Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная библиотека и развитие информационных технологий



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Современная библиотека и развитие информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




Современная библиотека и развитие информационных технологий

Основные задачи современных библиотек

Глава 2

Книжный бизнес

Потребитель и книга

2.3 Издательско-книготорговая библиография сегодня

2.4 Комплектование библиотек – стабильная и перспективная сфера книжного бизнеса

Список использованной литературы

 


Введение

 

Окружающая человека ноосфера характеризуется в настоящее время гигантским объемом производимой информации, появлением совершенных средств и способов ее фиксирования, хранения, распространения, поиска и воспроизведения.

Информационное общество формируется сегодня на основе концепции единого информационного пространства. Поэтому информация все больше становится товаром, а в информационном бизнесе углубляется специализация, образуется рынок оптовой и розничной торговли информацией. Происходит качественное слияние и стремительная интеграция телекоммуникационных и компьютерных технологий. Средства и услуги связи становятся все более "интеллектуальными", а компьютерная техника наряду с вычислительными функциями обретает - коммуникационные. В рамках электронной конвергенции наблюдается слияние электроники, книжного дела, обработки данных и телекоммуникаций.

Созданы принципиально новые технологии подготовки, размножения и распространения текстовой и графической информации, основанные на использовании микропроцессоров и ЭВМ, читающих автоматов, фотонаборных машин, лазерных печатающих устройств, оптических дисков большой емкости, ксерографических копировальных и множительных машин, быстродействующих средств и каналов связи.

Традиционное разделение труда на редакционно-издательский и типографский во многом устарело. Наряду с постепенным сращиванием этих отраслей книжного дела происходит и все большая интеграция книжного дела в глобальные процессы информационного обслуживания [1, c. 29].

Особенности современного информационного пространства, в пределах которого функционирует библиография, заключается в том, что потребители информации ориентированы на быстрое получение нужных сведений, фактов. Обращение к спискам литературы, тем более их составление, рассматривается как потеря времени. Библиография вынуждена более активно развивать новые формы, искать меру свертывания знания в соответствии с запросами, в том числе потенциальными. Каждая библиотека стремится предоставить своим пользователям ассортимент товаров и услуг, способный удовлетворить их информационные потребности. Основным средством продвижения услуг и формирования положительного образа библиотек является маркетинг.

Производители информационной продукции стремятся к повышению эффективности собственной деятельности. Но, как отвечают маркетологи, в наше время недостаточно просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для потребителей. Библиотека должна уметь донести до целевой аудитории информацию о полезности своей деятельности, т.е. заниматься организацией маркетинговых коммуникаций, или продвижением своей продукции [2, c. 48].

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выявить основные проблемы взаимодействия библиотек с книжным бизнесом.

Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы определить пути решения этих проблем, а также определить основные направления книжного бизнеса в современных условиях рыночной экономики и быстро развивающихся высоких технологий; объединить интересы издательств, книготорговцев, а также библиотек; раскрыть сущность единой стандартизации как одного из способов преодоления трудностей, связанных с выпуском, распространением и реализацией книгопечатных изданий; определить положительные стороны в объединении государственных интересов в области расширения ассортимента выпуска научных изданий и интересов издательств и книготорговцев.

В качестве предмета исследования в работе выступает библиотека, объектом исследования является книжный бизнес.


Глава 1

 

1.1 Библиотека

 

Согласно Федеральному закону "О библиотечном деле" библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. Закон предоставляет право учреждать библиотеки государству, государственным министерствам и ведомствам, субъектам федерации и муниципальным образованиям, определяет центральные библиотеки и библиотечные системы. Таким образом, библиотеки являются некоммерческими образованиями, которые находятся в государственной собственности различного уровня и осуществляют такие важнейшие функции, как просветительство, сохранение культурного наследия, пропаганду чтения и т.д.

Основу библиотечного обслуживания составляет библиотечный информационный ресурс (книжный фонд), пополняемый и обновляемый из различных источников. Главную группу источников образуют, из которых около 80% находятся в различных организационно-правовых формах частной собственности (например, открытое акционерное общество - ОАО) и осуществляют производственную и коммерческую деятельность в сфере книжного бизнеса. Деловое взаимодействие библиотек и издательств является типичным примером взаимодействия бизнеса и государства по поводу сбыта и покупки продукции, но ему свойственен ряд специфических характеристик, придающих этому взаимодействию особый характер.

