Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


библиотека реклама манипулятивный книжный



2020-02-03 144 Обсуждений (0)
библиотека реклама манипулятивный книжный 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегодня невозможно представить себе отрасль, где бы ни внедрялись достижения информационной индустрии. От того, насколько оперативными и качественными сведениями обладает учреждение, насколько быстро умеет предложить их потребителю, во многом зависит успех и место на рынке конкурирующих организаций.

Библиотеки и издательства, пожалуй, именно те структуры общества, которые напрямую связаны с производством, накоплением, хранением и предоставлением информации. И те, и другие, независимо от форм собственности, крепко-накрепко вплетены в цепочку информация - производитель - потребитель, поэтому и сотрудничество между ними является крайне необходимым и полезным для обеих сторон.

Сейчас многие издающие организации ищут пути взаимодействия с библиотеками. Накоплен большой опыт по различным направлениям: книгоиздание, книгораспространение, комплектование фондов и специальные программы поддержки библиотек. По каждому из них продолжают развиваться старые проекты и открываются новые.

Что может отличать сотрудничество двух совершенно разных организаций: библиотек, представляющих бюджетную сферу, и издательств, относящихся к миру бизнеса? Всегда ли такое сотрудничество полноправное? На каких условиях оно осуществляется? Что ждут библиотеки от книжного бизнеса и что может предложить книжный бизнес библиотекам?

Чтобы подобное взаимодействие действительно было полноправным, необходимо учитывать два фактора.

Первый фактор связан с функциями библиотек, которые были и остаются бесплатными учреждениями для всего населения страны. В них приходят люди разного социального положения, вне зависимости от уровня своих доходов, цвета кожи, вероисповедания и т.д. Библиотеки - это учреждения культуры, образования, науки, центры информации и даже досуга, а подчас и выставочные залы, и музыкальные салоны, и клубы по интересам. Поэтому интерес этих организаций к литературе всеобъемлющ: им требуются художественные и деловые, сельскохозяйственные и медицинские, научно-технические и отраслевые, научно-популярные и специальные издания.

Второй фактор напрямую имеет отношение к бизнесу, главная задача которого - выгодно продать свой товар или свои услуги.

Если не учитывать эти два фактора, то эксперименты с формами сотрудничества могут обернуться значительными потерями как для библиотек (не поставленная литература, лакуны в фонде, отказы при обслуживании читателей и т.д.), так и для издательства, когда для них настанет время считать убытки [6].

Книжный бизнес является частью общей экономической системы, живет по законам рынка и подвержен всем болезням, присущим переходному периоду. Поэтому для эффективного осуществления экономической деятельности в книжном бизнесе необходимо учитывать среду, в которой реализуется бизнес. Современная Россия это сложная социально-психологическая среда, с нестабильными и неопределенными деловыми процессами, с растущим объемом информации и энтропии. При этом культурная и образовательная сфера не развиваются системно и целостно.

В 2006 году на книжном рынке наблюдались поглощения. Как и предполагалось, проводились они преимущественно крупными структурами, желающими таким образом усилить свои конкурентные преимущества, расширить ассортимент. Вместе с тем, можем констатировать, подобные схемы положительно работают только в случае налаженной организационной и управленческой системы, работающих коммуникациях. Иначе происходит усиление энтропийных процессов и развал компании.

Основные участники книжного бизнеса, по-прежнему ориентируются в издательской стратегии метода следования за лидером, т.е. производят и продают издания среднего уровня риска, предназначенного удовлетворить ожидания массового покупателя, текущий краткосрочный спрос и известные потребности. Акцент деятельности смещается к прагматичному сиюминутному извлечению денег, меньше затрат – больше прибыли. Эксплуатируется ориентация на производство, бюрократический подход, т.е. пассивный маркетинг.

Отдельные участники книжного рынка до сих пор используют агрессивные способы рекламы и продаж, пытаются заменить спрос предложением, преувеличивают ценность своих предложений и обманывают ожидания покупателя. Подобные манипулятивные стратегии приводят к росту потребительской неудовлетворенности, и как следствие отторжению покупателя от производителя, продавца и самого продукта.

