение конкретной потребности.

Пока идет международная поддержка, институт функционирует, проблемы начинаются по ее завершении. С одной стороны, кредиты и займы международных организаций призваны содействовать развитию в определенных сферах. Удастся ли поддержать этот импульс развития? Основной вопрос, стоящий перед правительствами развивающихся стран – как обеспечить устойчивость инновационных практик? Ведь с прекращением иностранной финансовой поддержки у государства может попросту не оказаться ресурсов и новый институт постепенно перестанет выполнять свои функции и может прекратить свое существование. Здесь мы снова сталкиваемся с вопросом готовности государства к внедрению передовых практик – не слишком ли это дорого на данном этапе развития и существует ли объективная потребность (то есть спрос) на них?

Заимствование института поддерживается международными организациями, за которыми стоят интересы развитых стран как основных доноров средств. Страна-импортер стоит перед выбором: с одной стороны, принятие предлагаемого образца является неоптимальным в рамках сложившихся взаимодействий и правил, с другой – при отказе от иностранного участия она упускает конкретную выгоду получения материальной помощи. Таким образом, мы приходим к выводу о принудительном заимствовании института развивающейся страной. Отметим, что подобная ситуация возможна именно в условиях международной интеграции и все возрастающей взаимосвязи разных стран.

Глобализация порождает противоречие между возросшей взаимозависимостью и нарастанием дестабилизирующих воздействий. Отстающие страны превращаются в глобальный источник социальных, политических, экономических и даже военных вызовов для более благополучной части человечества. Международная помощь является тем средством, которое призвано гасить источники угроз стабильности.

Мы посмотрели на комплекс вопросов, связанных с глобализацией и проблемами развития в национальных государствах. Два основных: иностранная помощь, займы, кредиты самым бедным странам и к чему это приводит; экспорт институтов в развивающиеся страны. Иностранная материальная и консультативная помощь в проведении, например, рыночных реформ, реформирования государства в направлении повышения эффективности, роль этой помощи нуждается в отдельном изучении.

Роль и практика заимствования институтов усиливается и становится более распространенной в эпоху глобализации, но качественно дает совершенно неоднозначные результаты. Направленная на развитие, повышения темпов экономического роста, благосостояния и пр. деятельность международных организаций в условиях глобализации в действительности консервирует сложившуюся ситуацию зависимости и увеличивают неравенство. Программы развития не способствуют росту экономической самостоятельности и социальной активности в развивающихся странах. Развивающиеся страны оказываются перед новым вызовом: как поддержать импульсы развития и обеспечить его устойчивость в отсутствие международной помощи.

4. Республика Узбекистан является членом свыше 100 международных организаций.

 

Сотрудничество с Международным валютным фондом - член МВФ с 1992 года. С сентября 1993г. функционирует представительство МВФ. Узбекистану оказано техническое содействие по совершенствованию банковского законодательства, системы статистического учета и отчетности, бюджетной классификации и развитию платежной системы.

Ранее привлеченные два займа на общую сумму 242,7 млн. долл., на сегодняшний день своевременно погашены.

 

С 24 февраля по 12 марта 2005г. Республику Узбекистан посещала Миссия МВФ по обсуждению с Правительством Узбекистана вопросов экономических реформ и прогнозов развития на среднесрочную перспективу.

В совместном Меморандуме Правительства Республики Узбекистан и МВФ по вопросам экономической и финансовой политики предусмотрены конкретные меры по дальнейшему реформированию экономики, либерализации валютного рынка, созданию необходимых условий для обеспечения конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям. МВФ приветствовал решительность и приверженность Правительства по проведению программы макроэкономических и структурных реформ и положительно оценил принимаемые Узбекистаном меры.

 

Сотрудничество со Всемирным банком - с 1992г. Республика Узбекистан - полноправный член. 2 июля 1992г. введен в действие Закон Республики Узбекистан «О членстве Республики Узбекистан в Международном валютном фонде. Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации, Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций». Узбекистан входит в Швейцарскую группу стран-членов Всемирного Банка. С сентября 1992г. в г. Ташкенте функционирует представительство Всемирного банка.

С 7 по 22 октября 2005г. специалисты ВБ по вопросам образования во главе Э.Куадра посетив Узбекистан, провела рабочие встречи в министерствах народного образования, финансов, экономики и других заинтересованных ведомствах, ознакомилась с деятельностью сектора народного образования в Самаркандской, Бухарской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Хорезмской, Навоийской и Сырдарьинской областях.

 

В 2006-2009гг. планируется реализовать проект развития школьного образования за счёт кредита Международной ассоциации развития (МАР) в размере 40 млн. долл. США.

 

В настоящее время заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Узбекистан реализуются 7 инвестиционных проектов, финансируемых ВБ в размере 318,14 млн. долл. США.

 

Сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития - член ЕБРР с 1992г. После распределения акций ЕБРР между бывшими республиками СССР, Республике Узбекистан принадлежат 4 200 акций, на общую сумму 42 млн. ЭКЮ.

 

С мая 1993г. в г. Ташкенте функционирует Представительство ЕБРР. Банк начал реализацию первого проекта 23 ноября 1993г. (первая кредитная линия на поддержку малого и среднего бизнеса на сумму 60 млн. долл.).

 

В рамках проектов в частном секторе приоритет отдан развитию малого и среднего предпринимательства и микро-бизнеса.

 

В соответствии со Страновой Стратегией ЕБРР на 2003-2005гг. по Узбекистану осуществлялась реализация 10 инвестиционных проектов на общую сумму 62,2 млн. Евро, в таких сферах, как легкая промышленность, городская инфраструктура, средний и малый бизнес, телекоммуникации.

 

Всего за 1993-2005 гг. утверждены и реализуются 30 инвестиционных проектов с привлечением финансовых средств ЕБРР на общую сумму 584,3 млн. Евро. В рамках технического содействия ЕБРР одобрено 60 проектов на общую сумму 19,5 млн .долл., освоено - 10,6 млн.долл.

 



2020-02-03 149 Обсуждений (0)
Банк международных расчётов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Банк международных расчётов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)