Взаимодействие бизнеса и государства опосредствуется через деловые отношения между частной и государственной формами собственности, при этом каждая из них имеет разные целевые установки экономической деятельности. Действительно, главные экономические цели бизнеса – максимизация прибыли и повышение ликвидности, главные цели деятельности государства гораздо обширней и не всегда ориентированы непосредственно на экономический эффект, что вполне характерно и для библиотечной деятельности.

Книгоиздательство является не только одним из главных источников обновления и пополнения информационных ресурсов библиотек, они играют ключевую роль во всем книжном бизнесе т.к. именно издательства инвестируют денежные средства в авторов, полиграфические материалы и услуги и каналы распространения (как правило, на условиях товарного кредита). С точки зрения книжного бизнеса библиотеки и библиотечные системы являются одними из каналов распространения издательской продукции, которые обеспечивают возврат средств затраченных всеми участниками бизнес-цепочки производства и распространения книги и образование у них прибыли.

В настоящее время в системе каналов распространения у большинства издательств библиотеки занимают весьма скромное место и не оказывают решающего влияния на формирование дохода и прибыли издательств. Исключение составляют издательства специализирующиеся на поставках в библиотеки и имеющие прочные деловые связи с библиотечным рынком (примером может служить Группа компаний "Омега-Л", специализирующаяся на нормативно-деловой и учебной литературе и ее система поставок в библиотеки вузов и школ на основе тендеров). Причинами такого слабого интереса издательств к этому каналу распространения, на наш взгляд, заключаются в следующем. Любой канал распространения подразумевает не только поставку (экспедирование) товара, но наличие информационных каналов, в том числе рекламных, и конечно финансовых. Непременной составляющей такой логистики является также и система договорных (контрактных) обязательств. Именно отсутствие таких каналов, доступных всем "игрокам" книжного рынка, ограничения по входу на них, сужает возможности установления устойчивых трансакций между большинством издательств и библиотеками и, более того, не вызывает интереса у многих издательств.

Наконец, издательствам в большинстве своем неизвестны конкретные нужды библиотек и поэтому учесть их в издательском тематическом планировании не представляется возможным. К тому же, что включение пожеланий библиотек в издательские планы отнюдь не означает гарантированного сбыта как это происходит, например, в системе сбора заказов на издательскую продукцию фирмами работающих по системе "книга почтой" (например, "Мир книги").

Возвращаясь к логистике, следует также отметить недостатки системы экспедирования. Для многих издателей выполнение заказов библиотек подразумевает рассылку единичных экземпляров в разные адреса, соответствующее увеличение накладных расходов либо делает для издательства поставку невыгодной по цене, либо вынуждает издателя устанавливать цену невыгодную для библиотеки-покупателя.

Можно констатировать наличие спроса со стороны библиотек на издательскую продукцию и желания издательств удовлетворять этот спрос, с одной стороны, и отсутствие соответствующего рыночного механизма, с другой стороны [3].

Современная библиотека и развитие информационных технологий

Современная библиотека - это не только книгохранилище, но и своеобразный "электронный архив", где предоставляется доступ к информации на любом носителе, и сползание библиотеки к содержанию книжного склада чревато необратимым изъятием из информационных ресурсов огромных духовных, культурных и информационных ценностей (по крайней мере, на долгие годы и при условии значительных затрат на их повторное освоение). Поэтому сами библиотеки (в силу своей природы) стремятся отслеживать национальный репертуар печати и приобретать с возможной полнотой выходящие в стране издания, чтобы предоставлять их в общественное пользование. На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая СМИ и книгоиздание, именно библиотеки, выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов огромной страны, единство периферии и центра.

В переломный для России период, как никогда прежде, обществу нужна достоверная, оперативно получаемая информация, новые практические и фундаментальные знания. Потребность в этом для подавляющего большинства населения может быть удовлетворена только через государственные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась, по существу, единственным учреждением, предоставляющим доступ к фондам бесплатно и располагающим хотя бы минимумом необходимой пользователю информации.

Все это привело к увеличению посещаемости библиотек, особенно крупных, что является важнейшим показателем их востребованности в обществе. Сегодня почти повсеместно региональные научные библиотеки ежедневно обслуживают читателей в 3-4 раза больше того числа, на которое они рассчитаны.

Большинство посетителей заявляют, что видят в библиотеке один из наиболее доступных каналов разнообразной информации. Читатели, выросшие в годы бурного внедрения информационных технологий в различные сферы нашего общества, имеют желание пользоваться в библиотеках электронными каталогами, компьютерными БД, мультимедиа.