Подобные тенденции приводят к обострению деловых отношений, несогласованной работе с клиентом, некачественной работе с ассортиментом, в стратегическом измерении, к девальвации интереса покупателя к книге.

Подобные принципы ведения экономической деятельности с каждым годом работают всё менее эффективно, массовый читатель уходит, наступает время индивидуальных предложений и коммуникаций.

Новые реалии требуют применения интеллекта и нематериальных активов, умения работать с людьми, организации открытых коммуникативных систем. Современный бизнес направляет фокус усилий на взаимодействия с субъектами рынка и средой, на отношения сотрудничества, на проактивную системную деятельность.

Реалии рынка предполагают и требуют изменений.

 


2.2 Потребитель и книга

 

Современному потребителю всё сложнее и сложнее лавировать в море противоречивой информации. Получив упрощенный доступ ко многим информационным источникам, он десакрализировал знание и невольно понизил его значимость.

Современный покупатель книжной продукции более требователен к качеству исполнения, его приоритеты и пристрастия носят непостоянный характер, лояльность определяется настроением, модой, стереотипами и представлениями. Большинство покупателей видят в книге утилитарный продукт, призванный единовременно удовлетворить информационно-эмоциональные потребности. Увеличивается интерес к книгам на электронных носителях (аудиокнигам, электронным текстам).

Лариса Ивановна Липень, директор ООО "Издательство деловой и учебной литературы": "Мобильность, динамизм, умение адаптироваться к ежедневно меняющимся условиям рынка. А понравиться читателю можно только одним – грамотным изучением спроса и потребностей покупателей в определенных изданиях и выпуском этих книг для рынка".

Покупатель начинает обращать внимание не только на общий антураж, сопровождающий издание, но и на репутацию производителя и продавца. А это реальный сигнал бизнес сообществу, что пора обратить усилия на улучшение своего имиджа, на повышение лояльности и уважения, развитие общественных отношений и связей. Т.е. пора осуществлять профессиональное делание с использованием маркетинговых коммуникаций, повышать информационную открытость, учиться вести диалог с потенциальными клиентами и партнерами, обществом в целом.

Вместе с тем, покупатель фактически лишен прямого доступа к информации по изданиям, не имеет возможности заказать и получить его персонально. Сегодня технические средства позволяют индивидуально работать с покупателем независимо от его территориального местонахождения, поэтому необходимо преодолевать экономические стереотипы и невежество, развивать маркетинговые коммуникации.

Олег Сергеевич Доброхвалов, генеральный директор ИТД "КноРус": "Убежден, что в первую очередь издатель должен заботиться о том, каким образом донести информацию о своих книгах. Именно производитель должен быть заинтересован в том, чтобы его товар был востребован, конкурентоспособен и интересен покупателю. Покупатель получит информацию о выпускаемых издателем книгах, обратится к книготорговцу, который с удовольствием возьмет этот товар у производителя и поставит его покупателю".

Сохраняются тенденции по сокращению жизненного цикла изданий, что предполагает пересмотр технологий маркетинга, активизацию инновационных решений, оптимизацию сроков производства идей.

Каждому издателю свои целевые аудитории, каждому магазину своих покупателей, каждому покупателю свои издания.

Обратившись к дискуссионному вопросу о причинах снижения интереса к чтению, заметим, что основной причиной служат не невысокие покупательские возможности и отсутствие доступа к книге, но общая культурная деградация и инволюция читабельного мышления, нежелание интеллектуально напрягаться. На фоне снижения общего культурного уровня книга по-прежнему остается наиболее доступной материальной формой трансляции информации, духовного и интеллектуального знания. Но, современный потребитель всё более тяготеет к легким формам досуга, покупатель дифференцируется по интересам и уровням потребления.

Илья Кормильцев, поэт, переводчик, главный редактор издательства "Ультра. Культура": "Я не вижу какого-то качественного прорыва в развитии общества, в котором мы живём. Путь вниз продолжается всё по той же лестнице".

Перед книжным сообществом стоит социальная задача, которая соответствует интересам бизнеса - развитие культуры потребления книги, т.е. культуры чтения, умения работать с текстом и транслировать его. Без грамотного читателя - не будет книжников.

Необходимо осознание, что условие выживания читателя и культуры чтения - это государственная задача, задача госслужащих и книжного сообщества [7].

 

2.3 Издательско-книготорговая библиография сегодня

 

Издательское дело и книжная торговля с момента возникновения развивалась в неразрывной связи с библиографией. Крупнейшие российские издатели и книготорговцы Н.И. Новиков, В.С. Сопиков, А.Ф. Смирдин, М.О. Вольф, И.Д. Сытин, Н.Г. Мартынов, П.П. Шибанов внесли большой вклад в библиографию, а ряд известных библиографов, начиная с В.Г. Анастасевича и В.И. Межова, успешно работали в книжной торговле.

Сегодня российское книжное дело на подъеме. В 2007 г. был установлен новый рекорд по числу названий выпущенных книг и брошюр – 108,8 тыс., что вдвое больше лучших российских показателей советского времени и почти в полтора раза выше общесоюзных. Без оперативной и надежной библиографической информации все сложнее обходиться профессионалам книжного дела и их клиентуре – читателям, покупателям. Издательско-книготорговая библиография и в эпоху компьютеров остается эффективным средством рекламы и пропаганды книг и чтения.

Библиографические базы данных о книготорговом ассортименте формируются и функционируют в двух вариантах – служебном (для внутреннего пользования) и публичном (веб-сайты в сети Интернет).

В работе книготорговых предприятий по формированию ассортимента почти не используются издательские библиографические пособия. Это можно объяснить и тем, что издательства прекратили их выпуск, и тем, что магазины предпочитают работать не с печатными каталогами, а с электронными прайс-листами.

Разработанный в 2001 г. и одобренный теоретиками и практиками книжного дела вариант "Единой информационной платформы в книжном деле", в котором содержатся такие важные компоненты, как библиографическое описание изданий, классификация изданий, электронный формат обмена данными об изданиях, депозитарии перспективной информации, так и не получил широкого распространения.

Каждое предприятие использует свою классификацию изданий. Московский дом книги разработал "Виды классификации" применительно к своему огромному универсальному ассортименту. Дом медицинской книги пользуется этой же классификацией, выбирая разделы, соответствующие своему специализированному ассортименту. "Библио-Глобус" использует для систематизации изданий разработанную на основе УДК "Общероссийскую классификацию литературы". Сеть "Букбери" перевела для собственных нужд английскую классификацию, содержащую только основные разделы ассортимента.

Все крупнейшие книготорговые предприятия имеют интернет-сайты, отличающиеся имиджевым оформлением и структурированием, способами формирования каталогов (алфавитного, тематического, издательского и т.п.), полнотой представляемых сведений о книгах и их отражения в книжной карточке, возможностями поиска.

Хотя современные принципы формирования библиографической базы книготоргового предприятия универсальны, все же имеются значительные различия в использовании информационных технологий. Негативным образом это сказывается на формировании той части, которую мы называем служебной базой. Дело в том, что унификация принципов ее подготовки есть основа эффективного взаимодействия всех субъектов книжного рынка. Только единообразие и унификация (стандартизация библиографической записи, введение единого электронного формата обмена библиографическими данными, единые принципы тематического структурирования) подготовки и формирования библиографической базы данных позволят приступить к созданию единого библиографического поля, в котором будут представлены библиографические сведения обо всех издававшихся, намеченных к выпуску и имеющихся в продаже книгах.

Уровень информирования потребителя о наличии в магазине книги того или иного автора, издательства и серии зависит от грамотного составления библиографической базы данных – как издательской, так и книготорговой, но в любом случае ассортимент изданий может быть представлен в соответствии с временными формами как перспективный, наличный и реализованный. Поэтому издательская библиографическая информация должна быть организована в следующую систему: библиографическая информация о перспективном репертуаре, библиографическая информация о наличном репертуаре, библиографическая информация о реализованном репертуаре.