Автоматизированная система современной библиотеки представляет собой полную интегрированную автоматизированную систему для учреждений, работающих с документами, архивами, произведениями литературы, искусства. Объем их фондов, как правило, достигает миллиона и более единиц хранения, количество пользователей не имеет ограничений. Система обеспечивает полный замкнутый технологический цикл, т.е. автоматизацию всех основных библиотечных процессов, и в этом отношении не уступает известным зарубежным аналогам.

Современные библиотеки, как и традиционные, сталкиваются с рядом проблем, которые становятся все более трудными для решения и требуют все возрастающих затрат ресурсов. И это в таких ключевых сферах деятельности, как выявление и приобретение (комплектование) необходимых книг, периодических изданий и других материалов и документов, каталогизация приобретенных изданий и документов, их хранение и консервация, создание условий для их широкого использования.

Эти проблемы в настоящее время обостряются ростом количества и разнообразия научно-технической и социально значимой литературы, ростом цен на эту литературу, возрастанием стоимости хранения литературы и документов, увеличением скорости разрушения книг и других изданий, напечатанных на кислотной бумаге [4].

 

1.3 Основные задачи современных библиотек

 

Одна из важнейших задач сегодня – сделать информацию о книге на всех этапах ее жизненного цикла единой, открытой и доступной для всех участников книжного рынка, используя при этом унифицированные информационные стандарты.

На протяжении нескольких лет идет процесс выработки единых отраслевых стандартов для книжной отрасли. Отметим его основные направления.

Во-первых, выработка единых стандартов электронного обмена данными.

Мы, наконец, пришли к пониманию того, что необходимо внедрять информационный формат ONIX в качестве единого стандарта электронного обмена данными. Торговый дом "Библио-Глобус" одним из первых начал использовать этот международный стандарт. Радует тот факт, что сегодня многие издательства (по данным "Библио-Глобуса" около 300) уже поставляют данные о книгах в формате ONIX. Использование его на практике показало, что данный формат полностью отвечает современным требованиям и повышает эффективность взаимодействия всех участников рынка – издателей, книготорговцев и оптовых покупателей. При наличии программных средств данные в формате ONIX могут быть переведены в формат RUSMARC, что позволит и библиотекам получать информацию о книжной продукции непосредственно от издателей или от книготорговых структур.

Признание формата ONIX в качестве корпоративного стандарта для обмена библиографической и книготорговой информацией стало одним из главных решений форума на тему "Единое информационное пространство: федеральный и региональный компоненты" в Геленджике в 2004 г.

Во-вторых, использование единых классификаторов и систем классификаций.

Сегодня только 90% издателей проставляют на своих книгах индексы УДК. Этому есть объяснение: УДК довольно громоздкая и сложная система, поэтому некоторые издательства сталкиваются с трудностями при классификации изданий по этой схеме. Тем ен менее необходимость использования единой книготорговой классификации очевидна, и такая классификация (КТК – книготорговая классификация) была создана при участии специалистов Российской книжной палаты, Московского государственного университета печати, государственного унитарного предприятия Объединенный центр "Московский дом книги", торговых домов "Молодая гвардия", "Библио-Глобус" и других организаций.

В-третьих, создание национальных информационно-поисковых систем, в задачу которых входит сбор информации о товарных предложениях от издательств и дистрибьюторов, информирование книготорговых предприятий, библиотек и других покупателей об изданиях с отслеживанием всех этапов работы над изданием – от плана выпуска до остатков нераспроданных тиражей.

К сожалению, приходится говорить о том, что база данных Российской книжной палаты (РКП) не отражает всех издаваемых в России книг. Информация о книгах предоставляется издателями нерегулярно, часть ее не актуальна. Особенно сложно с периферийными издательствами, которые ждут год-два, пока накопится достаточное количество книг, и лишь затем отправляют их в РКП. До сих пор палата получает книги пятилетней давности, некоторые издатели не выполняют закон "Об обязательном экземпляре документов". Не присылаются дорогие книги; книги, напечатанные за рубежом, малотиражные издания, выпущенные издательскими центрами вузов, информационными центрами (последняя группа самая многочисленная). Система "Букс ин принт" нуждается в активном участии издательств.

Особая тема – несоблюдение ГОСТов издателями и книготорговцами. К сожалению, далеко не всегда соблюдаются правила библиографического описания, проставления ISBN и ISSN (некоторые издатели до сих пор не знают, для чего предназначены книжные серии и сериальные номера). Все эти факторы сдерживают создание национальных информационно-поисковых систем [5, c. 103].

 


Глава 2

Книжный бизнес



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Современная библиотека и развитие информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная библиотека и развитие информационных технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)