Издательский репертуар является основным источником формирования книготоргового ассортимента, который, в свою очередь, существует в трех хронологических формах: перспективный (планируемый), наличный и распроданный. Очевидно, что книготорговая библиографическая информация отражает именно эти формы.

Библиографическая запись должна быть строго регламентирована в соответствии с действующим ГОСТом 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления". К сожалению, далеко не все участники книжного дела придерживаются стандартов.

Любая деятельность подразумевает последовательное выполнение задач, нацеленных на конечный результат. Можно выделить процессы создания, закрепления библиографической информации и ее доведения до потребителя. Процесс создания библиографической информации в книжной торговле осуществляется в определенной последовательности: свертывание документальной информации и перевод ее на библиографический уровень, переработка информации издательских и книготорговых библиографических пособий. Если раньше в книжной торговле процесс переработки издательских библиографических материалов был основным, так как главным источником заказа служили аннотированные тематические планы выпуска издательств, то в настоящее время книготорговцы из-за отсутствия подобных планов создают библиографические описания на основе непосредственного ознакомления с поступающими изданиями. Иными словами, книготорговцы самостоятельно формируют библиографическую базу данных книжного магазина, являющуюся исходным массивом для создания и подготовки различных библиографических и рекламных материалов (библиографических карточек, обзоров, рекламных объявлений и т.п.).

Отметим необходимость дифференцированного подхода к информационному обеспечению книжного рынка.

Сегодня безусловно необходима поддержка выпуска и распространения социально приоритетных разделов книжного ассортимента. Столь же важна – с экономической и организационной точек зрения – информационная составляющая. Не секрет, что издания массовой литературы развлекательного характера имеют куда большую рекламно-информационную поддержку, чем серьезная и по-настоящему полезная книга, которую даже заинтересованный в подобных изданиях читатель или покупатель порой просто теряет из виду.

Именно оперативное и разнообразное справочно-информационное обеспечение книгоиздания может и должно способствовать повышению популярности социально значимой книги, а также улучшению ее издательско-полиграфического исполнения.

В таком обеспечении можно выделить две взаимосвязанные области: нормативную и информационно-библиографическую.

В рыночных условиях развития российского книжного дела значение стандартизации ничуть не снизилось по сравнению с периодом планового регулирования.

От соблюдения требований стандартов зависит четкость и эффективность неадминистративного управления издательской деятельностью, защита интересов потребителей, оперативность и качество редакционно-издательских процессов, своевременность, точность и полнота информирования об изданиях, сопоставимость характеристик российской издательской продукции с международными критериями. Сейчас участники российского книжного рынка не могут пренебрегать международными стандартами или учитывать их через 20 лет после внедрения во всем цивилизованном мире (так произошло, например, с ISBN и штрих-кодами). В условиях интеграции различных отраслей науки и техники все большее значение приобретает и межотраслевая стандартизация. Именно поэтому в СССР в 1978 г. Была создана общегосударственная Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), которая в своей деятельности опирается на разработки ИСО – Международной организации по стандартизации.

Система действует не только в России, но и в других странах СНГ: ни одно из них не заявило об отказе от СИБИД.

Объектами государственной стандартизации СИБИД являются научно-технические термины и определения; представление документальных источников информации; информационно-библиотечная технология; организационные аспекты деятельности органов научно-технической информации и библиотек; редакционно-издательские процессы.

Необходимо сказать о взаимосвязи и взаимодействии обоих видов библиографии – издательской и книготорговой – и зыбкой границе между ними, отделяющей издательский репертуар от книготоргового ассортимента. Хотя ассортимент формируется в издательском репертуаре изданий, ни хронологически, ни содержательно эти понятия не совпадают. Также нельзя считать ассортимент частью репертуара, поскольку в ассортимент включают издания не только текущего года выпуска, но и предыдущих лет. Можно сказать, что репертуар и ассортимент отражают различные массивы книжных изданий – пересекающиеся, но все же находящиеся в различных сферах книжного дела [8, c. 12].

 

2.3 Библиотеки, издатели, книгораспространители: вместе или порознь?

 

Практика показала, что, громко декларируя идеи интеграции и кооперации, по крайней мере, на уровне информационных технологий взаимодействия, библиотеки, издатели и книготорговцы, как правило, действуют сами по себе и не хотят (реже - не могут) обеспечить этого взаимодействия. В чем здесь дело - в ортодоксальности некоторых руководителей, в отсутствии перспектив и выгод такого сотрудничества, в обостряющейся рыночной конкуренции, или в иных причинах? Вряд ли мы найдем точный ответ, но попытаемся разобраться, что же мешает сегодня эффективному сотрудничеству библиотек, издателей и книготорговцев, сегодня, когда условия и темпы информационной, компьютерной и телекоммуникационной революций создают все необходимые предпосылки такого сотрудничества и даже вынуждают сотрудничать.

1. Незавершенность проектов, разрабатываемых под руководством Межведомственной комиссии при Минпечати РФ. Напомним, что еще в 1999 г. при активном участии председателя Совета директоров ТД "Библио-Глобус", и заведующего кафедрой книжного бизнеса Московского государственного университета печати Б.С. Есенькина и Я.Л. Шрайберга была выдвинута идея создания при Минпечати РФ рабочей группы специалистов библиотек, издательств, книготорговых и книгораспространяющих организаций для выработки единой информационной и технологической платформы взаимодействия всех субъектов книжного рынка - схемы "автор - издатель - полиграфист - книгораспространитель - пользователь (библиотека)".

2. Эта идея увенчалась успехом и в организационном плане была решена в виде создания Межведомственной комиссии (МВК), координирующей и принимающей работу у творческих коллективов, созданных при НИЦ "Экономика", в свою очередь выигравшего по конкурсу Минпечати РФ научно-издательскую работу по данной проблеме.

Обе позиции - председателя МВК и научного руководителя НИР НИЦ "Экономика" были отданы автору этих строк; администрирование работ возглавила директор НИЦ "Экономика" Н.М. Гущина, а творческие коллективы по соответствующим проблемам возглавили известные специалисты:

А.А. Джиго, РКП (стандарт библиотечного описания для издательско-книготорговой отрасли); И.В. Пашинцев, "Мастер-Книга" (формат ONIX и технология электронных транзакций схемы "издательство - книготорговля"); Е.М. Зайцева, ГПНТБ России (систематизация издательской продукции); Е.Б. Ногина, РКП (электронный депозитарий печатной продукции).

Следует отметить, что в 2000-2001 гг. проделана большая работа всеми творческими коллективами и непосредственно МВК; несмотря на имевшие место разногласия, противоречия, споры, были достигнуты серьезные результаты.

Эти результаты многократно обсуждались на Международных конференциях "Крым", "ЛИБКОМ", совещаниях в Минпечати РФ, РКП, ТД "Библио-Глобус", ГПНТБ России, ВИНИТИ, семинарах и презентациях в ходе Московской международной книжной ярмарки 2000/2001 гг., на страницах периодических профессиональных журналов и газет. Были подготовлены серьезные отчеты, написаны солидные статьи. Тем не менее хотелось бы еще раз вернуться к основным результатам этой работы и выделить следующее:

1. Разработана схема отраслевого стандарта составления библиографического описания издательской продукции, удовлетворяющая нуждам отрасли и не противоречащая действующему универсальному ГОСТ 7.1-84. Это означало, что данная схема приемлема для библиотек и информационных органов, более того, она учитывала и те новшества и редакции, которые вносились по ходу разработки новой версии ГОСТ 7.1-84 благодаря тому, что большинство членов творческого коллектива А.А. Джиго участвовали и в этой разработке. Данная работа была согласована с главными библиографирующими учреждениями страны и доведена до уровня печатного руководства.

2. Обеспечен перевод на русский язык и начата адаптация формата ONIX; проанализирован опыт отечественного и зарубежного книжного рынка по работе с коммуникативными форматами, в том числе и по конверторам ONIX UNIMARC и ONIX - MARC 21.

3. Была продолжена работа, основанная на имеющемся большом заделе ООО "Мастер-книга" по использованию формата ONIX в электронном товарообороте книжной продукции. Специалисты "Мастер-книга" и ТД "Библио-Глобус" предложили первый вариант автоматизированной технологии прохождения и диспетчеризации транзакций схемы "оптовый склад - розничная торговля". Начато формирование службы ведения формата ONIX.

4. Разработаны актуализированные таблицы УДК для отрасли; подготовлена и выпущена печатная версия таблиц, которые оказались востребованы многими издательствами. Непосредственно для нужд книжной торговли была начата разработка книготорговой систематики с использованием десятичной схемы и содержательного соответствия с УДК по верхним уровням. В целом выпуск и распространение печатного издания по УДК для отрасли можно квалифицировать как главный законченный результат работы МВК и как один из важнейших результатов успешного взаимодействия библиотечного и издательско-книготоргового сообщества в прошедшем году.

5. Начата работа по разработке концепции создания Национального электронного депозитария печатной продукции - нового, уникального и во многом дискуссионного проекта. Рабочая группа под руководством заместителя генерального директора РКП Е.Б. Ногиной, сумев преодолеть сложные барьеры серьезных аргументов "против" ряда подходов, предложила приемлемую версию, одобренную большинством членов МВК. Для первого этапа работ этого было достаточно.

Итак, мы видим, что в результате плодотворной работы творческих коллективов и Комиссии была проделана большая и главное - результативная работа, завершившаяся к концу отчетного года, выходом ряда финальных документов. Еще одним важным, если не главным результатом, следует считать тот факт, что представители субъектов книжного рынка научились договариваться, научились слушать друг друга при обсуждении очень сложных и не менее важных вопросов совершенствования технологий издательской и книготорговой работы. Словом, налицо был результат, важность которого трудно переоценить. Логика и нужды книжного рынка требовали продолжения работ в том же русле. Этого не произошло.

Отсюда вытекает вторая причина, которая помешала успешному налаживанию профессиональных связей профессионального и эффективного сотрудничества библиотек, издательств и книготорговцев - продолжению работ в измененном русле.

Минпечати РФ действительно поддержало правильную инициативу НИЦ "Экономика", выдвинувшего заявку на продолжение финансирования НИР, но уже с другими задачами и с другими (в большей части) людьми. МВК фактически распущена и большая часть специалистов, прекрасно себя зарекомендовавших в вышеуказанных работах, к новым работам не привлечена. Мнение председателя МВК и научного руководителя работ никто не спросил, несмотря на ряд имевшихся запросов. Что же, результат смены коней на переправе, обычно известен...Однако я от всей души желаю новым людям и новым коллективам выполнить поставленные задачи. И все-таки чтобы оценить ситуацию с развитием профессионального сотрудничества в сфере книжного рынка я воспользуюсь хорошо известным названием одного из трудов классика нашей прежней идеологии - "шаг вперед, два шага назад".

3. Еще одним фактором, мешающим правильно строить отношения внутри книжного рынка, является недооценка библиотек как равноправного субъекта книжного рынка. Произносимые и печатаемые оценки суммарной доли библиотек в денежном исчислении приобретаемых изданий - 10% - являются неточными, если не сказать неверными.

Во-первых, библиотека - самый стабильный и надежный участник рынка; если библиотека перестанет покупать книги, она немедленно умрет как организация. Во-вторых, по другим сведениям доля библиотек в покупке литературы достигает до 30%, особенно в регионах. В-третьих, для периодики доля библиотек - 70-80%. Таким образом, библиотека и с этих позиций является полноценным участником рынка и ее никак нельзя игнорировать, не говоря уже о миллионах долларов, которые тратят на комплектование федеральные библиотеки.

Но это не главное. Сегодня библиотеки намного опередили других участников книжного рынка не только в использовании унифицированных правил и международных стандартов, но и во внедрении информационных технологий в целом, включая Интернет и электронные ресурсы.

Библиотеки давно интегрированы с международным информационным сообществом и принимают активное участие в разработке отечественных версий международных стандартов, форматов и схем, успешно применяя их на практике. Например, широко известная система классификации УДК, стала применяться на практике благодаря библиотекам; штриховое кодирование в ГПНТБ России, появилось в 1990 г.; электронные каталоги и ресурсы в Интернет стали предоставляться целым рядом библиотек еще в 1995 г., и многое другое. Пользователи ONIX в России еще только думают, как создать службу поддержки формата, а уже в 1992 г. такая служба для формата UNIMARC была создана в библиотечном сообществе. И, наконец, анализ пользовательского спроса в автоматизированном режиме по целому ряду факторов, так нужных книготорговле, без проблем сделает современная автоматизированная библиотека, а многие ли в издательско-книготорговом сообществе могут этим похвастаться.

Библиотеки могут и должны вносить свой посильный вклад в общее дело совершенствования технологий книжного рынка. В свою очередь, и издательско-книготорговый мир знает, как помочь и как эффективно сотрудничать с библиотеками.

Наш опыт работы под эгидой МВК показал, что библиотеки, издательства, книготорговые и книгораспространяющие организации могут успешно и эффективно работать вместе и добиваться серьезных результатов. Однако, жизнь показывает, что это может быть и не востребовано. Библиотеки все равно останутся библиотеками, все равно многие двухсторонние и многосторонние связи субъектов книжного рынка будут развиваться и процветать [9].

Установить реальную емкость рынка сбыта библиотечной литературы нелегко, помня об ограниченных финансовых возможностях библиотек. Эту проблему можно успешнее решить при активной поддержке учреждений культуры со стороны федеральных и местных органов власти. В условиях сегодняшнего финансирования библиотеки вынуждены проводить строжайший режим экономии при комплектовании фондов. Особенно это заметно в комплектовании русскоязычной литературой библиотек стран СНГ. О том, что потребность этих регионов в специализированной книге велика, говорят результаты встреч на профессиональных библиотечных мероприятиях, которые порой являются единственной возможностью для библиотекарей Украины, Молдовы, Беларуси, Казахстана ознакомиться с профессиональными изданиями и приобрести их. Известны случаи, когда библиотеки этих стран вынуждены проводить внутренний "тендер", выбирая, где и как можно приобрести книги дешевле.

Мы считаем, что интеллектуальная книга на сегодняшнем книжном рынке нуждается в особом продвижении, поддержке, специальной работе по доведению ее до покупателя.

Не менее важно при этом сотрудничество самих библиотек, библиотечных издателей и библиотечных распространителей. Корпоративный покупатель - библиотеки - нуждаются в своем корпоративном книготорговце, в корпоративной системе книгораспространения и в более гибком - или детальном - подходе в представлении библиотечной книги. Подтверждением важности такого сотрудничества можно считать и создание специальной секции в рамках Международной Крымской конференции, и обсуждение издательских проблем на конференциях ИФЛА.

И конечно же, проблема распространения русскоязычной литературы, и прежде всего профессиональной, должна стать в центр внимания правительственных органов.

В этой связи представляется актуальным проект Министерства культуры Российской Федерации совместно с ЦКНБ "Российские книги - библиотекам ближнего зарубежья", который был представлен на 4-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы "Non-Fiction" (Москва, 27 нояб. - 2 дек. 2002 г.). Цель его самая благородная: обеспечить русскоязычной книгой регионы, в которых русский язык по-прежнему остается языком профессионально-научного общения. Но при всей важности этого начинания нельзя не отметить, что успешно его реализовать можно только при поддержке госструктур.

И все же мы верим, что, объединив усилия, библиотеки, библиотечные издательства и книгораспространители сумеют достичь желаемого эффекта в выполнении основной задачи - продвижении, поддержке и распространении профессиональной и интеллектуальной книги в условиях современного книжного рынка.


2.4 Комплектование библиотек – стабильная и перспективная сфера книжного бизнеса

 

Для оценки перспектив комплектования библиотек как сферы книжного бизнеса используем известную матрицу БКГ и получим 4 базовых суждения. Комплектование библиотек это:

· гиблое дело, которым не стоит заниматься ("собаки")

· область риска ("знаки вопроса")

· стабильный рынок сбыта ("дойные коровы")

· перспективная сфера вложения средств, которая принесет дивиденды (не обязательно только материальные) в будущем ("восходящие звезды").

Большинство издательств и книготорговых фирм придерживается в своей оценке двух первых предположений. Это объясняется незнанием библиотечного рынка, преобладанием коммерческих интересов, подходом к библиотекам как к обычным клиентам.

На наш взгляд комплектование и взаимодействие с библиотеками – это стабильный и перспективный бизнес. Так как:

· библиотеки являются наиболее продвинутыми, по сравнению с другими участниками книжного рынка в освоении новых технологий

· в настоящее время идет реформирование системы финансирования комплектования библиотек

· несмотря на все трудности с финансированием библиотеки комплектуют 8% новых изданий,

Барьеры взаимодействия

· отсутствие единого информационного пространства

· неинформированность региональных книжных рынков (узкий репертуар, отсутствие местных издательств и книготорговых фирм0

· подход к библиотекам как к обычным клиентам

· психологические барьеры комплектаторов и их партнеров

· недостаточная профессиональная квалификация

Направления успешного взаимодействия с библиотеками в сфере комплектования.

Создание единого информационного пространства прозрачного и доступного для всех участников книжного и информационного рынка (авторов, издателей, книгораспространителей, комплектаторов библиотек, читателей и покупателей независимо от места их проживания и точки доступа:

· использование единых информационных коммуникативных форматов ( UNIMARC, RUSMARC)

· смещение начальной точки применения информационных технологий на уровень издательств

· применение технологии двухмерного штрихового кодирования с размещением в оригинал-макетах изданий

· контроль за качеством ввода информации в региональных представительствах РКП – ЦБ регионов

· возможность ввода и контроля информации через интерактивный открытый сайт в Интернет

· создание профессиональной навигации в Интернет для комплектаторов (рецензирование, хит-парад, рейтинг профессиональных оценок, сбор и анализ сетевых ресурсов)

Обеспечение полноты комплектования национального распределенного библиотечного фонда:

· Придание ЦБ региона функций региональных Книжных палат и представительств Национальной информационной системы "Книги в наличии и печати" в регионе

· Выпуск региональных печатных справочников в режиме " Books in Print"

· Реформирование системы федерального и регионального законодательства об ОЭ как единой системы с пересмотром приоритетов с точки зрения пользователя

Библиотеки полноправные партнеры издательств и книготорговых фирм:

· влияние на культуру книгоиздания, качество представления информации, издательскую политику местных издательств

· продвижение продукции местных издательств на российский и международный рынок

· создание региональных программ комплектования библиотек, объединение ресурсов библиотек.

 


Список использованной литературы

 

1. Справочник библиографа/Науч. Ред. А.Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 592с. – (Серия "Библиотека").

2. Добровольский В.В. Елиников М.П. Книга, книжное дело, библиотека и электронная культура: проблемы соотношения и взаимосвязи

3. Зайцева Е.М. Классификационные проблемы книжного дела

4. Издатели, книготорговцы и библиотеки в едином информационном пространстве (Интервью с С.Ю. Зориной)//Библиография. – 2005. – №1

5. Коган А.Ф. Библиотеки и книжный бизнес//

6. Михайлова Н.И. Информационное обеспечение книжного рынка: направление модернизации (На примере Москвы)//Библиография. – 2005

7. Саразетдинов Р.Г. Казаченкова Л.А. Библиотеки и книжный бизнес: проекты и эксперименты, находки и потери (на основе опыта Издательской группы "Гранд-Фаир")

8.Скорикова И.А. Проблемы комплектования фонда научно-технической библиотеки: опыт ГПНТБ России

9. Сухоруков К.М. Издательско-книгот



2020-02-03 144 Обсуждений (0)
библиотека реклама манипулятивный книжный 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: библиотека реклама манипулятивный книжный

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)